Зайцева Ольга Сергеевна
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [ C]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
-Продолжить работу над развитием речевого дыхания, силы и высоты голоса;
-Продолжить работу над развитием длительной, направленной по средней линии языка воздушной струи;
-Продолжить работу над развитием переключаемости органов артикуляции и согласованностью работы губ и языка;
-Продолжить укреплять и развивать подвижность лицевой и губной мускулатуры;
-Продолжить формировать правильную артикуляцию для звука [С];
-Формировать зрительный, кинестетический и слуховой образы звука [С];
-Учить нормированному произнесению звука [С] по подражанию;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Постановка звука [ C]“» размещена в разделах
-Развивать речеслуховое внимание и фонематическое восприятие;
-Развивать кинестетическую и кинетическую основы движений рук, познавательные процессы, воображение;
-Упражнять в правильном употреблении имен существительных ед. числа в косвенных падежах.
Оборудование:
Игрушки: кроватка, горка, кот, мяч, пособие для дыхательной гимнастики «Дует ветерок», 2 стеклянных пузырька, «письмо от кота Васьки», наглядное пособие для формирования кинестетического образа звука, предметные, сюжетные картинки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька».
Вот открылась тихо дверь
И вошел усатый зверь.
Потянулся сладко-сладко (напряжение)
И уселся на кроватку (расслабление).
-К нам на занятие заглянул наш давний знакомый кот Васька.
Ориентирование в пространстве. Игра «Прятки».
- Он хочет поиграть с тобой в прятки. Скажи, пожалуйста.
Где сидит кот? — Кот сидит на кровати.
Откуда спрыгнул кот? — Кот спрыгнул с кровати.
Куда забрался кот? — Кот забрался под кровать.
Где спрятался Васька? – Васька спрятался за кроватью.
Где оказался котик? – Котик оказался перед кроватью.
Развитие речевого дыхания и голоса
Упражнение «Холодный ветер».
- Наш Васька в этот осенний день решил пойти прогуляться, а на улице дует холодный сильный ветер. Покажи, как ветер кружит листик.
Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на подвешенный осенний листик. Должна ощущаться резкая холодная струя. (Логопед -1 раз, ребенок- 3)
Упражнение «Поднялась буря».
- Осенняя погода очень переменчива, неожиданно поднялась буря. Послушай, как гудит буря.
Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если в пузырьке появился шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Произнести звук [у] на выдохе с изменением силы и высоты голоса: у-у-у-у-у-у. ( 2 пузырька: логопед — 1 раз, ребенок -3)
Упражнения на развитие силы и направления воздушной струи по средней линии языка.
Упражнение «Теплый ветерок».
- Буря стихла, и вновь легкий ветерок кружит осенний лист.
Дуть на подвешенный осенний листочек. (Логопед -1, ребенок- 3)
Мимические упражнения.
- Вдруг, откуда ни возьмись, набежала темная туча, чему Васька очень удивился (поднять брови). Туча становилась все темнее и темнее, и наш котик очень испугался (нахмуриться). А когда закапали капли дождя, Васька сильно огорчился. (уголки губ опустить вниз). Но дождь быстро закончился, вновь выглянуло солнце, и это событие очень обрадовало нашего друга (улыбнуться, уголки губ вверх).
Формирование правильной артикуляции.
- А сейчас, превратись в киску и выполняй упражнения, которые я назову.
Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти.
Упражнение «Киска зевает» : широко открывать — закрывать рот (под счет до 7).
Упражнение для губ.
Упражнение «Киска улыбается» :удерживать сомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).
Упражнение «Киска злится» : удерживать разомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).
Упражнения для языка (распластывание и укрепление его боковых краев).
Упражнение «Киска дразнится» : положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя.
Упражнение «Киска отдыхает» : положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (держать под счет до 7).
Упражнение на опускание кончика языка за нижние зубы.
Упражнение «Киска лакает молоко» : высовывать широкий язычок изо рта и прятать его в рот (под счет до 7).
Игра «Я — не я».
- Настя, у меня есть письмо от кота Васьки. Посмотрим, что в нем? В своем письме Васька перечислил приметы осени. Но мне кажется, он допустил ошибки. Послушай, пожалуйста, и скажи, согласна ты с Васькой или нет. Если согласна, четко говори «И я», если возражаешь — «Не я». Васька думает, что…
Осенью прохладная погода. (И я.)
Осенью распускаются подснежники. (Не я.)
Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. (И я.)
Осенью дети купаются и загорают на пляже. (Не я.)
Осенью медведь просыпается после долгой спячки. (Не я.)
Осенью листья опадают с деревьев. (И я.) Умница! Заметила все Васькины ошибки!
Формирование зрительного образа звука [С].
— А теперь, смотри, пожалуйста, на меня в зеркало. Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубы (показывает логопед). Выполни сама (выполняет ребенок). Молодец!
Закрепление слухового образа звука [С].
—У Васькиной машины спустило колесо. Помоги, пожалуйста, котику его накачать с помощью насоса. И___ ребенок стоит прямо, руки подняты на уровне груди, ладони вниз ССС___ руки опускаются вниз. И___ССС___ (5 раз). Я уверена, кот тебе очень благодарен.
9. Самостоятельное произнесение звука [С].
- Покажи, пожалуйста, нашему гостю, как ты научилась произносить звук С. (глядя в зеркало). (3-4 раза).
- Васька решил покататься с горки. Он мчится вниз так быстро, что ветер свистит в ушах. Игрушку «скатывает» с горки, произнося С___, сначала логопед, а затем 3-4 раза ребенок.
10. Развитие кинестетической основы движения рук.
Настя, изобрази, пожалуйста, котика сначала правой, а затем левой рукой.
Руки в кулачок сожму, котика я покажу. Указательный с мизинцем вытяну, слегка согну.
Развитие кинетической основы движения рук.
— Давай покажем, какие острые коготки у кота.
У нашего Васьки на лапках царапки
(сначала пальчики обеих рук «здороваются», начиная с указательного пальца, затем прижать подушечки пальцев рук к верхней части ладони).
Ты их спрятать не спеши, пусть посмотрят малыши! (несколько раз сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно).
12. Развитие фонематического восприятия.
Дифференциация звука [С] от других звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.
Игра «Поймай звук [C]».
Cлушай звуки, которые я буду произносить и хлопни в ладоши, услышав звук [С].
С Ш С С Т С С С З С Ц С` С Ж С C`С С З С и т. д.
Игра с мячом. Поймай мяч и стукни им, если услышишь слог со звуком [С].
Са, зо, со, шу, су, сы, се, це, са, сы, жи, за, зе, со, сэ, зи и т. д.
3. Игра «Встань, услышав верное слово».
- Посмотри на картинку. Я буду произносить слово правильно и неправильно. Встань, услышав верное слово.
СУП – туп, фуп, цуп, сюп, суп;
УСЫ – узы, уты, уцы, усы;
САНКИ – шанки, ванки, танки, цанки, санки.
Итог занятия :
Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька»
Вот закрылась тихо дверь
Вышел наш усатый зверь
С котиком позанимались (напряжение)
И до завтра попрощались (ребенок расслабленно машет двумя руками жест «пока»).
Ориентирование во времени.
-Ты попрощалась с котом Васькой до завтра. Какой день недели будет завтра? Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Назови оставшиеся дни недели.
Оценка работы ребенка.
- Сегодня на занятии ты играла с Васькой в разные игры, училась слушать и правильно произносить звук [С] и показала Ваське, как хорошо это у тебя получается! Молодец!