Юлия Данильченко
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [З]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме
«Дифференциация звуков [з]-[ж]»
Цель: учить дифференцировать звуки [з]-[ж] изолированно, в слогах, словах, предложениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [З]-[Ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
• формировать умение дифференцировать звуки [з]-[ж] изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания и предложения;
• развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;
• закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
Коррекционно - развивающие:
• развивать речедвигательные и слуховые ощущения;
• обогащать и уточнять словарный запас;
• совершенствовать грамматический строй речи через согласование существительных с числительными;
• добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;
• развивать познавательные процессы, общую моторику;
• продолжать работать над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией
Воспитательные:
• воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
• воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Планируемый результат.
Представленное занятие является первым из блоков занятий по дифференциации оппозиционных звуков, в ходе которых планируется выработать четкую связь между фонемой, артикулемой и графемой. В ходе достижения основной цели в комплексе развиваются речевая система и ВПФ (высшие психические функции). На занятии используются игровые и здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
1) Фигурки детей «Зоя – Женя»;
2) «Чудесный мешочек» (игрушки – жираф, жук, зебра, обезьяна, кузнечик, динозавр);
3) Символы согласных звуков Ж-З, картинный ряд к игре «Звуковая дорожка», цифры 1-2, буквы З-Ж;
4) Ладошки;
5) Профили артикуляции звуков;
6) Предметные картинки (зонт, ежевика, жёлуди, коржик, замок, обезьяна);
7) Наложенные рисунки (жираф, заяц, зебра, кузнечик, жук);
8) Числовой коврик;
9) «Зайчик на дифференциацию звуков (З-Ж).
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
- Сегодня в гости к нам пришли Зоя и Женя. Они научат нас играть в новые игры и различать их любимые звуки. С какого звука начинается имя девочки? (Со звука [з]). А имя мальчика? (со звука [ж]). Какие же звуки мы будем учиться различать?
2. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции
- Расскажи, что происходит с губками, зубками, язычком, какая выходит струйка воздуха при произнесении звука, работает ли горлышко.
Произнесем перед зеркалом сначала звук [з], потом звук [ж]. Сравним их.
а) сходство: эти звуки звонкие
б) различия: место образования
[з] – кончик языка за нижними зубами
[ж] – язык в верхнем положении
в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд
г) воздушная струя
При произнесении [з] – холодная, [ж] – тёплая
Звуку [з] мы выберем символ мухи, [ж] – символ жука.
3. Дифференциация звуков в слогах. Упражнение «Весёлые ладошки» на дифференциацию звуков [З-Ж].
- Перед ребенком выкладывается картинка с изображением правой ладошки, ему необходимо взять два карандаша разного цвета и закрашивать двумя руками одновременно дифференцируемые звуки. Когда ребенок выполняет данное задание без ошибок, подключается левая ладошка.
4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Дифференциация звуков в слогах.
- Давай поиграем в игру с «Зайчиком» и покормим её морковью.
Я предлагаю тебе брать одну морковь со слогом, в которой есть звук [З], а другой, в которой есть звук [Ж], затем наоборот.
ЗА-ЖА
ЗО-ЖО
ЗУ-ЖУ
ЗЫ-ЖИ
Называет слоги сначала со звуком [Ш], затем со звуком [С].
5. Работа над дифференциацией звуков [з] - [ж] на уровне слога.
Игра «Звуковая дорожка»
- Сейчас я буду называть слоги, а ты повторишь слог и построишь «звуковую дорожку». В зависимости от того, какой звук ты услышишь, выставляешь картинку-символ.
жо, за, ужо, жда, зок, мож, зы.
Проговаривание изолированных звуков по построенной дорожке.
6. Работа над дифференциацией звуков [з] - [ж] на уровне слова.
Д/И «Не ошибись»
- Хлопни, когда услышишь слово со звуком [з] один раз, а со звуком [ж] два раза (под символами звуков ребёнком выставляются цифры 1-2).
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, кожа, закат, жасмин, гвоздики.
Игра «Узнай по описанию – кто это?»
- Сейчас я буду «хвалить» предмет, а ты догадайся, о чем или о ком я говорю.
• Пугливый, быстрый, длинноухий (заяц)
• Резвая, быстрая, полосатая… (зебра).
• Высокий, пятнистый, длинношеий (жираф)
- А теперь попробуй ты, а я буду отгадывать.
Физминутка «Синичка»
Скачет шустрая синичка,
Ей на месте не сидится.
Прыг – скок, прыг – скок –
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень:
«Тири-тири-тири-тень»
Д/И «Числовой коврик»
Ребёнок выставляет фигурку животного рядом с цифрой и согласует числительное с существительным.
2 (н-р, зебры) 9 (зайцев) 1
6 (жирафов) 4 (кузнечика) 5 (жуков)
7. Дифференциация звуков [з] - [ж] в предложении.
Д/И «Закончи предложение».
- Рассмотри картинки, назови, что на них нарисовано, и выбери ту, которая поможет тебе закончить предложение. (Логопед начинает предложение, ребенок выбирает картинку и повторяет всё предложение).
6 картинок: зонт, обезьяна, лыжи, ужи, ежевика, заяц.
1. Во время дождя нужен … (зонт)
2. В зоопарке живёт … (обезьяна)
3. На дубе спеют (жёлуди)
4. Паша купил сладкий….(коржик)
5. Дом закрыт на … (замок)
6. У Зины в корзине … (ежевика)
8. Домашнее задание.
- Зоя и Женя приготовили для тебя интересные задания: тебе нужно будет поиграть в игру «Артисты», выучив фразу «У Зины живут ежи, а у Лизы живут ужи». И распределить картинки на две группы
9. Итог занятия. Рефлексия.
- Как звали детей, которым ты помогала? Какие звуки училась различать?
- Выбери, какого цвета ладошка тебе больше нравится и расскажи, что тебе понравилось делать на занятии.
- Ребята приготовили тебе сюрприз: сегодня они научат играть тебя в новую учебную игру «Аленький цветочек»
Приложение 1
Домашнее задание
1. Определи, какой звук З или Ж слышится в названиях картинок (ружьё, мороженое, лыжи, глаза, гнездо, пузырь, берёза, коза, ваза). Соедини каждую картинку линией с соответствующей буквой.
2. Замени названия картинок словами он. Она, он, они. Образец: лыжи – они, ваза – она.
3. Повтори, не ошибись!
жа-жа-за – вот идёт коза
за-за-жа – мы видели ежа
жу-зу-зу – мы ведём козу
зу-жу-жу – на лужок хожу
4. «У Зины живут ежи, а у Лизы живут ужи»