Ильчук Елена
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Дифференциация звуков [С] – [Ш]»
Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш].
Тип занятия : Занятие по дифференциации звуков [С] – [Ш].
Форма занятия : индивидуальное логопедическое занятие.
Возраст: 6 лет
Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
коррекционно-образовательные:
• уточнить артикуляцию и звучание звуков [С], [Ш];
• закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш].
• учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.
• продолжить формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
коррекционно-развивающие:
• развитие мелкой и артикуляционной моторики,
• развитие фонематического слуха и слухового внимания,
• совершенствование грамматического стоя речи: образование относительных прилагательных.
коррекционно-воспитательные:
• воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
• формирование контроля за собственной речью,
• воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: Зеркало. Бумажные куклы: девочка Соня и мальчик Паша, картинки в названиях которых есть звук [С], [Ш];
Ход занятия
Организационный момент:
Здравствуй, Миша!
Я прочту тебе стихотворения, а ты слушай меня внимательно и определи, какой звук чаще всех повторяется:
Пишет школьник Паша
Шапка, шайба, каша
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.
- Чаще повторяется звук [ш];
-Да, правильно.
А теперь в другом стихотворении:
Самолет построим сам,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
- Чаще повторяется звук [с];
-Да, правильно. Молодец!
- И сегодня, мы с тобой поработаем над этими звуками.
К нам на занятие пришел вот такой замечательный братик с сестричкой. Их зовут Паша и Соня. Они очень любят играть в разные игры, а ещё хотят тоже научиться не путать эти звуки.
Мы с тобой продолжим учиться не путать звуки С и Ш. Но для начала нужно размять наш непослушный язычок.
2. Развитие артикуляционной моторики
Чтоб красиво говорить,
нужно с язычком дружить.
Его мы будем разминать,
упражненья выполнять.
Шалунишка – язычок,
В доме ротике живет.
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло
(бублик)
Язычок наш потянулся,
(маятник, качеля)
Широко нам улыбнулся,
(улыбка)
А потом пошел гулять,
Свою лошадь запрягать.
(лошадка)
Затем увидел маляра.
Красить потолок пора.
(чистим небо)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
(чистим зубки)
Приустали и присели,
Покататься на качели.
(катушка)
Язычок наш погулял.
Много нового узнал.
Он немного претомился.
К себе в домик воротился.
Выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом
3. Анализ артикуляции и характеристика звуков по плану
Дарина, давай расскажем Паше и Соне, что делают губы, зубы и язык при произношении звуков [С]
Молодец, Дрина!
Когда мы произносим звук С : язык лежит за нижними зубами, зубы – «заборчиком», губы - в «улыбочке», ветерок холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
Когда мы произносим звук Ш : язычок как «чашечка» за верхними зубами, зубы «заборчиком», губы «хоботком», ветерок теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
Схема
4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти
Дифференциация звуков в слогах
Ребята предлагают поиграть в игру с мячиком «Скажи наоборот»
Я буду называть слог со звуком [С], а ты мне со звуком [Ш], затем наоборот.
СА-ША АС-АШ СКА-ШКА
СО-ШО ОС-ОШ СКО-ШКО
СУ-ШУ УС-УШ СКУ-ШКУ
СЫ-ШИ ЫС-ЫШ СКИ-ШКИ
Называет слоги сначала со звуком Ш, затем со звуком С.
Мячик
5. Развитие фонематического слуха
Дифференциация звуков в словах
Паша и Соня сочинили для нас забавные стишки. Если ребята что-то напутали, давай их поправим.
Кошка ловит «миску», Пожарный носит «кашку»,
Мама моет «мышку». Саша ела «каску»
На виду у детворы Танцует Миша в «машке»
«Крысу» красят маляры. Конфету дали «маске»
Миску – мышку,
Каску – кашку,
Крышу,
Маска – Машке.
7. Физминутка
Какие молодцы! Мы очень хорошо поработали
Наверное, устала. Давай разомнёмся и сделаем гимнастику “Шарики”.
Выполняет движения.
8. Игра на дифференциацию звуков в слове «Соня и Паша любят подарки» У нас есть различные предметы в названиях которых присутствуют звуки [c]» и [ш]. Давай подберем ребятам те предметы которые им подходят. Например, в имени Соня какой звук [c]» или [ш]?
- Звук [c]».
-Правильно, значит и предметы в названиях которых есть звук. И акже для Паши подберем предметы. В его имени какой звук?
- Звук [ш].
-Правильно. Значит и предметы со звуком….?
-[ш].
9. Развитие грамматического строя речи. Игра «Вкусное варенье»
Так хорошо мы с вами потрудились. Паша и Соня решили угостить нас чаем с вареньем. Давай же выберем то варенье, в названии которого присутствует звук [c]» или звук [ш].
Из вишни – вишневое, из смородины – смородиновое, из сливы – сливовое, из груш – грушевое, из абрикос – абрикосовое.
Картинки с баночками варенья
10. Итог занятия
Наше занятие пошло к концу. Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно?
Ребята говорят тебе, Дарина, спасибо за то, что ты научила нас не путать эти звуки. Ребятам очень понравилось с тобой играть.
До свидание, Дарина!