Мария Артемова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях»
Тема: Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях.
Цели:
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- закрепить правильное произношение звука «Р» в словах, словосочетаниях;
- развивать фонематический слух, моторику артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- формировать умения образовывать существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в словосочетаниях;
- формировать умение определять местонахождение звука [Р] в слове (в начале, в середине, в конце,
- развивать внимание, память, словесно-логическое мышление;
- воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;
- формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: картинка «Веселая полянка» для артикуляционной гимнастики, артикуляционный профиль звука [Р], мячик, звуковая дорожка на звук [Р], игрушечная машинка, слоговые ромашки, предметные картинки: роза, георгин, ромашка, нарцисс, астры; коробка, предметы: краски, цветные карандаши, простой карандаш, ручка, тетрадь; игрушки: белка, слоник, кукла; медаль «Я дружу со звуком [Р]».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- К нам на занятие пришел мальчик Рома. Ему очень хочется научиться правильно произносить звук [Р], но у него никак не получается. Давай ему поможем.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Прежде всего покажем, какие артикуляционные упражнения нужно выполнять, чтобы появился звук Р.
- Отправляемся на «Веселую полянку». На полянке живет Язычок. Утром он позавтракал, почистил зубки и отправился на прогулку. Видит - лошадка. Сел Язычок на лошадку и поскакал.
Упражнение «Лошадка»
Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий.
Прискакал Язычок на берег пруда. Здесь сидел на пеньке заяц и играл на гармошке веселые песенки. Захотелось и Язычку поиграть на гармошке.
Упражнение «Гармошка»
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам понравилось играть.
Поиграл Язычок на гармошке и вдруг увидел в пруду бегемотика.
Упражнение «Бегемотик»
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Пожалел Язычок голодного бегемотика и решил собрать для него грибов.
Упражнение «Грибок»
На полянку мы пришли,
У пенька грибы нашли.
Отдал Язычок грибы бегемотику и побежал домой. Увидел, что маляр красит забор, и решил ему помочь.
Упражнение «Маляр»
Кисть ведем вперед-назад,
Наш маляр работе рад.
- Вот какие упражнения помогают правильно произносить звук [Р].
3. Произношение изолированного звука.
- А теперь поедем кататься на машине. Давай покажем, как работает моторчик машины. (Звуковая дорожка на звук [Р]) Едем по дорожке и произносим отчё тливо: Р-Р-Р…
4. Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].
- Давай объясним Роме, как же правильно произносить звук [Р]. (Артикуляционный профиль звука [Р])
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]?
(Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная)
5. Развитие фонематического слуха.
- Чтобы к месту употреблять звук [Р], нужно уметь его слышать, отличать от других звуков.
- Отгадай загадку. Отгадка начинается со звука [Р].
Он на дне пруда живет,
Ходит задом наперед. (Рак)
- Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [Р].
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
6. Автоматизация звука в слогах.
- Теперь нужно закрепить звук [Р] в слогах. На поляне много цветов. Среди них растут и «волшебные» ромашки. Они-то и помогут произносить [Р] в слогах.
- Проводи пальчиком от буквы Р к каждому лепестку и произноси четко слоги: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
- А теперь проведи пальчиком от каждого лепестка к середине цветка и произноси слоги: АР, ОР, УР, ИР, ЫР, ЭР.
7. Автоматизация звука в словах и словосочетаниях.
- После того, как научился произносить звук [Р] в слогах, приступай к словам, а затем и к словосочетаниям.
а) Игра «Отгадай слово».
- Рома собрал на полянке цветы. Послушай, как он их называет. Поправь его, если нужно.
_оза – (роза, гео_гин -, _омашка -, на_цисс -, аст_ы - …. (Выкладываем картинки в ряд)
- Какая картинка находится справа от? Слева от? Между … и?
б) Игра на развитие внимания, памяти «Что изменилось?» (меняем местами, убираем картинки)
в) Игра на развитие словообразовательных умений «У гномика» (с мячом).
- На полянке в маленьком домике живет гномик (выставляем игрушку). У домика растут маленькие цветочки. Назови их ласково.
Роза - … (розочка,
георгин - ,
ромашка - … и т. д.
г) Игра «Образуй по образцу».
- У гномика растет не розовая роза, а розовенькая розочка;
не красный георгин, а (красненький георгинчик,
не белая ромашка, а … (беленькая ромашечка);
не красивый нарцисс, а … (красивенький нарциссик,
не разноцветные астры, а … (разноцветные астрочки).
д) Игра на развитие фонематического анализа «Звуковой домик».
-Чтобы правильно произнести слово со звуком [Р], нужно уметь определить его место в слове. Где же находится звук [Р] в данных словах-названиях цветов : в начале, в середине или в конце? Положи звуковой кружок в нужное окошко звукового домика.
8. Развитие фонематического восприятия, произносительных умений
- Интересно гулять по полянке, но пора в детский сад. Ой, смотри: дети рисовали, играли, а за собой не убрали. Давай наведем порядок на столике.
- Собери в коробку предметы со звуком Р в названии, а остальные – поставь на полку.
- Что ты положил в коробку? (Краски, ручка, карандаши, тетрадь)
- Где тебе понадобятся эти предметы? (в школе) Значит, это … (школьные принадлежности).
- А что осталось? (белка, кукла, слоник) Назови их одним словом. (игрушки)
- А игрушки ты возьмешь в школу?
- Составим словосочетания. Какие предметы в коробке?
(Разноцветные краски, красная ручка, красивая тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши: розовый карандаш, красный карандаш, оранжевый карандаш, серый карандаш).
9. Итог занятия.
- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).
- Что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело ли горлышко?
- Ты сегодня очень старался, поэтому правильно произносил звук [Р] в словах, словосочетаниях. И я хочу подарить тебе вот такую медаль, которая означает, что ты подружился со звуком [Р]. Этого же мы пожелаем и Роме.