Олеся Александровна Вишнякова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах»
Учитель-логопед Вишнякова О. А.
Цель:
автоматизировать звук [с] в слогах, словах.
Основные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки образования существительных единственного числа, винительного падежа;
- закрепить понятие о механизме образования звука С.
Коррекционно-развивающие:
- тренировать мышцы артикуляционного аппарата;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [С] в слогах, словах“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- развивать умение плавного длительного выдоха, распределения силы и направленности ротового выдоха;
- развивать общую, мелкую моторику;
- упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах, словах – в начале, середине и конце;
- развивать фонематический слух;
- учить звуковому анализу, определять наличие звука в слове.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука.
Этап работы: автоматизация звука.
Возраст: 5-6 лет
Оборудование:
Зеркало, массажные мячики, артикуляционная гимнастика в картинках, предметные картинки (абрикос, стол, собака, чеснок, капуста, сыр, ласточка, оса, кактус, сковорода, сова, ананас, вертушка для развития плавной и длительной воздушной струи, сюжетная картинка с изображением совы. Сюжетная картинка для домашнего задания. Ноутбук, диск с дидактическими играми.
План проведения занятия:
1. Организационный момент.
2. Самомассаж пальчиков с помощью массажных мячиков.
3. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.
4. Дыхательная гимнастика «Вертушка».
5. Артикуляционный профиль звука.
6. Автоматизация звука в слогах прямых, обратных.
7. Игра «Найди картинки, в которых звук [с] стоит в начале и конце слова».
8. Игра «Что видит сова во сне?»
9. Физминутка «Летела сова».
10. Интерактивная игра «Веселые рыбаки» на дифференциацию звуков [с– з].
11. Объяснение домашнего задания по сюжетной картинке.
12. Итог занятия.
Ход занятия:
Логопед: Здравствуй, Маша! К нам сегодня спешит гость. Перед тем, как его встретить, давай сначала разомнем наши пальчики (Проводится самомассаж пальцев с использованием массажных мячиков. Прижимаем обеими руками мячики к парте. Движения вперед-назад, круговые).
Логопед: Сова на дереве сидела,
И во все глаза глядела:
Может быть, упала шишка,
Или пробежала мышка.
Не мешало бы опять
Мышку на обед поймать.
Какая птица упоминается в этом стихотворении?
Маша: Сова.
Логопед: Правильно! Вот и сегодня к нам в гости пришла сова. Давай покажем ей, как мы с тобой правильно научились говорить звук С. Но для этого нам нужно сделать нашу веселую гимнастику для язычка.
(Выполнение артикуляционных упражнений для свистящих звуков с демонстрацией соответствующей карточки)
Упражнение «Улыбка» (Выполняем упражнение 5 раз, губы растянуты в улыбке, сомкнуты)
Логопед: Утром встану, улыбнусь,
Радостью своей делюсь.
Как прекрасно в мире жить,
Улыбаться и дружить.
Упражнение «Заборчик» (губы растянуты в улыбке, обнаженные зубы сомкнуты)
Логопед: Ровный, беленький забор
Нам построил дед Егор.
Все дощечки в ряд стоят,
Словно боевой отряд.
Упражнение «Блинчик» (открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу)
Логопед: Сковородку я возьму,
Блин румяный испеку.
Гладкий, ровный и душистый.
Съем его я очень быстро.
Упражнение «Тесто» (открыть рот, расслабленный язык пошлепать губами)
Логопед: Пя-пя-пя, я тесто мну,
Пя-пя-пя, пирог пеку.
Угощу своих друзей,
Приходите поскорей.
Упражнение «Чищу зубы» (открыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы)
Логопед: Чистить зубы каждый день
Мне уже совсем не лень.
Щетку пастой заряжаю,
Прямо к зубкам отправляю.
Упражнение «Горка» (открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка выгнуть, чтобы боковые края языка поднялись вверх)
Логопед: Спинка язычка у нас
Станет горочкой сейчас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!
Логопед: Молодец, Маша! Наш язычок уже почти готов к правильному произношению звука С, но для этого нам еще нужно правильно подуть на кончик языка. Ты помнишь какая воздушная струя должна быть?
Маша: Узкая, холодная, сильная.
Логопед: Верно. Давай заведем нашу вертушку. Сначала я подую на нее, потом ты. (Логопед демонстрирует как правильно выполнять упражнение). Ребенок дует на вертушку 4-5 раз плавно и длительно.
Логопед: Здорово! Молодец! А теперь вспомним какое положение губ и зубов должно быть, когда мы произносим звук С?
Маша: Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком.
Логопед: Правильно. А кончик языка?
Маша: Он «спрятан в домике» и упирается в нижние зубы.
Логопед: Воздушная струя?
Маша: Узкая, проходит посередине языка.
Логопед: Все верно. Покажем нашей сове, как мы поем песенку водички С-С-С… Отлично! Давай звук С подружим с гласными звуками.
(ребенок отраженно за логопедом повторяет прямые слоги, при этом на каждый слог пальцы правой руки поочередно здороваются с большим пальцем)
СА, СЭ, СО, СУ.
(аналогично проговариваем обратные слоги, проделывая те же движения на левой руке)
АС, ЭС, ОС, УС.
Логопед: Молодец, Маша! Смотри, что нам принесла сова (показываем предметные картинки, в названиях которых есть звук С) Давай их назовем. (Ребенок произносит названия картинок (сыр, сковорода, стол, кактус, абрикос, ласточка, капуста, чеснок, костер, четко выделяя звук С)
Логопед: Маша, дай мне, пожалуйста, только те картинки, в названиях которых звук С стоит в начале слова (ребенок, отбирая картинки еще раз называет их). А теперь положи в коробку только те картинки, в названиях которых звук С стоит в конце слова (ребенок выполняет). Назови картинки, которые у нас остались (ребенок называет). – Скажи, почему ты их не отобрала?
Маша: Потому что в этих словах звук С стоит в середине.
Логопед: Правильно! Пока мы с тобой играли со словами, наша сова уснула (показываем картинку «Совиные сны» со спящей совой и предметами, обведенными в круг). Сова спит и видит сны. Назови, что видит сова во сне? (ребенок называет слово в единственном числе винительном падеже)
Маша: Сова видит лису, сова видит посуду, сова видит собаку, сова видит самолет, сова видит сапоги, сова видит апельсиновый сок.
Логопед: Молодец, Маша! Вот проснулась наша сова и полетела в лес (логопед и ребенок встают и выполняют динамическую разминку)
Летела сова, большая голова (взмахи руками в стороны)
Летела, летела, на пенечек села. (приседаем на корточки, руки опущены)
Глазками поморгала, (моргаем глазами)
Лапками потоптала, (встаем и топаем ногами)
Головою повертела, повертела (поворачиваем голову вправо, влево, руки на поясе)
И дальше полетела (взмахи руками в стороны)
Присаживаемся за парту.
Логопед: Маша, вот летит сова и видит на реке, как два рыбака ловят рыбу. Давай им поможем рыбку поймать. У одного рыбака ведерко с буквой С, а у другого З. Давай посмотрим, кто из них больше рыбы поймает.
(Логопед проводит интерактивную игру «Веселые рыбаки». Задача игры: назвать предложенную предметную картинку и определить, какой звук есть в этом слове С или З и соотнести звук с буквой).
Логопед: Маша, ты сегодня хорошо занималась. Я даю тебе вот такую картинку (с напечатанным сюжетным рисунком). Ты дома ее рассмотри и раскрась только те предметы, в названиях которых есть звук С.
Итог занятия. Нам каким звуком работали, и что понравилось больше всего?
Удачи вам, уважаемые коллеги!