Алена Пуртова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Автоматизация звука «Ц»
Цель: закрепление навыков правильного произношения звука [ц].
Задачи:
Развивать фонематический слух.
Закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах.
Совершенствовать навыки образования существительных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Совершенствовать навыки образования формы родительного падежа множественного числа существительных.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: картинки – билеты на звук [ц] : цветы, цифры, огурец, дворец, кольцо, пуговица; картинки с изображением детенышей животных и их мам: тигрица – тигрёнок, медведица – медвежонок, волчица – волчонок, львица – львёнок, лисица – лисёнок, ослица – ослёнок, овца – ягнёнок, курица – цыплёнок, верблюдица – верблюжонок; поезд с вагончиками (для слогового анализа слова); сюжетные картинки для составления предложений.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Логопед показывает картинку с изображением цирка.
- Отгадайте, куда мы сегодня пойдем? (В цирк)
2. Сообщение темы занятия.
- Какой первый звук в слове цирк? (Первый звук - [ц]). Все артисты в цирке любят звук [ц]. Сегодня мы будем учиться произносить этот звук.
3. Артикуляция и характеристика звука (у каждого ребенка зеркало).
Дети:
- Кончик языка за нижними зубами, спинка языка прижимается к бугоркам за верхними зубами, между зубами маленькая щелочка. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, образуют преграду, поэтому звук согласный. Звук [ц] – глухой (проверить рукой). Звук [ц] всегда твёрдый.
4. Развитие фонематического слуха.
- Что делают зрители в цирке, если им нравится представление? (Хлопают в ладоши.) Когда услышите звук [ц] - хлопните в ладоши:
а) в слогах: ас, ац, со, цу, иц, сы.
б) в словах: кольцо, колесо, пылесос, акация, цифры, танкист, цветы.
5. Речевая зарядка. Определение позиции звука в слове. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.
- Билет в цирк получит тот, кто правильно за мной повторит:
Ца - ца - ца - цапля, улица, пыльца. Цы - цы - цы - зайцы, мельницы, птенцы. Цо - цо - цо - деревцо, кольцо, крыльцо. Ец - ец - ец - огурец, певец, пловец. Ца - ца - ца - птица, улица, больница.
Дети получают билеты. На билетах картинки: цветы, цифры, огурец, дворец, кольцо, пуговица.
- Это вещи артистов цирка. Разложим их по сундукам. В первый сундук положите картинки, названия которых начинаются со звука [ц], во вторую – в которых звук [ц] слышится в середине слова, в третью – картинки, в названии которых звук [ц] в конце. Дети выполняют задание.
- Закончи предложение подходящим словом. (По картинкам)
Мы подарим артистам много. (цветов). В сказочной стране много. (дворцов). Чтобы сделать салат нужно много. (огурцов). У девочки на платье много. (пуговиц). У царевны на пальцах много. (колец). На математике мы узнали много. (цифр).
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Вы хотите быть фокусниками? Будем превращать большие предметы в маленькие. Измените слово так, чтобы в нем появился звук [ц]-
платье – платьице окно – оконце зеркало - зеркальце мыло - мыльце дерево – деревце лужа – лужица одеяло – одеяльце блюдо - блюдце
7. Динамическая пауза. Координация речи с движением. (см. Картотеку)
8. Слоговой анализ слова.
Пока звери выступали, их детеныши убежали из цирка и потерялись. Помогите малышам найти своих мам. Я отведу тигренка к тигрице.
Дети составляют аналогичные предложения со словами: медведица, волчица, львица, лисица, ослица, овца, курица, верблюдица.
Хорошо, что мы помогли родителям найти своих детей, ведь цирк уезжает на гастроли. Рассадите животных по вагонам. В слове лисица 3 слога. Лисица поедет в третьем вагоне.
Дети определяют количество слогов в словах и рассаживают животных в вагончики в соответствии с цифрой.
9. Работа над предложением.
На память о цирке клоун дарит вам веселые картинки. Рассмотрите их и составьте предложения.
Дети составляют предложения. (Дети пришли в цирк. Дрессировщица учит тигров танцевать. Фокусник достал из шляпы курицу и зайца. Цирковые собачки знают цифры. Жонглер подбрасывает вверх разноцветные блюдца. Артистам подарили много цветов)
10. Подведение итогов. Оценка работы детей.