Наместникова Светлана
Конспект фронтального занятия «Звук [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Звук [ С]
Цели: 1. Формировать умение правильно произносить звук[ с], выделять его в начале, в середине, в конце слова; закреплять умение определять наличие звука в слове ;продолжить формирование понятия «согласный звук»; составлять предложения из набора слов.
2. Развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие.
3. Воспитывать чувства взаимопомощи, доброжелательности; аккуратность и усидчивость.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Оборудование: символ звука [c], его обозначение, игрушка Снегурочка, снежинки, предметные картинки, пособие «звуковая птичка», домики с картинками.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Здравствуйте, дети. Сейчас первым сядет тот, кто правильно отгадает загадку:
Красна девица грустна.
Ей не нравиться весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)- Правильно.
- А какой первый звук в слове «Снегурочка?» (С).
2. Сообщение темы занятия. Вот сегодня мы с вами и познакомимся со [c]. При его произнесении:
- губы в улыбке,
- зубы сближены,
- широкий кончик языка находится за нижними зубами,
- по центру языка идет холодный воздух,
- горлышко молчит. - Произнесем вместе: с-с-с
3. Характеристика звука [c]
- Как вы думаете, звук [c] : согласный или гласный? (согласный)
-глухой или звонкий? (глухой)
- твердый или мягкий? (твердый)
Вот поэтому мы его будем обозначать синим кружочком без колокольчика. – А символ звука [c] - папа поливает огород из шланга: с-с-с (показ картинки)
4. Самомассаж рук и лица.
- Дети, а наша Снегурочка что-то плачет? - Ей наверно стало жарко. Солнышко же греет. – Покажем, как греет солнышко.
Солнышко, милое, (поглаживающие круговые движения правой рукой левой
ладони и наоборот)
Поделись своей силою!
Просыпайтесь лучики
Согревайтесь, рученьки.
Солнышко проснулось, (показ раскрытых ладоней)
Лобика коснулось, (поглаживающие движения от середины лба к ушам)
Лучиками провело и погладило,
Солнце личико согрело
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись, (поглаживание от середины подбородка к ушам,
потянуться руками вверх, улыбнуться)
Наши губки улыбнулись.
- Вот какое теплое солнышко! А Снегурочка любит холод, поэтому такая печальная.
-Попробуем ее развеселить. –Посмотри, Снегурочка, как весело мы делаем зарядку для языка.
5. Артикуляционная гимнастика:
-«Лопаточка»
- «Почистим нижние зубки»
- «Горка»
- «Непослушный язычок»
- «Заборчик»
- «Желобок»
- Снегурочка обрадовалась: снег пошел. – Давайте поиграем с ней в игру.
6. Игра «Поймай снежинку». Ловить снежинку только тогда, когда услышите звук [c]
-с, п, м, с, к, с…; са, ма, су, ву, ас, ус, им…; Соня, Саня, коса, дом, стул, молоко, лес…
7. –Снегурочка предлагает вам поиграть в игру «Закончи слово слогами:
СА, СЫ, СОК. –За правильный и быстрый ответ- приз (снежинка). Снегурочка начинает говорить слово, вы его заканчиваете
слогом СА:
ли, ко, кляк, плак…;
слогом СЫ:
о, у, бу, ко, ве, ча…;
слогом СОК:
пе, ку, но, ле, воло, коло, голо… -У кого оказалось больше снежинок? (дети считают)
8. Игра «Звуковая птичка». Наша гостья принесла с собой картинки. Их надо правильно назвать и определить, где находиться звук [c] в названии картинки: в начале, в середине или в конце. Показать это на нашей птичке (показ соответствующей части птички (начало, середина, конец).
Слова : сапоги, посуда, лес, снег, коса, сова, самокат.
9. «Давайте-ка, ребятки, отгадывать загадки». Снегурочка хочет загадать вам загадки. -Отгадаем их?
«Стрекотунья, белобока,
А зовут ее…» (сорока)
«Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает»(собака)
«Белый камень во рту тает» (сахар»
«Под крышей- четыре ножки,
А на крыше –суп да ложки»(стол)
- Какой первый звук слышим во всех словах-отгадках? [с]
- Мне кажется, нам пора отдохнуть.
10. Физкультминутка. Я буду рассказывать вам стихотворение, а вы его покажете движениями (дети стоят около своих стульчиков)
-На ветках развесил иней
Ночью Дедушка Мороз.
Он сегодня очень сильный
Щиплет щеки, лоб и нос.
Побежим домой скорей,
Не догонит нас Мороз! –Наша Снегурочка развеселилась.
11. Игра «4- лишний».- Рассмотрите внимательно картинки в каждом домике. Назовите их. – А теперь назовите «лишнюю» картинку в каждом домике и объясните свой выбор.
Картинки: -санки, лес, банка, лиса
-носок, сом, свекла, коза
-нога, самолет, нос, пояс. _Молодцы, вы справились и с этим заданием. Следующая наша игра:
12. «Собери предложение». Снегурочка назовет вам несколько слов, вы должны составить из них предложение. За быстрый и правильный ответ-приз
-Соня, сыр, есть. (Соня ест сыр)
- Собака, под, спать, стол. (Собака спит под столом)
-Лиса, стоять, нора, у. (Лиса стоит у норы)
13. «Повтори чистоговорки». Чтобы нашей гостье было еще веселей, расскажем ей чистоговорки, а она их внимательно послушает. (Дети произносят за логопедом хором)
Са-са-са-в лесу бегает лиса.
Со-со-со- у Сани колесо.
Ос-ос-ос- у собаки нос.
Сы-сы-сы-—я не боюсь осы.
Аска-аска-аска- у Сони маска.
Иска-иска-иска- маленькая миска.
14. Итог и оценка деятельности детей. Дети, какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
– Какой звук [c]?
– Как мы его обозначаем?
-Символ звука [c]-?
–Чем мы еще сегодня занимались на занятии? –Что нового и интересного вы узнали? – Кто был самым активным? –Сообразительным? Снегурочке вы сегодня все очень понравились. Она благодарит вас за то, что вы ее развеселили и прощается с вами.
Литература
О. Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе»-М. :ТЦ Сфера, 2016.
О. В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст. - Волгоград: Учитель, 2012.
Программа развития связной речи детей 5-7 лет/ авт. -сост. Е. Ю. Бухтоярова. -Волгоград: Учитель, 2012.
В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб. : Детство-Пресс. 2005.