Светлана
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Путешествие в школу Смешариков. Звук [ш] и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширять представления по лексической теме «Школьные принадлежности».
2. Закреплять умение определять первый звук и первую букву в слове.
3. Закреплять дифференциацию согласных звуков по твёрдости-мягкости.
4. Учить запоминать зрительный образ буквы.
5. Закреплять навык чтения прямых и обратных слогов.
6. Формировать грамматический строй речи путём согласования и словоизменения.
7. Закреплять правильное употребление в речи предлогов, формировать предложно-падежные конструкции.
Публикация «Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ТНР „Путешествие в школу Смешариков, Звук [ш] и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
8. Обучать лексически и синтаксически правильно выстраивать речевое высказывание.
9. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
10. Развивать чувства единства, сплочённости.
11. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, слайдовая презентация к НОД: интерактивная игра «Что понадобиться в школе Барашу?», интерактивная игра с раздаточным материалом «Определи первую букву в слове», интерактивная игра «Волшебное дерево», интерактивная игра с раздаточным материалом «Встреча с Нюшей», раздаточный материал «Допиши буквы, прочитай слово», карандаш или фломастер на каждого ребёнка.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Учитель-логопед приглашает детей войти в групповую комнату :
- Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к Смешарикам – героям нашего любимого мультфильма. И сейчас я предлагаю вам отгадать загадку про одного из них:
Капризный поэт,
Любит горный пейзаж.
Узнали кто это?
Конечно. (Бараш)
На экране появляется Бараш.
Бараш прислал письмо. Давайте я вам его прочту. «Здравствуйте, ребята! Я, Бараш, очень рад всех вас видеть! Ребята, вам очень повезло, что вы ходите в детский сад, ведь там вы можете учиться, играть, заводить себе друзей! Скажите, ребята, правда, что вы уже знаете много букв, звуков и уже умеете читать слоги,слова? (Ответ детей.) Я очень люблю сочинять стихи, но, к сожалению, не знаю грамоты и не могу их записать. Поэтому я решил начать учиться в волшебной школе Смешариков. Но прежде, чем меня туда возьмут учиться, мне нужно пройти испытание: я должен буду справиться со всеми заданиями, которые будут для меня приготовлены. Ребята, я очень рассчитываю на вашу помощь!»
- Ну что, ребята, поможем Барашу? Тогда отправляемся вместе с ним в волшебную школу Смешариков!
Вот первое испытание:
2. Интерактивная игра «Что понадобиться в школе Барашу?»
Учитель-логопед обращает внимание детей на экран проектора :
- Собрался Бараш в школу идти, а что взять с собой – не знает. Давайте посмотрим с вами на экран и подскажем Барашу, что ему не понадобиться в школе.
Дети по очереди касаются электронным карандашом тех предметов, которые в школе не понадобятся, после этого на экране остаются только школьные принадлежности (портфель, букварь, тетрадь, ручка, карандаш, глобус, пенал).
- Как можно назвать все эти предметы? (Школьные принадлежности.)
- Молодцы! Теперь Бараш знает, какие предметы нужно взять с собой в школу.
3Логопед Какой звук часто встречается в словах школьник,карандаш, школа?
Ответ детей.
Звук Ш
Учитель-логопед, обращается к детям:
Давайте вспомним характеристику звука Ш.
Характеристика звука. (СГвсегда твёрдый, глухой,обозначается фишкой синего цвета, на письме звук Ш обозначается буквой Ш)
4. Давайте поможем Барашу выполнить слудующее задание:
«Где спрятался звук? Ш» Слова: карандаш, кошка, школа,Бараш.
Полные ответы детей.
Молодцы!
- А теперь давайте познакомим Бараша с буквой «Ш».
Из каких элементов состоит буква «Ш»?
Дети: Буква Ш состоит из палочек.
На что похожа буква «Ш»?
Дети: Буква Ш похожа на вилы, на пароход, на ковш эксковатора
На экране появляются картинки с изображением вил, парохода, эксковатора.
Давайте выложим букву Ш из липкой ленты.
Дети проходят к столам, выкладывают букву Ш.
Дети выкладывают из липкой ленты букву Ш
Молодцы!
Чтобы Бараш Хорошо запомнил букву Ш, давайте расскажем про неё стихотворение.
В школу буква Ш пришла.
Школьника она нашла.
Дала Саше шоколад.
Букве Ш он очень рад.
5. Скучно одному Барашу идти в школу, он решил позвать…Кого мы узнаем, когда выполним следующе задание:
Перед вами игровое поле, мы должны собрать слово и узнаем кого решил позвать Бараш.
Дети записывают. Крош.
Учитель-логопед: - Молодцы, вы отлично справились! Есть звук Ш в этом слове и где он находится.? Делаем звукобуквенный анализ слова Крош. (у доски). Правило (сколько в слове гласных, столько и слогов)
Молодцы!
6. Динамическая пауза «Преодолей препятствия вместе с Барашем» и Крошем
- Ребята, на пути к знаниям перед Барашем и Крошем возникли новые трудности. Давайте вместе с ними преодолеем эти препятствия. Сначала Барашу и Крошу надо пройти через болото, прыгая по кочкам. Прыгаем все вместе друг за другом. Затем им нужно вскарабкаться на высокую гору. Ребята, поднимаем руки вверх и выполняем хватательные движения. А сейчас перед ними река. Преодолеем ее, пройдя по мостику. Теперь перед Барашем и Крошем возник дремучий лес. Наклоняемся и проходим под ветками деревьев. Ребята, вот мы и преодолели эти препятствия. Вы молодцы!
«Испорченные конфеты»
У Кроша было очень весёлое настроение. И он решил подшутить над Барашем и угостить его не настоящими конфетама, а конфетами из пластилина. А потом передумал, но было поздно.
Давайте поможем Барашу найти настоящие конфеты.
Вам надо взять красные фломастеры, сесть на свои места и выполнить задание.
Перед детьми конфеты на которых написаны слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ, АШ, ОШ, УШ, ИШ.
Если звук Ш стоит вначале слога, то нарисуем улыбку Барашу, если звук Ш стоит в конце слога- грусть.
Проверяют
Молодцы!
Дидактическая игра «Шипящие дорожки», правописание «ши».
Учитель-логопед:
- Ребята, пока Бараш и Крош разбирали конфеты, буква «Ш» из слов куда-то убежала. Бараш загрустил, что теперь он не сможет прочитать слова вот на этой картинке. Но на помощь пришёл звук [Ш], который, как мы помним, шипит как змея. Пока змея шипит и ползёт по дорожке, вы проводите по этой дорожке карандашом, не выходя за её края. Когда змея доползает до букв, вы читаете слово, которое у вас получилось.
- Прочитайте слова, которые у вас получились.
- Молодцы! Обратите внимание, что после «Ш» слышится звук [Ы], но пишется буква «И».
- Смотрите, а вот и буква «Ш» вернулась, и не одна, а вместе с буквой «И». Запомните, ребята, после буквы «Ш» слышится звук [Ы], но пишется буква «И».
7. Интерактивная игра «Волшебное дерево».
Учитель-логопед приглашает детей подойти к экрану и присесть на ковер:
- По дороге в школу увидел Бараш волшебное дерево. (На экране появляется картинка). Дерево это было непростое, а волшебное: на нём росли и яблоки, и груши, и даже абрикосы.
- Дерево спросило у Бараша: «Недавно мне довелось услышать, что ты хочешь грамоте учиться?» «Хочу!» - ответил Бараш. «Тогда прочитай сначала слова, которые написаны на моих фруктах!»
- Ну что, ребята, поможем Барашу?
Дети читают слова, написанные на яблоках, после чего яблоки падают с дерева. Затем читают слова, написанные на грушах, груши также падают с дерева. Аналогичная работа проводится со словами, написанными на абрикосах.
Дети делятся на 3 команды: «Соберём портфели» Барашу, Крошу, Нюше.
1 собирает слова с одним слогом: лук, сок, мел, бинт.
2. С двумя слогами: краски, книга, пенал,ручка
3с тремя слогами: линейка, кисточка, резинка, карандаш
Молодцы!
7. Игровое задание «Встреча с Нюшей».
Учитель-логопед предлагает детям ответить на вопрос:
- А знаете ли вы, ребята, с кем больше всего дружил Бараш?
-Конечно же, с Нюшей! Вот и на этот раз он встретил Нюшу по дороге в школу. Нюша несла портфель, и вежливый Бараш предложил ей помочь донести тяжёлый портфель. Нюша с радостью согласилась. Пока они шли в школу, Нюша рассказала Барашу одну интересную историю. А какую историю она ему рассказала, мы сейчас с вами узнаем, расшифровав эти карточки. Займите, пожалуйста, свои места за столами.
- У каждого из вас на столе лежит карточка с картинками. Для того чтобы у вас получилось предложение, нужно связать картинки по смыслу слева направо. Например, на первой картинке нарисован кто? (Нюша); на второй картинке нарисовано действие «Что она делала?». На третьей картинке мы видим изображение, которое обозначает маленькое слово «в», а на четвертой картинке нарисована школа. У нас с вами получилось предложение: «Нюша шла в школу». Ребята, обратите внимание, сколько картинок на карточке, столько и слов в предложении.
Каждый ребенок самостоятельно составляет предложение по своей схеме. На экране появляется картинка для проверки правильности составленного предложения.
Нюша увидела кошку и птичку.
3. Кошка ловила птичку.
4. Нюша дала кошке рыбку.
5. Пока кошка ела рыбу.
6. Птичка улетела на скамейку.
7. Птичка перелетела на крышу.
8. На крыше птичка запела.
9. Нюша побежала в школу.
8. Учитель-логопед:
- Ребята, посмотрите на экран. Пока Нюша рассказывала Барашу эту интересную историю, они не заметили, как пришли к какому-то незнакомому зданию. Смешарики увидели, что на здании были написаны какие-то буквы. Эти буквы были написаны давно и, к сожалению, наполовину стёрлись. Давайте поможем Барашу узнать эти буквы. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит лист с буквами, которые написаны только наполовину. Допишите буквы, и вы узнаете, куда пришли Бараш и Нюша.
- Ура! Бараш наконец-то добрался до волшебной школы Смешариков. Теперь он будет учиться грамоте и сможет записывать все свои стихи! (На экране появляется слово «ШКОЛА» и картинка, на которой Бараш сидит за партой).
Игра «Допиши буквы»
9. Рефлексия
Учитель-логопед: Ребята, за то, что вы помогли Барашу попасть в волшебную школу Смешариков, он приготовил вам небольшой сюрприз – это золотая веревочка. Но сначала мы с вами встанем в круг. Сейчас каждый из вас вспомнит, какие задания мы выполняли вместе с Барашем и завяжет узелок на золотой веревочке.
Каждый ребенок по очереди завязывает узелок, вспоминая задание, и передает оставшуюся веревочку своему соседу до тех пор, пока конец веревочки не окажется у учителя-логопеда.
- Ребята, посмотрите, мы с вами соединились золотой веревочкой в одно целое. Мы с вами как одна большая и дружная семья вместе сможем преодолеть любые препятствия. Я предлагаю сохранить эту веревочку в группе : в будущем она поможет нам в трудных ситуациях. А сейчас давайте попрощаемся с нашим героем – Барашем. Всего доброго! До свидания!