Лучший педагог года

Тема «Народные праздники на Руси. Масленица»

Гульжан Сейтмеметова
Тема «Народные праздники на Руси. Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы

УТРО

Утренние беседы с детьми.

Тема: «Народные праздники на Руси. Масленица». Вопросы к беседе:

• Откуда к нам пришел праздник Масленицы? Что означает само слово «масленица», почему праздник назывался именно так?

• Почему на Масленицу пекли блины? Какой смысл нес в себе румяный поджаристый круглый блин?

• Сколько дней продолжался праздник Масленицы?

• Ты помнишь, как назывались дни Масленицы? Что происходило в каждый из этих дней?

• Почему последний день Масленицы назывался «прощеным воскресеньем»? Почему люди считали нужным попросить друг у друга прощения? Как бы ты назвал отношения между людьми?

• Что олицетворял собой обряд сжигания соломенного чучела Масленицы?

• Почему в прощеное воскресенье было принято прыгать через костры? Что означал этот древний обряд?

• Что начиналось после масленичной недели?

Что олицетворял собой Великий Пост? Этот обычай продиктован нашей христианской религией, но он имеет и глубинное значение. Чем он обусловлен, как ты думаешь?

• Чем тебе нравится праздник Масленицы?

• Какие ты знаешь народные пословицы и поговорки о Масленице?

Сюжетно-ролевые игры «Семья».

Цель:

•воспитывать уважительное и любовное отношение членов семьи друг к другу;

•учить выстраивать сюжет игры, распределять роли;

•закреплять дружеские отношения между детьми.

«Мы идем в гости».

Цель:

•закреплять правила этикета, правила поведения в гостях; • учить вежливости.

«К нам пришли гости».

Цель:

•воспитывать у детей гостеприимство;

•закреплять правила этикета при приеме гостей;

•объяснить смысл слов «хлебосольство», «радушие».

Подвижные игры

Русская народная игра-хоровод «Каравай».

Русские народные игры «Гори, го-ри ясно!», «Ручеек».

Игры-соревнования «Перетяни канат», «Поезд», «Санки», «Передай клюшку», «Гусеница с веревочкой».

Дидактические игры

«Кузовок»

на развитие речи и словотворчества, закрепление образования новых слов с помощью суффиксов.

«Барыня прислала сто рублей» на развитие памяти.

«Неоконченный рассказ» на развитие воображения.

«Ручеек» на закрепление состава чисел от 2 до 10.

Загадки Дымковские игрушки

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами, Очень рано встаю,

Детям спать не даю.

(Петушок)

Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпы трехэтажные – Статные и важные.

(Дымковские барышни)

Кто-то дырочки умело Сделал птахе у спины, И синица вдруг запела

Голоском самой весны.

(Синица)

ЗАНЯТИЯ

Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Масленица». Цели:

Образовательная:

• продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками. «В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, мясом, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым - одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а масленица», «Как коту масленица».

В старину Масленица начиналась с понедельника. Открывала праздник детвора: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелочные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий

двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!» И

начиналось веселье. Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыш», среда - «перелом», четверг - «широкий», пятница - «тещины вечера», суббота - «золовкины посиделки», «проводы», воскресенье - «прощеный день».

Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки-славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц: «Месяц, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару». Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души умерших родственников съедят их: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок». Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет», - говорилось в народе.

Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни покататься со снежных гор, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены - просим пожаловать!» На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого Поста наступал другой праздник - Красная горка - традиционное время свадеб. В среду теща приглашала на блины зятя: «Теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал, теще спасибо сказал».

С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы.

В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести.

В субботу, на «золовкины посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных.

Проводы Масленицы, «прощеное воскресенье», сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло собой зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день за деревней жгли костры, и молодежь прыгала через огонь - в этом обычае нашел отражение древний обряд очищения огнем. В этот день было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими - подготовиться к Великому Посту.

Рисование. Занятие № 1.

Тема: «Рассматривание картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Цели:

•учить выделять выразительные средства в живописном полотне;

• учить составлять рассказ по сюжету картины.

На занятиях по изобразительной деятельности мы закрепляем одну из тем по ознакомлению детей с русским декоративно-прикладным искусством

«Дымковские игрушки».

Рисование. Занятие № 2.

Тема: «Составление дымковских узоров».

Цели:

•учить вырисовывать узоры по мотивам игрушки, передавая колорит;

•развивать чувство цвета при составлении узора из нескольких элементов.

Рисование. Занятие № 3.

Тема: «Роспись силуэтов дымковской игрушки».

Цели:

• учить выделять основные средства выразительности дымковской игрушки (пластичность, яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи);

• учить самостоятельно выбирать приемы росписи, передавая свое отношение к изделиям.

Лепка. Тема: «Дымковские игрушки».

Цели:

• продолжать знакомить с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предмету;

• продолжать упражнять в лепке игрушки из целого куска глины по замыслу;

• воспитывать в духе народных традиций; показать неразрывную связь народного изобразительного искусства, народной музыки, устного народного творчества.

Аппликация. Тема: «Дымковский петушок».

Цели:

•упражнять в выполнении аппликации методом обрывания;

•развивать цветоощущение, мелкую моторику рук, умение работать коллективно;

• развивать интерес к методу обрывания;

• развивать уважение к творчеству народных мастеров.

Интегрированное развлечение «Масленичные гулянья».

Цели:

• воспитывать детей на народных традициях;

• воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за русский народ, который славится старинными обычаями, трудолюбием, умением работать от души и веселиться от души;

• закреплять знание народных промыслов России;

• развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность;

• развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества. Показать детям неразрывную связь между различными видами народного искусства: народными промыслами и ремеслами, народной музыкой, устным народным творчеством.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной организованной деятельности в подготовительной группе «Народные праздники» Тема: Народные праздники. Цель: формировать познавательный интерес детей к культуре народов Крыма через знакомство с традициями обычаями,.

Конспект ОД в средней коррекционной группе «Русские народные традиции и праздники»Конспект ОД в средней коррекционной группе «Русские народные традиции и праздники» РИСОВАНИЕ. «БАЛАЛАЙКА» Цель: вызвать интерес к музыкальному инструменту «Балалайка» и познакомить со звуком, и элементами инструмента.

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тема «Народные праздники на Руси. Масленица»
Опубликовано: 24 февраля 2025 в 23:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тема «Народные праздники на Руси. Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Гульжан Сейтмеметова (УИ 3202368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости
27 февраля 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД