Гульжан Сейтмеметова
Тема «Народные праздники на Руси. Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
УТРО
Утренние беседы с детьми.
Тема: «Народные праздники на Руси. Масленица». Вопросы к беседе:
• Откуда к нам пришел праздник Масленицы? Что означает само слово «масленица», почему праздник назывался именно так?
• Почему на Масленицу пекли блины? Какой смысл нес в себе румяный поджаристый круглый блин?
• Сколько дней продолжался праздник Масленицы?
• Ты помнишь, как назывались дни Масленицы? Что происходило в каждый из этих дней?
• Почему последний день Масленицы назывался «прощеным воскресеньем»? Почему люди считали нужным попросить друг у друга прощения? Как бы ты назвал отношения между людьми?
• Что олицетворял собой обряд сжигания соломенного чучела Масленицы?
• Почему в прощеное воскресенье было принято прыгать через костры? Что означал этот древний обряд?
• Что начиналось после масленичной недели?
Что олицетворял собой Великий Пост? Этот обычай продиктован нашей христианской религией, но он имеет и глубинное значение. Чем он обусловлен, как ты думаешь?
• Чем тебе нравится праздник Масленицы?
• Какие ты знаешь народные пословицы и поговорки о Масленице?
Сюжетно-ролевые игры «Семья».
Цель:
•воспитывать уважительное и любовное отношение членов семьи друг к другу;
•учить выстраивать сюжет игры, распределять роли;
•закреплять дружеские отношения между детьми.
«Мы идем в гости».
Цель:
•закреплять правила этикета, правила поведения в гостях; • учить вежливости.
«К нам пришли гости».
Цель:
•воспитывать у детей гостеприимство;
•закреплять правила этикета при приеме гостей;
•объяснить смысл слов «хлебосольство», «радушие».
Подвижные игры
Русская народная игра-хоровод «Каравай».
Русские народные игры «Гори, го-ри ясно!», «Ручеек».
Игры-соревнования «Перетяни канат», «Поезд», «Санки», «Передай клюшку», «Гусеница с веревочкой».
Дидактические игры
«Кузовок»
на развитие речи и словотворчества, закрепление образования новых слов с помощью суффиксов.
«Барыня прислала сто рублей» на развитие памяти.
«Неоконченный рассказ» на развитие воображения.
«Ручеек» на закрепление состава чисел от 2 до 10.
Загадки Дымковские игрушки
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами, Очень рано встаю,
Детям спать не даю.
(Петушок)
Кофточки цветные,
Юбки расписные,
Шляпы трехэтажные – Статные и важные.
(Дымковские барышни)
Кто-то дырочки умело Сделал птахе у спины, И синица вдруг запела
Голоском самой весны.
(Синица)
ЗАНЯТИЯ
Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Масленица». Цели:
Образовательная:
• продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками. «В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, мясом, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым - одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а масленица», «Как коту масленица».
В старину Масленица начиналась с понедельника. Открывала праздник детвора: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелочные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий
двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!» И
начиналось веселье. Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыш», среда - «перелом», четверг - «широкий», пятница - «тещины вечера», суббота - «золовкины посиделки», «проводы», воскресенье - «прощеный день».
Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки-славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц: «Месяц, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару». Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души умерших родственников съедят их: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок». Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет», - говорилось в народе.
Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни покататься со снежных гор, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены - просим пожаловать!» На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого Поста наступал другой праздник - Красная горка - традиционное время свадеб. В среду теща приглашала на блины зятя: «Теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал, теще спасибо сказал».
С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы.
В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести.
В субботу, на «золовкины посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных.
Проводы Масленицы, «прощеное воскресенье», сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло собой зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день за деревней жгли костры, и молодежь прыгала через огонь - в этом обычае нашел отражение древний обряд очищения огнем. В этот день было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими - подготовиться к Великому Посту.
Рисование. Занятие № 1.
Тема: «Рассматривание картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
Цели:
•учить выделять выразительные средства в живописном полотне;
• учить составлять рассказ по сюжету картины.
На занятиях по изобразительной деятельности мы закрепляем одну из тем по ознакомлению детей с русским декоративно-прикладным искусством
«Дымковские игрушки».
Рисование. Занятие № 2.
Тема: «Составление дымковских узоров».
Цели:
•учить вырисовывать узоры по мотивам игрушки, передавая колорит;
•развивать чувство цвета при составлении узора из нескольких элементов.
Рисование. Занятие № 3.
Тема: «Роспись силуэтов дымковской игрушки».
Цели:
• учить выделять основные средства выразительности дымковской игрушки (пластичность, яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи);
• учить самостоятельно выбирать приемы росписи, передавая свое отношение к изделиям.
Лепка. Тема: «Дымковские игрушки».
Цели:
• продолжать знакомить с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предмету;
• продолжать упражнять в лепке игрушки из целого куска глины по замыслу;
• воспитывать в духе народных традиций; показать неразрывную связь народного изобразительного искусства, народной музыки, устного народного творчества.
Аппликация. Тема: «Дымковский петушок».
Цели:
•упражнять в выполнении аппликации методом обрывания;
•развивать цветоощущение, мелкую моторику рук, умение работать коллективно;
• развивать интерес к методу обрывания;
• развивать уважение к творчеству народных мастеров.
Интегрированное развлечение «Масленичные гулянья».
Цели:
• воспитывать детей на народных традициях;
• воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за русский народ, который славится старинными обычаями, трудолюбием, умением работать от души и веселиться от души;
• закреплять знание народных промыслов России;
• развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность;
• развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества. Показать детям неразрывную связь между различными видами народного искусства: народными промыслами и ремеслами, народной музыкой, устным народным творчеством.