Олеся Носова
Конспект фронтального занятия в подгруппе компенсирующей направленности «Знакомство со звуками [р], [р’], буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной группе компенсирующей направленности
«Знакомство со звуками [р, р’ ], буквой Р»
Учитель-логопед МБДОУ ДС КВ №22 г. Ейска МО Ейский район
Носова О. А.
Цели:
коррекционно— образовательные: закрепить характеристики звуков Р, РЬ и их обозначение;
закрепить навык произношения звука р в словах, предложениях и фразах;
познакомить с буквой Р;
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Педагоги компенсирующей направленности
- Темочки
продолжать учить преобразовывать слова;
коррекционно— развивающие: упражнять в дифференциации звуков [р-рь].
упражнять в печатании буквы Р, слов, предложений с буквой Р, чтении сочетаний с изученными буквами;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей, графо-моторные навыки;
развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
коррекционно— воспитательная: воспитывать умение аккуратно работать с раздаточным материалом, в тетради.
Оборудование: тетради, простые карандаши, презентация, раздаточный материал – слова для чтения с буквой Р, Д. и. «Будь внимателен», кассы букв.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Садится тот, кто «Заменит в слове звук Р на РЬ»
Рад-ряд рысь-рис
Ров-рёв роса-ряса
Пар-парь удар-ударь
Шар-шарь зорко-зорька
Брак-бряк
2. Что это за письмо? Оно от Буратино! Сейчас я его вам прочитаю.
- Зд. авствуйте д. узья! Вы ско. о пойдёте в школу, как и я. Мальвина дала задание написать отгадки к загадкам. А я не знаю одну очень важную букву. Помогите. Бу. атино. (слайд 1)
Что-то здесь не так. Вы не знаете. В чём дело? Я поняла, в словах пропущена буква Р. Он также как мы ещё не знает эту букву, но мы сегодня с ней познакомимся и сможем прочитать письмо.
3. Дайте характеристику звуку Р (согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим цветом). Назовите слова на звук Р.
Дайте характеристику звуку РЬ (согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёным цветом). Назовите слова на звук РЬ.
4. Д. и. «Выдели первый звук в названии картинок и составь из них слово» (слайд 2,3)
ПАРК
РИТМ
РУКИ
КРАН
5. Автоматизация звука Р в связной речи. (стихи с движениями)
Мы со звуком «Р» играем, показ двумя руками на себя
Тигра мы изображаем: показ «когти тигра»
-Ур-ур-ур, мур-мур-мур! Гладим руки, как кошечка
Гыр-гыр-гыр, фыр-фыр-фыр. «царапки»
Мы со звуком «Р» играем показ двумя руками на себя
И вороне подражаем: «клювы» обеими руками
-Кар-кар-кар, кра-кра-кра. Правой, потом левой рукой ворону.
Вот со звуком «Р» игра. Показ ладошек обеих рук.
6. Физкультминутка
Переменка, переменка.
Отдохните хорошенько.
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь.
Можно сесть и помолчать…
Только чур нельзя скучать.
7. Релаксационное упражнение "Злюка успокоилась".
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, Движения по тексту.
напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю
и рычаньем всех пугаю: РРРРРРРРР
Чтобы злоба улетела
и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть,
потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
8. Знакомство с буквой Р, р (эр)
Вспомним, чем отличаются звуки от букв :
Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.
На что похожа буква? (слайд 4)
«Р» - турист, идёт в поход, (слайд 5)
За спиной рюкзак несёт.
Буква Р – на мачте парус, (слайд 6)
Вдаль плывет, небес касаясь.
«Дрожу от страха (слайд 7)
До сих пор! –
Воскликнуло полено, -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно».
Показать букву Р руками.
Написать букву Р в воздухе.
9. Подготовка руки к письму
Пальцы делают зарядку, Сжимаем-разжимаем кулаки
чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке «Надеваем перчатки» на каждый палец
будут буковки писать.
10. Печатание буквы тетради.
Букву Р писать несложно,
К палке справа осторожно подрисуем мы кружок,
И получится флажок.
Зачем нам нужна заглавная буква Р (Имена – Рома, Рита, Рая, Роза, Родион, названия городов – Ростов, Рига, Ржев, Рязань, название улиц – Рабочая, первое слово в предложении)
11. Чтение слогов (презентация) (слайд 8)
- По стрелкам
- По схеме (строки, столбцы) (слайд 9)
- Чтение слов (раздаточный материал)
12. Печатание слов в тетради (с комментированием)
Отгадывание загадок, отгадки записываем (отгадки появляются на презентации)
В тихой заводи живёт,
Ходит задом наперёд,
И на дне среди коряг
Всё мечтает свистнуть … (рак! (слайд 10)
Молчалива, и умна,
Чтобы жить, вода нужна.
Хвостик, жабры, плавники,
Я живу на дне реки.
Каждый нас, хоть раз, но видел.
И ловил, быть может, — (Рыбу). (слайд 11)
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Расцветная (радуга) (слайд 12)
13. Печатание предложения в тетради (Списывание)
Составление предложения по картине (на презентации) (слайд 13)
Составление схемы предложения логопедом на доске.
Печатание предложения в тетради (Списывание) с предварительным разбором встретившихся правил.
У Маши урок. (слайд 14)
14Д. и. «Будь внимателен»
Обведи в кружок буквы «Р», написанные правильно и зачеркни те, которые написаны неправильно. (Раздаточный материал)
15. Выкладывание и преобразование слов из букв разрезной азбуки.
Рот-кот-кит-киты
Как получилось слово «кот». «Я заменил букву Р на букву К» и т. д.
16. Закрепление алфавита (видеопрезентация алфавит)
Ребята, нужно навести порядок. У каждой буквы есть своё место, алфавит.
Найдите букву Р. Секрет, называется буква «ЭР». Какая буква перед Р, после Р.
Песня «Алфавит»
16. Подведение итога занятия : С какой буквой познакомились?
Какие звуки она обозначает? Охарактеризуйте звуки [р, р’].
Оценивание работы детей.