Юлия Максимова
Конспект фронтального логопедического занятия «Деревья» в старшей логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
I. Цель: учить составлять описательный рассказ по наглядному материалу (схеме).
Задачи:
познакомить детей с особенностями внешнего вида берёзы и ели (ствол, ветки, корень, листья; с плодами этих деревьев, их названиями;
закрепить умение образовывать прилагательные от существительных;
развивать внимание, память в процессе игры «С какого дерева листок»;
развивать подвижность органов артикуляции;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Деревья“ в старшей логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
воспитывать бережное отношение к растениям. Умение любить и беречь природу, правильно вести себя в лесу.
Активизация словаря: ель, берёза, хвоя, иголки, корень, ствол, крона.
II. Предшествующая работа воспитателя
На прогулке дети наблюдали за берёзой и елью.
Я проводила беседу на тему: «Какие вы знаете деревья и как их надо беречь?»
Дети рассматривали картинки с изображением елей и берёз.
III. Подготовка воспитателя
1. работала с литературой: в книгах просмотрела содержание, отобрала материал, связанный с моей темой «Деревья».
- «Программа воспитания и обучения в д/c», М., 1999г.
3. Подобрала и оформила наглядный материал (демонстрационный и раздаточный).
4. На основе требований методики разработала и написала конспект коррекционного занятия.
IV. Материал
Демонстрационный: предметные картинки с изображение ели и берёзы, их плодов и листьев.
Раздаточный: 5 листочков (дубовый, кленовый, берёзовый, липовый, рябиновый, фишки, зеркала, платочки;
по 3 карандаша на каждого ребёнка и 5 ватных шариков.
V. Ход занятия
Вводная часть
Сядет тот, кто назовёт любое растение. Сегодня на занятии мы поговорим о деревьях. Но сначала мы выполним артикуляционную гимнастику.
№ НАЗВАНИЕ ТЕМП ДОЗИРОВКА
1. «Лопаточка» Медленный 4 раза
2. «Трубочка - Улыбка»Умеренный 5 раз
3. «Конфетка» Медленный 5 раз
Между 3-м и 4-м упражнением предлагаю детям упражнение на выработку плавной длительной, воздушной струи. Давайте загонять мяч в ворота, вот так. У вас на столах лежат ватные шарики – это мячики, а карандаши это ворота. Дуйте на мячики, так чтобы они закатывались в ворота.
4. «Гармошка» Умеренный 5 раз
5. «Сладкое варенье»Умеренный 5 раз
Основная часть
-Ребята, посмотрите, что это за дерево? (показываю берёзу). А это? (ель).
Давайте рассмотрим их поподробнее.
Какие части есть у деревьев? Правильно, ствол, ветки. Дети, листья и ветки у деревьев называются кроной. Повтори Ксюша, Ваня, Стас. У берёзы крона круглая, а у ели треугольная (делаю формообразующий жест). А какого цвета ствол у берёзы? Да, он белый с чёрными пятнами. А у ели? Правильно, у ели ствол коричневый.
Дети, посмотрите на ветки берёзы, они торчат или свисают вниз? Да, они свисают вниз. А у ели как они расположены? Они торчат вверх. Если мы встанем и немножко разведём руки в стороны, наши руки будут точно ветки ели.
А как вы думаете, листья есть у этих деревьев? Конечно, есть. Давайте рассмотрим листочек берёзы. На какую геометрическую фигуру он похож. Правильно он треугольной формы с зубчиками. А какие края у листа берёзы? А есть ли листья у ели? Выслушиваю ответы детей. Да, у ели тоже есть листья, они называются хвоя. Активизирую. Хвоя - это иголочки, которых очень много.
-Ребята, а что находиться под землей у деревьев. Правильно, корни. А как вы думаете, для чего дереву корни. Обобщаю ответы детей : корни нужны дереву, для того чтобы впитывать влагу и удерживаться в земле, расти.
Ой, ребята, а что это у меня в руке? Правильно, это шишка. А кто знает, где растёт шишка? Даша, скажи полным предложением: «Шишка растёт на ели», молодец. Дети, в шишках находятся семена ели (показываю семечко, объясняю, что у ели семечко с крылышками, а березы семена находятся в сережках - показываю).
- Дети, а сейчас мы попробуем рассказать всё, что мы узнали о ели и берёзе. Чтобы знать, о чём рассказывать вы будете смотреть на эту схему. Сначала надо сказать, какая крона у дерева, потом какой ствол, потом, какие ветки, и в конце рассказать о листьях. Помогаю детям при рассказе наводящими вопросами, если это необходимо.
Физкультминутка
А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте со своих стульчиков и подойдите ко мне. Встаньте в круг и смотрите на меня очень внимательно. Что я делаю? Правильно, я дерево и качаюсь от ветерка. А теперь вы будете деревьями, а я ветерком, сначала ветерок тихий, спокойный, а потом он все сильнее и сильнее, деревца наклоняются все ниже и ниже. Молодцы, отдохнули и сейчас поиграем.
Заключительная часть
Игра называется «С какого дерева листок». Я буду называть дерево, а вы будете называть лист этого дерева. Например, берёза – лист берёзовый, липа – лист липовый. За правильный ответ – получите звездочку. В конце игры посчитаете количество фишек и определите победителя. Все поняли, как мы будем играть.
А эта игра называется «Найди пару».
Я буду вам показывать листочек, а вы должны выбрать и поднять вверх такой же. Кто первым поднимает листок - получает фишку. Все листья лежат у вас на столах. Рассмотрите их. А теперь начнём игру. Все были такими внимательными, молодцы, мне понравилось, как вы сегодня играли.
Итог:
Какие деревья мы сегодня сравнивали?
Деревья помогают нам. Они очищают воздух от пыли и грязи, чем больше деревьев, тем чище будет на улице. Но чтобы деревья помогали нам, мы должны их беречь. Нельзя ломать ветки, срывать почки, листья, они тоже чувствуют боль и могут погибнуть.
Занятие закончено, можете идти играть.