Получи документы

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии речи у дошкольников. Опыт работы

Злобина Елена
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии речи у дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество, в процессе которого ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.

В своей образовательной деятельности, я решила применить некоторые элементы нетрадиционных техник рисования для повышения заинтересованности дошкольников на занятиях и, как следствие, повышения эффективности в коррекции речевых нарушений

Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Оно же даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития.

Разнообразные нетрадиционные способы рисования учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования – это использование не привычных изобразительных материалов, новых технических приёмов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность

Уже с младшего возраста можно использовать на занятиях рисование пальчиками, ладошками, нитью, печать поролоном, картофелем.

Детей среднего возраста можно познакомить с техниками рисования тычком, ватными палочками, восковыми мелками и акварелью, печать листьями.

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии освоить более сложные методы и техники: рисование на мятой и бархатной бумаге, кляксография, рисование штрихом, пластилином, солью, пейзажная и предметная монотипия, батик, витражная техника.

Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников:

-активизация и расширение словарного запаса;

-установление грамматических закономерностей в построении предложений при описании своих действий;

-развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;

-стимуляция познавательного интереса ребенка

-развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности

-создание условий для развития мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;

-интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.

Особое внимание в образовательной деятельности с применением техник нетрадиционного рисования я уделила развитию мелкой моторики и речевого дыхания.

Мелкая моторика — это совокупность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Она взаимосвязана с такими свойствами сознания, как пространственное восприятие, мышление, воображение, память, речь. У детей дошкольного возраста и у детей с речевой патологией особенно, как правило, отмечаются нарушения в развитии пальцев рук, поэтому пальчиковая гимнастика, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук – неотъемлемая часть воспитателя в работе с детьми

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Таким образом, на занятиях, используя нетрадиционные техники рисования, мы можем решить частные задачи речевого развития:

-развитие подвижности артикуляционного аппарата и длительного речевого выдоха;

-активизация импрессивной и экспрессивной речи;

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие грамматического строя речи;

-развитие связной речи.

На индивидуальных занятиях с детьми разных возрастных групп мы использовали следующие техники:

-кляксография – посредством данной техники мы развиваем длительный речевой выдох, а также тренируем мышцы губ при удерживании трубочки. Целесообразно проводить с детьми 4-5 лет;

-рисование штампами – техника применялась с ребятами подготовительной группы для составления звуковых схем и при подготовке к обучению грамоте.

– пластилинография -эта нетрадиционная техника рисования, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, способствует развитию мелкой моторики рук, пробуждает интерес к изобразительной деятельности у детей.

Таким образом, применяя нетрадиционные техники рисования на разных этапах образовательной деятельности, я смогла разнообразить задания по развитию речевых функций у дошкольников, пробудить заинтересованность детей к логопедическим занятиям И в дальнейшем планирую продолжать развивать работу по использованию нетрадиционных техник в развитии речи

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке» Усидеть сегодня дома Я, конечно же, не мог. Прихватив коньки с собою, Я примчался на каток. На коньках я словно птица Как стрела бегу.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии речи у дошкольников. Опыт работы
Опубликовано: 1 марта 2025 в 13:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии речи у дошкольников. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Злобина Елена (УИ 1616865) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 марта 2025 воскресенье
Оформляем группы к весне
Весеннее оформление
— Прости меня!
— Бог простит, и я прощаю.
Вы уже делали миниатюры в спичечном коробке?
Наматываем, привязываем, приклеиваем, вышиваем и рисуем нитками!
Путешествуем на телевидение!
Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД