Злобина Елена
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии речи у дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество, в процессе которого ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.
В своей образовательной деятельности, я решила применить некоторые элементы нетрадиционных техник рисования для повышения заинтересованности дошкольников на занятиях и, как следствие, повышения эффективности в коррекции речевых нарушений
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Оно же даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития.
Разнообразные нетрадиционные способы рисования учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования – это использование не привычных изобразительных материалов, новых технических приёмов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность
Уже с младшего возраста можно использовать на занятиях рисование пальчиками, ладошками, нитью, печать поролоном, картофелем.
Детей среднего возраста можно познакомить с техниками рисования тычком, ватными палочками, восковыми мелками и акварелью, печать листьями.
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии освоить более сложные методы и техники: рисование на мятой и бархатной бумаге, кляксография, рисование штрихом, пластилином, солью, пейзажная и предметная монотипия, батик, витражная техника.
Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников:
-активизация и расширение словарного запаса;
-установление грамматических закономерностей в построении предложений при описании своих действий;
-развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;
-стимуляция познавательного интереса ребенка
-развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности
-создание условий для развития мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;
-интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.
Особое внимание в образовательной деятельности с применением техник нетрадиционного рисования я уделила развитию мелкой моторики и речевого дыхания.
Мелкая моторика — это совокупность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Она взаимосвязана с такими свойствами сознания, как пространственное восприятие, мышление, воображение, память, речь. У детей дошкольного возраста и у детей с речевой патологией особенно, как правило, отмечаются нарушения в развитии пальцев рук, поэтому пальчиковая гимнастика, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук – неотъемлемая часть воспитателя в работе с детьми
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.
Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Таким образом, на занятиях, используя нетрадиционные техники рисования, мы можем решить частные задачи речевого развития:
-развитие подвижности артикуляционного аппарата и длительного речевого выдоха;
-активизация импрессивной и экспрессивной речи;
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие грамматического строя речи;
-развитие связной речи.
На индивидуальных занятиях с детьми разных возрастных групп мы использовали следующие техники:
-кляксография – посредством данной техники мы развиваем длительный речевой выдох, а также тренируем мышцы губ при удерживании трубочки. Целесообразно проводить с детьми 4-5 лет;
-рисование штампами – техника применялась с ребятами подготовительной группы для составления звуковых схем и при подготовке к обучению грамоте.
– пластилинография -эта нетрадиционная техника рисования, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, способствует развитию мелкой моторики рук, пробуждает интерес к изобразительной деятельности у детей.
Таким образом, применяя нетрадиционные техники рисования на разных этапах образовательной деятельности, я смогла разнообразить задания по развитию речевых функций у дошкольников, пробудить заинтересованность детей к логопедическим занятиям И в дальнейшем планирую продолжать развивать работу по использованию нетрадиционных техник в развитии речи