Олеся Левченко
Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [С], [Ш], [З], [Ж]. Сказка о непослушном зайчонке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Программное содержание
Образовательные задачи:
-учить анализировать звуки [С], [Ш], [З], [Ж] в сравнительном плане;
- дифференцировать их в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно- развивающие:
-развивать слухо-речевую память и фонематическое восприятие;
-устанавливать лексико-грамматичесие отношения между членами предложения;
-работать над предложением, как средством развития мыслительных процессов (умозаключений);
-способствовать преодолению двигательной неловкости;
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Сказки, стихи, детская литература
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
-совершенствовать общую моторику;
Воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за поставленными звуками, умение отвечать распространенными предложениями и умение выслушивать ответы товарищей.
Материалы и оборудование:
Плоскостные фигурки:
мышка, зайчишка, медвежушко (медведь в берлоге, лиса;
предметные картинки со звуками [С], [Ш], [З], [Ж],
домик зайчишки, трава, солнышко, подснежники, ручей;
фишки, ребусы.
Ход занятия.
1. Оргмомент (психогимнастика).
Предложить детям изобразить Непослушного Зайчишку, спящего Мишку, хитрую лису. Показать, как сердятся мамы на своих непослушных деток.
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем сочинять сказку про непослушного зайку и повторять звуки [С], [Ш],
[З], Ж].
Скажите пожалуйста, какие из звуков [С], [Ш], [З], [Ж] — звонкие? Какие звуки [С], [Ш]? (ответы детей)
3. Произношение звуков в словах.
Послушайте присказку. Жил-был непослушный зайчишка. Почему его так называли? С ним случались разные истории.
( На доске выставляются и проговариваются предметные картинки: подснежники, изумрудная травка, солнышко, журчащий ручей. (Выделение изучаемых звуков из произносимых слов).
Догадайтесь, когда это было? (весной).
Вышел однажды Зайчишка погулять, увидел подснежники. Подошел к ним, понюхал и сморщил нос: «Совсем не пахнут»
(изобразить мимикой и действием).
Потом он громко чихнул, от неожиданности подпрыгнул и…. что случилось? (Снег под ним провалился). К кому Зайчишка попал? (К Мишке-медвежушке в берлогу). Тот всю зиму лежал на боку. Как его можно назвать? (Лежебока). Увидел Зайчишка Мишку и (испугался, задрожал, заплакал, затрясся, глазками. (заморгал, лапками (замахал).
Слова сопровождаются действиями детей)
Что сказал ему Медвежушка? (Не бойся, я тебя не съем. Не бойся, я тебя не обижу. Разве я такой страшный)
4. Подбор рифм.
Я как раз стихи сочиняю, поможешь мне — сказал Медвежушка. Сначала найдем похожие по рифме слова: мишка, пышка, мышка, зайчишка, шишка - а теперь давай начнем сочинять.
Спал в берлоге мишка
К нему упал. зайчишка.
Хоть зайчишка был трусишкой,
Поиграл он с нашим. мишкой.
Вдруг на них упала …. шишка.
Её бросила вниз. мышка.
- Зайка с мышкой вылезайте,
Вместе с нами поиграйте
5. Чтение слов
А в это время на полянке собрались мышка, ёжик и лиса - на доске выкладываются из букв эти слова. Дети читают эти слова.). Давайте придумаем им клички (мышка Коротышка, ежонок Тишка, лиса Краса). Они любили шалить. Как мы их можем назвать одним словом? (шалуны, шалунишки).
6. Физминутка.
Покажите, как они шалили. Зверята любили играть в прятки. Поиграем вместе с ними. Кто как прятался?
7. Произношение звуков[С], [Ш], [З], [Ж], в предложениях. Составление предложений с предлогами ЗА, ИЗ-ЗА. ПОД, ИЗ, С.
Расскажите, кто где спрятался. ( составляются предложения из опорных слов и словосочетаний: из-за сосны, под сосной, из ямы).
8. Произношение звуков в связной речи.
Придумайте, как выберется зайчишка из ямы (выслушиваются ответы детей).
Вытащили зайчишку из ямы, присели отдохнуть, видят под кустом сумка лежит, а в ней
«НА-ЛЫ –ЖУР», «ЖКИ-КНИ». (журналы, книжки).
9. Развитие фонематических представлений
Стали зверята смотреть картинки и называть слова со звуками [С], [Ш], [З], [Ж].
Игра «Кто больше назовет слов» (детям раздаются фишки для подсчета). Определяется цель: сначала называются слова со звуком [С], затем с остальными звуками.
10. Произношение звуков в связной речи.
Каждый персонаж хочет услышать о себе стихи (дети рассказывают стихи, выученные на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков).
Не знали медвежата, что колются ежата.
И давай с ежатами играть, как с медвежатами.
Вдруг медвежата в слёзы- ёжики. занозы!
Испугались ёжики-несут щипцы и ножики.
И давай по штучке вынимать колючки. Э Котляр
Шёл медведь, косматый мех.
Нёс в мешке весёлый смех.
Зацепил мешком за сук -
Смех посыпался вокруг.
Тишина в лесной глуши, отдыхают малыши.
Зайцы спят, уснул медведь,
Значит здесь нельзя шуметь.
Лишь сова одна не спит, за порядком всё следит.
Трудно жить сороконожке, надевать самой сапожки.
Вот бы зайка ей помог, надевать сорок сапог.
Придумайте смешную историю о том, как сороконожка с зайцем подружилась.
ответы детей)
11. Разгадывание ребусов.
Рассматривая картинки в журналах, зверята увидели там ребусы.
Показываются ребусы. а). на рисунке шар и буква Ф. (шарф)
б). на рисунке буква Ш и утка. (шутка)
12. Итог деятельности. Какие звуки повторяли? А вот и дом непослушного зайчишки (выставляется картинка). Что вы ему пожелаете на прощание? (ответы детей).