Ирина Дмитриевна Герасименко
Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков «С» — «Ш» «Путешествие к бабушке Стеше в деревню»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш];
- упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами.
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков „С“ — „Ш“ „Путешествие к бабушке Стеше в деревню“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях;
- совершенствовать мыслительные процессы;
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
- воспитывать любовь к домашним животным;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование:
таблицы для характеристики звуков, индивидуальные зеркала, мяч, пособие для дыхательной гимнастики «Чашечка», игровизор, прищепки для каждого ребёнка, материал для развития мелкой моторики и изготовления браслетов (разрезанные коктейльные трубочки, презентация к занятию, проектор, аудио запись песни о бабушке.
Предварительная работа:
рассматривание картинок, чтение художественных произведений, разучивание пальчиковой, дыхательной, зрительной и артикуляционной гимнастик.
Ход занятия:
Логопед : Проходите, ребятишки,
И девчонки и мальчишки!
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
Дети, взявшись за руки, передают улыбку друг другу.
Логопед : Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живём?
Дети: Мы живём в городе Моздок.
Логопед : А с кем вы живёте?
Дети: Я живу со своей семьёй.
Логопед : Расскажите, кто в вашей семье?
Ответы детей.
Логопед : Сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот палльчик – дедушка,
Этот палльчик – бабушка,
Этот палльчик – мамочка,
Этот палльчик – папочка,
Этот палльчик – я,
Вот и вся моя семья!
Логопед : Ребята, не у всех бабушка живёт со всеми вместе. Она живёт в деревне или в другом городе. Вот сегодня я приглашаю вас к бабушке в гости, в деревню. Но отправимся мы не одни, а со звуками «С» и «Ш». А давайте вспомним эти звуки. Как льётся вода из крана?
Дети: СССС.
Логопед : Как капает?
Дети: С –С- С- С- С.
Логопед :Как шипит змея?
Дети: ШШШШ.
Логопед : Как шипит змея, когда хочет укусить?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш.
Логопед : А теперь расскажем о звуках.
Стих о букве, характеристика каждого звука.
Логопед : Назовите транспорт, на котором мы сможем отравиться в деревню, в названии которого есть звук «С»?
Дети: Такси, самолёт, самокат, автобус, велосипед.
Логопед : В названии которого есть звук «Ш»?
Дети: Маршрутка, шлюпка, машина.
Логопед : Правильно, но сегодня мы отправимся в путь пешком, а чтобы нам было веселее поиграем со звуками.
Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.) са — ша са — са — ша со — ша са — ша — ша су — шу са — ша — са сы- ши ша — ша — са ша — са ша — са — са шо — со ша — са — ша шу — су ши — си. После ответа дети садятся на свои рабочие места.
Логопед : Возьмите зеркала и сделаем артикуляционную гимнастику.
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки,
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой, двигается язык чашкой).
А теперь остудим чай.
Упражнение на выработку правильного речевого дыхания с игровым пособием «Чашечка»
Логопед : Бабушке столько подарков надарили на день рождение! И она не успела их разобрать, сложить по местам. Поможем ей: все подарки, в которых есть звук «С» поставьте на стул, а остальные со звуком «Ш» - в шкаф.
Игра с игровизором.
Логопед : Какие вещи поставили на стул? Что поставили около стула? Какие вещи положили в шкаф?
Ответы детей.
Логопед : Предлагаю нам прогуляться.
Пальчиковое упражнение «По деревне мы шагаем…»
По деревне мы шагаем, Пальцы шагают по столу (коленям).
Видим будки и сараи. Одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем).
Тики-ти, тики-ти, Два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками.
Животных мы хотим найти. Одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот).
Логопед : Найдите животных и назовите их ласково.
Работа с зашумлёнными картинками «Домашние животные».
Дети: Я вижу лошадку.
Дети: Я вижу коровушку.
Дети: Я вижу собачку.
Дети: Я вижу барашка.
Дети: Я вижу свинюшку.
Дети: Я вижу кошечку.
Логопед : Посмотрите внимательно, где мы с вами оказались?
Дети: Мы на скотном дворе – там живут все домашние животные.
Логопед : Давайте поможем бабушке накормить животных.
Собака ест косточку или досточку?
Дети: Собака ест косточку.
Логопед : Коровушка ест сено или полено?
Дети: Коровушка ест сено.
Логопед : Свинья ест картошку или матрёшку?
Дети: Свинья ест картошку.
Логопед : Лошадь ест овёс или тёс?
Дети: Лошадь ест овёс.
Логопед : Кошка ест сметану или игуану?
Дети: Кошка ест сметану.
Логопед : Поиграем с кошкой!
Упражнение с прищепкой.
Кусается сильно кошка-глупышка.
Думает это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малышка,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Брысь!»
Логопед : Ребята, вам не кажется, что кто-то из животных оказался лишним на скотном дворе? Вы можете определить?
Игра «Кто лишний?»
Логопед : Ребята, пойдём дальше. Пора подкрепиться.
Зрительная гимнастика.
Мы ходили, выбирали, (Круговые движения глазами)
Что сначала съесть не знали.
Наверху созрела слива, (Посмотреть вверх)
А внизу петрушка, (Посмотреть вниз)
Слева - свёкла, справа – груша. (Посмотреть налево, направо)
На земле горошек вырос, (Посмотреть вниз)
Сверху – сочный абрикос. (Посмотреть вверх)
Выбрать так и не смогли, (Поморгать глазами)
Назад к бабушке пришли. (Закрыть глаза)
Логопед : Совсем я забыла – у бабушки же было день рождения. Предлагаю вам сделать для неё подарок – браслет.
Дети делают браслеты из разрезанных на части коктейльных трубочек и кладут их в шкатулку, звучит песня о бабушке, появляется бабушка. Дети стоят.
Бабушка : Здравствуйте, ребята! Очень я рада видеть вас. Спасибо вам большое за помощь, вы столько дел помогли мне переделать!
Логопед : Бабушка, я знаю, что у тебя было день рождения, и наши ребята сделали для тебя в подарок украшения – разноцветные браслеты.
Бабушка : Спасибо. Я тоже хочу вас угостить, но прежде отгадайте загадку:
Кольца не простые, кольца золотые,
Блестящие, хрустящие, всем на загляденье!
Всем на удивленье!
Ну, и объеденье!
(сушки)
Бабушка угощает детей. Прощается. Уходит. Дети возвращаются в детский сад по коррекционной дорожке.
Логопед : Вот мы и пришли в детский сад. Понравилось вам наше путешествие в деревню? Что вам больше всего запомнилось?