Оксана Юрьевна Ловыгина
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]. На помощь Мальчику-с-пальчику»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная презентация была разработана мной для участия в муниципальном конкурсе "Мультимедийная мозаика". Конспект занятия был взят на одном из интернет-ресурсов, поэтому на конкурс выдвигается только презентация.
Материал предназначен для использования на фронтальном или подгрупповом логопедическом занятии для детей с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи 5-6 лет.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Дифференциация звуков [Ч]-[Щ], На помощь Мальчику-с-пальчику“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Презентация демонстрируется в течение всего занятия по мере решения детьми проблемных игровых ситуаций.
Конспект НОД:
Конспект фронтального логопедического занятия
Тема:«Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]. На помощь мальчику с пальчик».
Цель:различение на слух и произносительно звуков, близких по акустическим свойствам.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Упражнять в выделении звуков [Ч]-[Щ] в словах и в предложениях.
Упражнять в составлении схемы предложения.
Упражнять в словообразовании существительных с суффиксом –ищ-.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух и восприятие,память.
Развивать слухо-речевое внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать отзывчивость.
Оборудование:«телеграмма», «билеты» на теплоход, мультимедийная презентация или предметные и сюжетные картинки (мяч, конверт, игрушка «мальчик-с-пальчик», игрушки со звуком Ч, Щ,материал для составления схемы предложения и для звукового анализа слов, обручи, старичок-лесовичок.
Ход занятия
I. этап.
Слайд 3. Игра «Телеграмма»: дети по очереди «пишут» друг у друга на спинах геометрические фигуры, возникающие на экране, и отгадывают их.
II. этап.
1. Игра «Угадай, что в конверте?».
- К нам пришла телеграмма, догадайтесь, что здесь написано?
«Помо ь сро но»(слайд 4 «Мальчик с пальчик в пещере Великана»).
- Злой Великан поймал мальчика с пальчика и посадил его в пещеру. Надо его освободить. Поможем ему? (Да) Значит, что нужно мальчику с пальчик? (Помощь) Мы должны поторопиться? (Да) Когда нужна помощь? (Срочно)
2. Игра «Запомни и повтори»:
- Нас ждет корабль (слайд 4 «Корабль»). Но чтобы получить билет, нужно правильно повторить слоговую цепочку. Ча - ча - ща, ащ – ащ - ач и т. д. (При правильном ответе каждый ребенок получает «билет»).
3. Игра «Сигнальщики» (слайд 5 «Сигнальщик»).
- Проверим, различаете ли вы звуки щ-ч. Вы станете радистами и просигналите звуки. На звук Ч -поднимите руку, на звук Щ - хлопните в ладош:
1) в звуковом ряду: ч-ч-щ-ч-щ;
2) различение в слогах: ча, ща, ич, ищ, ущ, уч, че, ещ, ще, ач;
3) дифференциация в словах: вечер, вчера, прищепка, щебень, прищурился, чертить, обещать, трещотка. В дороге нам понадобятся предметы, в названии которых есть звук Ч или Щ.
III. этап.
4. Игра «Что возьмем в дорогу?» (слайд 6 «Чемодан и ящик»).
С определением места звука в слове: в чемодан – Ч, в ящик - Щ.
- Посмотрите на картинки и определите, что сложим в чемодан, а что - в ящик (слайд 6 «Собираем вещи»: по щелчку мыши на слайде появляются картинки со звуком Щ или Ч, при правильном ответе предмет отправляется в чемодан или в ящик также по щелчку мыши).
- Молодцы! Справились с заданием! Наш теплоход отплывает! (Слайд 7 «Теплоход»)
Предложить отправить телеграмму со словом помощь (слайд 7 «Радиосигнал»):
- Что мы делаем? (Мы плывем на помощь.)
Составление схемы предложения: сколько слов в этом предложении? Какое 1-ое слово, 2-е, 3-е, 4-е (По каждому щелчку мыши появляется графическое изображение слов и предлога: «Мы плывем на помощь»).
Определение места звука Щ в слове ПОМОЩЬ: какой звук есть в слове помощь – Ч или Щ? (Звук Щ.) В каком месте – в начале, в середине или в конце – находится звук Щ в слове помоЩь (В конце слова.)
Слайд 7 «Приплыли к лесу».
- Мы приплыли к лесу, а пещера великана находится в лесу.
5. Игра «Загадки Старичка - лесовичка».
- Как же мы найдем мальчика с пальчик? (Слайд 8 «Старичок – Лесовичок».) Нам поможет Старичок-лесовичок. Он будет загадывать нам загадки. Отгадаем правильно – найдем пещеру великана. Внимание!
(Слайд 8 «Загадки»: по щелчку мыши появляются картинки, правильный ответ – картинки исчезают по щелчку мыши.)
- Кто играет на барабане? - барабанщик играет на барабане. Кто дрессирует животных? - дрессировщик дрессирует животных. Кто кладет кирпичи?- каменщик кладет кирпичи. Кто чинит часы? - часовщик чинит часы.
Кто застекляет рамы? — стекольщик застекляет рамы. Кто точит предметы? - точильщик точит предметы. Кто чистит обувь? – обувщик чистит обувь. (Слайд 8 «Старичок-лесовичок исчезает)
6. Динамическая пауза (слайд 8 «Щетки»).
Упражнение на координацию с движением «Щетки»
Этой щеткой чищу зубы. (имитация чистки зубов)
Этой щеткой - башмаки. (наклон)
Этой щеткой чищу вещи. (наклоны в стороны)
Все три щетки мне нужны.
IV. этап.
7. Игра с мячом «Великан» (слайд 9 «Пещера великана»).
- А как выглядит великан? У великана все очень большое, огромное, а про все очень большое огромное говорят, добавляя частичку –ищ-. У великана не глаза (а глазищи, не руки (а ручищи, не рубашка (а рубашища, не нос, (а носище, не губы, (а губищи, не рубашка (а рубашища) и т. д. (картинки появляются и исчезают при правильном ответе по щелчку).
8. Игра «Открой пещеру» (слайд 9 «Открой пещеру»: по щелчку появляется замок).
- Чтобы открыть замок на дверях пещеры и освободить мальчика с пальчик, нужно выполнить задания:
а) добавить нужный звук в слова Рощ., Чащ. .
б) сложить слово из звуков: У, Ч, Д, О.
в) скороговорку заучить: щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока (с движением пальцев) (после каждого правильно выполненного задания появляется ключ).
Освобождение мальчика с пальчик, возвращение на корабль.
V. Итоговый этап.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Самооценка деятельности детей.