Юлия Шаньшурова
Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации Ч –Щ в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-выработать чёткую дифференциацию [ч],[щ] с опорой на артикуляционные, слуховые, зрительные и моторные ощущения;
- закрепление знаний о механизме образования звуков;
Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
-закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч]-[Щ];
- закрепление связи звукового образа [Ч] - [Щ] с их графическим изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации Ч –Щ в 1 классе» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к логопедическим занятиям ;
- формирование навыков аккуратного письма.
Дидактические средства: индивидуальные зеркала, мягкие игрушки, картинки, слова-карточки, фломастеры, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Ч, Щ, конверты с «рассыпанными» словами, зелёная и красная паста и такие же по цвету мелки.
Ход урока:
Введение в тему:
Л. : Ребята, догадайтесь о какой букве идёт речь?
На расческу …. похожа, три зубца всего? Ну что же! Е. Тарлапан
Правильно, это буква – Щ.
Вывешивается таблица с картинкой расчески, печатной и прописной буквой Щ.
Л. : На письме мы будем её обозначать красным цветом.
А теперь о какой букве стихотворение?
Да, вы правильно решили: букву пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя. В. Степанов.
Молодцы, это буква Ч печатная.
Вывешивается таблица с картинкой чайки, печатной и прописной буквой Ч.
- Кто догадался, какие буквы у нас сегодня в гостях?
Артикуляционная гимнастика:
Л: Ребята, чтобы чётко и правильно произносить все звуки необходимо к работе подготовить артикуляционные органы, поэтому мы с вами выполним артикуляционную гимнастику. Возьмите зеркала. Упражнения для [Ч]- «Улыбочка», «Заборчик», «Чистим зубки», «Кошка сердится», «Катушка», «Желобок». Для [Щ]- «Маляр», «Хоботок», «Грибок», «Лопатка», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко».
Сравнительная характеристика звуков Ч-Щ:
Чтобы правильно писать Ч и Щ, надо научиться различать соответствующие им звуки. Произнесите перед зеркалом звук [Ч]- губы округлены, зубы не смыкаются, кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорком, эта смычка переходит в щель между ними, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет.
Звук [Щ]- губы выдвинуты, зубы видны, сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя тёплая, длинная, голоса нет.
Теперь рассмотрим артикуляционные профили и сравним их.
- Сравнение звуков: сходство- согласные, глухие, мягкие; отличае - разное положение зубов, языка. [Ч]- взрывной и краткий, [Щ]-долгий, щелевой.
Л. : Здорово, ребята!
Введение дактильного обозначения букв, подсказывающего их правописание:
Щ – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, а остальные сжаты. Движение кистью руки вниз;
Ч - указательный, средний прижаты к большому, остальные – опущены.
Дифференциация звуков в слогах, словосочетаниях:
Л. : Ребята мы сегодня отправимся в путешествие, где нас ждут много интересных приключений. Итак первое испытание.
Чтение слогов прямых и обратных по таблицам.
Звукосочетания с переносом ударения: ача, аща, ачо, ащо, ачу, ище.
(Чтение сопровождается дактильным обозначением).
Дифференциация звуков в словах:
Следующее испытание. Игра с мячом.
В слове, которое я назову измени звук [Ч] на [Щ] или наоборот и верни мяч.
горячий – горящий, помочь – помощь, печать – пищать, плач – плащ, лечи – лещи, тащу – точу и т. д.
Физкультурная минутка: Спортивное исрытание.
Чок-щёк-чок- руки на бочок, девочки и мальчики прыгают как зайчики.
Щёк-чок- чи – так летят грачи. (Взмахи руками.)
Чок-щёк-чок- спляшем гопачок.
Дифференциация звуков в тексте:
Л. : Ребята, нам надо зашифровать секретные картинки. Вместо их названий запишите букву Ч или Щ и укажите её место в слове.
(Картинки: чайка, бабочка, щенок, щука, ящерица, грач, овощи, печенье. Ч-1, Ч-5,Щ-1,Щ-1,Щ-2, Ч-4, Щ-4, Ч-3).
Пятое испытание. Закончи слова, которые записаны на доске, выкладывая подходящие слоги в цепочку: (у детей на столах слоги ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
Ро, све, та, то, кри,зада, изве, у… .
Подведение итогов:
-Вот и подошло к концу наше путешествие.
-Что мы сегодня различали? Сравните звуки Ч-Щ?
-Кому было трудно? Почему и в чём?
Ребята, вы сегодня хорошо работали, молодцы!
Пароль на выход: Каждый получает карточку, на которой слова с переставленными буквами.
Л. : - Верни буквы на свои места и прочитай слово. (ачпл-плач, щле-лещ, укидоч-удочки, икчям-мячик, сваеч-свеча, ащор- роща.)
До свидания!