Алла Мальгина
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков.
Тема: Звук, звук… .
Цель: обучение правильному употреблению звуков … и … в речи.
Задачи:
• сравнить звуки … и… по артикуляции и акустическим признакам;
• развивать фонематический слух;
• развивать фонематическое восприятие;
• закрепить звуки … и … в словах, слогах, предложениях, тексте.
Публикация «Структура логопедического занятия по дифференциации звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: зеркало; схемы и профили артикуляции данных звуков; слоговые таблицы с этими звуками; дидактический материал, названия которого содержат звуки … и … .
Этапы занятия:
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.
2. Объявление темы. Через выделение звуков из речевого материала: сначала логопед читает текст (стихотворение, чистоговорку и т. д., насыщенный одним звуком, затем, текст с другим звуком.
3. Артикуляционная гимнастика. Ребёнок должен различать звуки по кинестетическим ощущениям. Артикуляционная гимнастика нужна для того, чтобы усилить кинестетические ощущения к тем моментам артикуляции, по которым различаются звуки … и … .
4. Сопоставление звуков по артикуляции. Данные сопоставления представляются на доске в виде схем.
5. Развитие фонематического слуха. Можно использовать карточки-символы моментов артикуляции звуков Ребёнок поднимает карточку, услышав звук.
6. Развитие фонематического восприятия. На данном этапе привлекаются слова-паронимы, отличающиеся одним звуком (суп-зуб, крыса-крыша, почка-бочка и т. п.). Очень важно выяснить значение этих слов, провести сопоставительный звукобуквенный анализ этих слов на доске. Например: крыша и крыса. Чем эти слова схожи (два слога, первые слоги одинаковые) и чем отличаются (одним звуком во втором слоге? Из этого сопоставления ребёнок поймёт, что звук имеет смыслоразличительную функцию. Чтобы ребёнок лучше понял эту мысль, логопед составляет предложения со смысловыми ошибками: в норе живёт старая и злая крыса и т. п. Ребёнок объясняет: почему так произошло.
7. Дифференциация звуков в предложениях и текстах. Используется речевой материал, насыщенный обоими звуками. Слова предварительно анализируются, определяется нужный звук и его местоположение в слове (предупреждение ошибок).
8. Итог. Ребёнок повторяет: какие звуки учились различать и чем они отличаются при произношении.
9. Оценка работы ребёнка. Логопед хвалит ребёнка, отмечая его успехи, даже минимальные.
10. Домашнее задание. Упражнения по звуковому анализу, повторение речевого материала, насыщенного данными звуками.