Ирина Муравьёва
Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференцировать звуки С, Ш в устной речи,закрепить навыки правильного произношения звуков С, Ш.
Задачи:
a) подготовить артикуляционный аппарат к постанове звуков Л, Р;
b) закрепить правильное произношение звуков С,Ш изолированно, в прямых слогах и слогах со стечением согласной Т, в тексте;
c) развивать грамматический строй речи (согласование имён прилагательных и существительных по родам, согласование имён прилагательных и существительных с числительными);
d) учить выбирать предмет по описанию;
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
e) учить выделять в тексте на слух слова со звуками С, Ш;
f) развивать память, внимание;
g) учить работать в группе.
Ход занятия
I. Приветствие гостей.
II. Артикуляционная гимнастика:
Мы продолжаем с вами учиться правильно произносить звуки, а для этого нам нужно тренировать наш язычок как спортсмена, сделать его сильным и послушным. Что для этого нужно делать каждый день? (Гимнастику)
a. «чистим зубки»,
b. «чашечка»,
c. «киска сердится»,
d. «болтушка»,
e. «барабан»,
f. «пулемёт»,
g. «лошадка» (с ходьбой, быстро, медленно – грибок, сдуть кончик языка, «дразнилка»,
h. «рупор-трубочка-заборчик»,
i. «Самолёт».
III. Дифференциация С, Ш изолированно.
- Изобразите как свистит чайник. (с-с-с-с)
- Как злится кошка. (ш-ш-ш-ш)
- Вот такими буквами обозначаются эти звуки. (показать карточки с буквами) Какая из этих букв обозначает звук С, а какая Ш.
IV. Рассматривание артикуляционной позы.
- Когда вы произносите этот звук (С,что при этом делают губы (раскрываются в улыбке, зубы (заборчиком с небольшой щелью, кончик языка (кончик языка внизу). Какая была воздушная струя? Куда направлена? (холодная, направлена вниз).
- А когда вы проиносили этот звук (Ш,какие при этом были губы (круглые, зубы (заборчиком с небольшой щелью, язык (кончик языка вверху). Какая была воздушная струя? Куда направлена? (тёплая, направлена вверх).
- Запомнили, как правильно нужно произносить звуки?
V. Дифференциация звуков в слогах.
- Игра «Запомни, повтори». Следите за правильным произношением звуков.
1 ученик: са-со-су-сы, ша-шо-шу-ши.
2 ученик: со-су-сы-са, шо-шу-ши-ша.
3 ученик: су-сы-са-со, шу-ши-ша-шо.
4 ученик: сы-са-со-су, ши-ша-шо-шу.
Аналогично: ста-сто-сту-сты шта-што-шту-шты
сто-сту-сты-ста што-шту-шты-шта
сту-сты-ста-сто шту-шты-шта-што
сты-ста-сто-сту шты-шта-што-шту
Ста – ста – шта
Ста – шта–шта
Ста – шта – ста
Шта – шта – ста
Шта – ста – ста
Шта – ста – шта
Нуждающимся – помощь рукой (вверх – Ш, вниз – С).
VI. Дифференциация звуков в словах.
–Ребята, я недавно прочитала объявление. Маленькая девочка потеряла своих домашних питомцев кошку Машку и кота Степана. В своём объявлении она просит помочь их найти. Девочка была сильно расстроена и поэтому она перепутала слова, описывая животных. Помогите сделать правильное описание.
На экране надписи кошка Машка и котёнок Степашка в программе СМАРТ.
- Прочитайте, что здесь написано. Почему слова Машка и Степашка написаны с большой буквы? (Клички животных)
Разложите слова в два столбика: какие слова подходят кошке Машке, а какие котёнку Степашке? Предварительно прочитать слово вслух, правильно произнося звуки С, Ш. (пушистый, пушистая, смешной, смешная, шустрый, шустрая, большой, большая, белая, рыжий).
Группа ребят работает самостоятельно.
В это время индивидуально отрабатывается чтение слогов (прямых, обратных, с буквами С, Ш).
Проверка задания:
- Про кого говорят пушистый, про Степашку или про Машку? А про Машку скажем… (пушистая)
Аналогично все слова.
VII. Поиск предмета по описанию.
- Ребята, а какие слова относятся к внешнему виду Степашку и Машки? (Пушистая (-ый, большая (-ой, белая, рыжий).
- Запомните эти слова.
- На улице я встретила много кошек и котов. Вот их фотографии.
Давайте посмотрим внимательно, есть ли среди них Степашка. Как он выглядит?
А есть ли здесь кошка Машка. Как её описывает девочка? Какая у Машки шерсть? (пушистая)
- Давайте сосчитаем сколько здесь пушистых кошек. продолжите счёт до десяти.
- Что ещё нам известно про Машку….
VIII. Дифференциация С, Ш в тексте.
- Ребята, в каком стихотворении нам встречалась такая кошка, большая и пушистая?
(Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.)
Можно предложить детям подсказывать друг другу с помощью жестов.
- В каких словах вы произносили звуки С иШ, а в каких только Ш?
IX. Составление рассказа-описания про своего домашнего питомца.
- У кого-нибудь из вас есть дома домашний питомец? Расскажите нам, пожалуйста, какой он, как выглядит?
X. Работа со словами-паронимами.
- Из чего кошка лакает молоко? (миска)
- Замените в слове МИСКА звук С на Ш. Какое слово получилось?
Составьте с этим словом предложение. Можно в МИШКУ молоко налить?
- Как звали кошку, которую мы искали? Замените в слове Машка звук Ш на С. Какое слово получится? Была кошка Машка, а стала Маскарадная маска. А ведь всего один звук в слове поменяли.
- Кошка хорошо слышит потому что у неё чуткие … замените в этом слове С на Ш. Что получится? Составьте с этим словом предложение. Про кошку.
- Мы любим кошек потому что они помогают нам избавиться от … Кого ловит кошка?
- В слове МЫШЬ замените звук Ш на С. Что получится? Вы знаете, что такое МЫС?
- Это часть берега, выступающая в море или реку. Вот как он выглядит. (Слайд). Представляете, ловила кошка мышку, а поймала вот такой берег.
- Теперь вы понимаете, как важно произносить звуки в словах правильно?
XI. Повторение пройденного.
- У меня в пакете лежит любимая игрушка всех кошек. Я вам её не покажу. Я про неё загадку загадаю. отгадаете, узнаете что это такое.
Со мною раз шалунья кошка
Решила поиграть немножко.
По комнате меня катала,
На мне все нитки размотала.
- Что это?
- Давайте и мы поиграем клубком. Вспомните слова со звуками С, Ш, которые мы сегодня проговаривали. Назовите одно слово, оставьте нитку в своей руке, и передайте клубок следующему.
- У нас получилась замечательная паутина.
XII. Итог занятия.
- Когда мы произносим звук С, как открывались губы?
- А когда Ш?
- Как располагаются зубы, когда мы произносим звук С?
- Ш?
- Где кончик языка? С, Ш.
- Какая струя воздуха при произнесении звука С? Ш?
- Вы запомнили как правильно произносить звуки С,Ш?
- Ребята, кто из вас может про себя сказать такую фразу:
- Я уже хорошо могу произносить звуки С и Ш.
- Мне пока трудно произносить звуки С и Ш.
- Я всегда произношу звуки С, Ш правильно и могу помочь другу.
- На этом наше занятие заканчивается. Попрощайтесь с гостями.