Анастасия Тарханова
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация [К]-[Г]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить различать звуки [К] – [Г] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [к] - [г];
2. Закрепить правильное произношение звуков [к] - [г];
3. Учить дифференцировать на слух звуки [к] - [г];
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический слух;
2. Развивать логическое мышление;
3. Развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, подвижность артикуляционного аппарата.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Дифференциация [К]-[Г]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-воспитательные:
1. Учить вслушиваться в обращенную речь;
2. Воспитывать у детей чувство уверенности, взаимопонимания.
Ход занятия
Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение?
– Какой сегодня день недели?
– Какое сегодня число?
– А вы знаете, какое сейчас у нас время года?
– А какие времена года вы еще знаете?
1. Артикуляционная гимнастика
– Ребята, для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику!
1) «Часики»
Влево-вправо, влево-вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
2) «Качели»
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь.
А потом спускаюсь вниз.
Рот открыт, губы в улыбке, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить кончик языка за нижние зубы. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными
3) «Лошадка»
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами Лошадка –
Цок, цок, цок, цок, цок
В горку медленно идет:
Цок, цок, цок, цок, цок
А с горы стрелой несется:
Цок, цок, цок, цок, цок
Рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами!»
4) «Горка»
Во дворе Егорка
Из снега строит горку.
Мы конечно, тоже,
Все ему поможем.
Широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твёрдый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Повторить 4-5 раз
2. Загадки
– Ребята, отгадайте загадки!
Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! - кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко. (Курица)
Норовит щипнуть за ноги,
Я гоню его с дороги:
"Прочь! Тебя я не боюсь!"
"Га-га-га!" – смеётся… (гусь)
– Какой первый звук в слове «курица», а в слове «гусь»?
– Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков
- А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы правильно писать слова).
- Дайте, пожалуйста, характеристику звука [к] (согласный, глухой, твердый/мягкий)
- Дайте, пожалуйста, характеристику звука [г] (согласный, звонкий, твердый/мягкий)
– Посмотрите в зеркала: произнесите звук [К]. Губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.
– Посмотрите в зеркала: произнесите звук [Г]. Губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.
Значит звуки [Г] - [К] являются парными.
2. Игра «Эхо» (Дифференциация звуков в слогах)
– Слушайте внимательно, и повторяйте за мной!
Га-га-га – вышли гуси на луга.
КА-ка-ка – наша елка высока.
Го-го-го – не увижу никого.
Ко-ко-ко – по теченью плыть легко
Гу-гу-гу – много пчелок на лугу
Ку-ку-ку – Катя сыпала муку.
3. Игра «Четвертый лишний» (Дифференциация звуков в словах)
– Какое слово лишнее? Почему?
Слова:
Корзина, книга, гриб, колесо
Гиря, картошка, горка, груша
4. Физкультминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
5. «Замени»
Замените первую букву, чтобы получить новое слово:
горка — корка
гости — кости
кол — гол
икра — игла
голос — колос
– Какими звуками отличаются эти слова? А меняется ли смысл слова?
6. Пальчиковая гимнастика «Котенок»
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе «Кыш!»
7. Работа в тетрадях
– Спишите слова в два столбика, вставляя слоги КА или ГА. Под буквами поставь значки: К – одна черта, Г – две черты. Слова с буквой «К» – левый столбик. Слова с буквой «Г» – правый столбик
Раду.
Загад.
Ро. Ру.
Бел.
Доро.
8. «Голубь-почтальон» (Дифференциация звуков в предложении)
– Голубь-почтальон принесла нам небольшое письмо, но в нем в двух словах потерялись буквы и я ничего не понимаю. Помогите, пожалуйста, ребята, прочитать письмо!
Собака грызет …ости. В четверг к нам придут …ости.
(Во дворе шла интересная и…ра. Очень полезная черная и…ра.)
Гриша любит хлебную …орку. В понедельник весь класс ходил на …орку.
Во дворе шла интересная и…ра. Очень полезная черная и…ра.
9. Чтение
«Прогулка в лесу»
Костя и Галя пошли в лес за грибами. Дети набрали много грибов. Вдруг началась гроза. Загрохотал гром. Крупные горошины дождя запрыгали по земле. Костя и Галя очень испугались и спрятались в кустах. Их густая листва укрыла ребят от грозы. Когда гроза кончилась, Костя и Галя пошли домой с полными корзинами грибов.
Итог занятия
– Ребята, вы хорошо постарались на сегодняшнем занятии!
– О каких звуках мы сегодня с вами разговаривали?