Надежда Шевчук
Конспект фольклорного праздника «Хлеб — всему голова!» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Хлеб — всему голова!
Музыкальный руководитель Шевчук Н. Н., «Почетный работник общего образования РФ»
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Программные задачи:
Развивающие:
- продолжать формировать у детей представление о праздничных днях;
- возрождать народные традиции с помощью календарно-обрядовых праздников;
Публикация «Конспект фольклорного праздника „Хлеб — всему голова!“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
- развивать творческую активность детей, умение действовать самостоятельно, согласно заданной теме.
Воспитательные:
- приучать детей активно участвовать в подготовке к празднику, переживать за конечный результат;
- воспитывать уважительное отношение к людям труда – селянам.
Образовательные:
- закреплять знания, умения и навыки, полученные в результате образовательной деятельности;
Предварительная работа.
С дошкольниками проводится образовательная деятельность по ознакомлению с сельскохозяйственным трудом, с процессом выращивания хлеба.
Изготавливаются атрибуты – хлебные колосья, шапочки зерен (с привлечением школьников и воспитателей Маливской общеобразовательной школы).
С помощью родителей готовится праздничное оформление, «плетень», часть народных костюмов.
Место проведения:
Музыкальный зал детского сада.
Оформление зала, атрибуты:
Центральная стена оформлена по тематике праздника : снопы, золотые колоски, летящие над жнивьем журавли; по краям стены – «осенние березки» (сдрапированный шелк). В центре стены – аппликация «мельницы». В оформлении используется также бутафорский «домик» и «плетень».
По ходу праздника используются «колоски»(бутафорские) и шапочки. Все участники праздника одеты в русские народные костюмы.
Словарная работа:
Уточняются значения слов – «благовест», «нива», «амбар», «мельница», «сноп», «ломоть», «закрома».
Ход праздника.
1. Вводная часть.
Входят дети фольклорной группы «Березонька» с руководителем в народных костюмах, располагаются свободно по всему залу. Так же в празднике принимают участие учащиеся 1 –го класса и воспитатель г. п. д. Маливской общеобразовательной школы.
Ведущий: Мирный благовест гудит,
Громко – от края до края,
Добрую весть он гласит:
Осень пришла с урожаем.
Звон золотой по лесам,
В поле звенят подголоски,
Хлеба созревшего там,
Ярки на солнце полоски.
Золотом чистым горят,
Звоном хвалебным звеня,
Славу труду человека!
1: Всем знакомы слова : «Хлеб - всему голова!»
Счастлив край, весел край, где хороший урожай.
2: Хорошо, когда в полях нива колосится,
Хорошо, когда всего много уродится!
3: Склонила тяжелую голову рожь –
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
- Дети исполняют р. н. закличку «Нива золотая» -
4: Знаем : жаркая пора – осень золотая,
Не добиться без труда чудо-урожая!
5: Весной горячая пора, пора больших забот.
Рокочут в поле трактора – весенний сев идет.
- Проводится игра со словом «Трактора» -
6: На ладонь возьми зерно –
Вот как выросло оно.
Стало твердым, стало спелым
И от солнца загорелым.
Зернышко (ребенок) :Я в землю теплую ушло,
И к солнцу колоском взошло.
В нем теперь таких, как я,
Стала целая семья.
- Под музыкальное вступление дети берут «колосья» и надевают шапочки «зернышек», встают врассыпную, исполняют песню «Золотое зернышко» муз. Ю. Чичкова.
Рассаживаются на стулья.
2. Основная часть.
В зал под фонограмму р. н. п. «Ах вы, сени» входит Колхозница (воспитатель школы,
Вносит каравай, с ней двое детей - мальчик и девочка (школьники).
Колхозница :Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
Мальчик : В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Девочка : Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- На середину зала выходят две девочки «Жнеи»(старшая группа) –
1: Осень – тетушка, тяжела работушка.
Все покосы, нивушка – болит моя спинушка.
2: Жала я с утра до ноченьки пшеницу да овес,
Только девке хлеба белого поесть не удалось.
Колхозница :Девушки вы, девушки,
Молоденькие жнеюшки,
Дожинайте в поле рожь,
Придет к вам скоро молодежь.
- Дети проводят обрядовый хоровод «Наше поле» р. н. п. –
Под веселую плясовую мелодию (фонограмма) в зал входит Мельник (воспитатель детского сада).
Мельник: Хлеб не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей,
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней.
(обращается к детям) А-ну, ребята, покажите,
Какой нынче урожай (дети показывают на колосья)
Хватит нам пшенички этой на большущий каравай (собирает колосья, грузит в грузовик)
Колхозница: Зерно в амбары потечет рекою,
Его на мельнице сделают мукою. (грузовик с колосьями ребенок-шофер вывозит из зала)
Мельник : Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтоб к обеду из муки
Напекли нам пироги.
Вы, ребята, потрудились,
Все старались, не ленились.
А устали вы?
Дети: Чуть – чуть.
Мельник : Ну, пора и отдохнуть.
Девочка : Мы в деревне живем,
Сушки, пряники жуем,
Мы частушек много знаем,
Их для вас сейчас споем.
- Исполняются «Озорные деревенские частушки» -
Д: По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал –
Курица обидела.
М: Сидит ежик на березе –
Белая рубашка.
На головке сапожок,
На ноге – фуражка.
Д: Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад –
Сапоги мои стоят.
М: На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова –
Надевает сапоги.
Д: В темном лесе я была,
Грибы, ягоды брала.
Пастушка здесь повстречала,
На чай в гости позвала.
Все: У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал –
Прямо скажем : молодец!
3. Заключительная часть.
Мельник : Вам, веселые ребятки,
Загадаю я загадки.
(берет колосок, зернышки которого - отдельно каждая загадка)
1: С неба солнце золотое золотые льет лучи.
В поле дружное стеною золотые усачи.
Шевелят они усами и тихонько шелестят…
А когда уходят с поля золотые усачи,
В нашей печке золотятся золотые калачи. (колосья)
2: Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место. (хлеб)
3: Сто один брат, все в один ряд,
Вместе связанные стоят. (сноп)
4: На горе- горушке стоит старушка,
Руками машет – хлеба просит.
Дашь ей хлебный колосок,
А получишь муки мешок. (мельница)
Колхозница: Уважаемый мельник! Наши дети очень уважают труд хлебороба и тех людей, кто участвует в приготовлении хлеба. Они знают много пословиц о хлебе и о труде.
1: Хвала рукам, что пахнут хлебом.
2: Что летом уродится, то зимой пригодится.
3: Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
4: Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
5: И обед не в обед, коли хлеба нет.
6: Ржаной хлебушко калачам дедушка.
На середину зала выходят Колхозница и Мельник –
Мельник : У народа есть слова :
«Хлеб – всей жизни голова!»
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
Колхозница: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного трудового хлеба.
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное – работой пахнет хлеб!
Реб : Мы в работе не отстанем,
Хоть пока что малыши.
Поработаем на славу –
Веселимся от души.
- Исполняется шуточный танец «По полю, полю»р. н. п.
Колхозница : Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
- Раздается стук в дверь. Входят двое детей с подносом и пирогами (школьники)
Дети: С праздником хлеба вас поздравляем
И пирогами всех угощаем. Проходит угощение детей и гостей. Дети покидают зал.
Музыкальный репертуар.
1.»Русские народные наигрыши» (фонограмма)
2. Закличка «Нива золотая».
3. Игра со словом «Трактора»
4.»Золотое зернышко» муз. Ю. Чичкова
5. Обрядовый хоровод «Наше поле».
6.»Озорные частушки».
7. Индивидуальный шуточный танец «По полю, полю»р. н. п.