Людмила Бирюкова
Сценарий фольклорного праздника «Осенины» старший дошкольный возраст.
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «ОСЕНИНЫ» старший дошкольный возраст.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
2. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
3. Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.
4. Развивать выразительность речи, выразительность образа в пении, в танце, развивать память, внимание, воображение, творчество.
Публикация «Сценарий фольклорного праздника „Осенины“ старший дошкольный возраст,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
5. Дать возможность детям почувствовать радость на празднике, возможность видеть красоту русской народной одежды.
6. Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
Предшествующая работа с детьми: разучивание с детьми песенок, потешек, считалок, русских народных игр, загадывание загадок. Предшествующая работа с родителями: изготовление наглядного материала, чучела Кузюшки.
Ход занятия
Дети заходят под плясовую народную музыку в зал, оформленный в стиле
русской избы.
М. Р. Заходите гости дорогие. Давно вас поджидаем. Садитесь. Всем ли удобно? Всем ли видно?
Вот сколько у нас гостей!.
Мы будем вести разговор о нашей красавице осени, об осенних праздниках.
Весна - красна, да голодна,
Осень дождлива, да сытна.
- А какие вы праздники осенние знаете?
Дети:Осенины, Дожинки, Новолетие, Покров, Казанская.
М. Р: Молодцы, знаете праздники. А вы знаете, что и у каждого овоща свое время сбора и свой маленький праздник народ придумал.
На Наталью - Овсяницу - убрали овес,
На Тита - грибы
На Анну - Скирдницу - выводили хлебные снопы,
а на Сазонта- убирали лук.
В старину осень встречали в Семенов день на Преподобного Симеона.
Крестьяне подводили итоги своим трудам. Собирали овощи, вели обмолот пшеницы, отмечали праздники урожая играми и песнями.
Рубили капусту. Устраивали вечерки с пирогами.
А чем у нас пахнет? («Сдобным хлебом» незаметно рассыпать ванилин)
Давайте понюхаем этот приятный запах.
Дыхательные упражнения
1. дыхание носом 4раза.
2. звук самовара. С-с-с-с 4раза
3. круговые движения языком 4раза
4. «жуём язык» покусываем зубками влево- вправо.
Пока мы с вами разминали ротики и каравай поспел. Предлагаю пропеть о нем песенку.
Распевание «Патока с имбирем»
М. Р. :Ox, и веселая песня получилась. Молодцы ребята!
Кто знает пословицы и поговорки об осенних праздниках?
Дети: 1. Пришел Варфоломей - жито на золу сей.
2. Святой Тит последний гриб растит.
3. Иван Постный пришел - лето красное увел.
4. На Семенов день до обеда паши - а после обеда - руками маши.
М. Р Молодцы ребята, много об осени знаете. А праздник –то в разгаре. Пора вспомнить о Семене.
«Как у дяди Семена» р. н. п. (Муз. рук. №4, 2006г. с. 28)
М-Р : Ox, как весело на празднике Семена! Садитесь ребята.
Осенина (девочка) : Шла я лесом,
Шла я полем
Набрала колосьев вволю
Да и у вас, их много есть
Как бы нам их перечесть?
М-Р: Ребята, матушка Осенина к нам пожаловала.
Дети: Милости просим,
М. Р: Прими, Матушка, колоски в последний сноп. Девочки тебе помогут.
Танец с колосьями.
(Осенина собирает сноп из колосков в танце. М. Р. перевязывает ленточкой.)
М. Р. Ставим в красный угол, рядом с первым снопом.
- Что означает «красный угол?»
Дети: Самое красивое, почетное место в избе
М. Р. Ой вы мухи, комары, не уйти вам от зимы.
Надо нам вас проводить и на зиму схоронить!
Посмотрите, какие у меня есть мухи с комарами! Говорят, что если в Семенов день «похоронить» одну муку или комара, то на 7 мух или комаров на следующий год будет меньше. (4 детей складывают приготовленных мух и комаров в картофель или свеклу с заранее вырезанными в них отверстиях. Относят в русскую печь и закрывают заслонкой.)
М. Р. Проводим их шуточной песней.
«Комар шуточку шутил.» р. н. п. (М. Р. № 4, 2006г. с. 32)
М. Р. Молодцы ребята, повеселили гостей. Проходите, присаживайтесь и слушайте дальше.
1 4 октября - Покров Пресвятой Богородицы.
К этому дню крестьяне уже освободились от земледельческих работ и начали готовить избы к зиме, запасать дрова. И, конечно, с этого дня начались «Покровские праздники».Давайте, исполним песню о том, как мы ходили на ярмарку.
(настроить тональность)
«Купим мы бабушка» р. н. п (М. Р. №2 2006г. с. 18).(исполнение а “capella)
М. Р. : Молодцы, ребята, весело нам было на ярмарке?
Дети: Да!
М. Р. : 14 ноября по народному календарю - день Кузьмы и Демьяна. Это праздник встречи зимы и проводов осени. Русский народ считал святых Кузьму и Демьяна помощниками кузнецов и женщин- рукодельниц. В этот праздник почитали люд мастеровой. Со временем два брата слились в один образ и в народе день их памяти назвали по имени одного из них- Кузьминки. Кузьминки - об осени одни поминки,
С Кузьмы - Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу. Собирались в больших избах рукодельничали и при этом пели. И вот сейчас я познакомлю вас с
одной из таких песен, Называется песня «Прялица»
«Прялица» р. н п. (исполняет муз. руководитель a”capella).
-Ребята, понравилась вам песня?
-А что такое прялица (Показать прялку, которая присутствует в убранстве избы)
-Какой характер у этой песни? (Протяжный, плавный)
-А кто мне скажет, почему протяжный? (Изображает протяжную нить)
На Кузьминки девушки готовили кашу, готовили курник - пирог, начиненный куриным мясом. Собирались в большой избе, устраивали посиделки и выбирали друг друга на игры. Сейчас мы поиграем в одну из таких игр.
Ходовая - игра: «На Кузьму - Демьяну» (М. Р. №5 2007, с. 50)
(пока дети садятся - сюрпризный момент. Достать чучело Кузьки из-за печки)
М. Р. Ребята, посмотрите кто к нам на занятие пришел.
(Кузькиным голосом)
- Ишь ты! Вы себе пары выбираете, а про Кузьку забыли? А ведь сегодня его праздник!
Еще один интересный обряд:
К вечеру изготовляли чучело Кузьки. Набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали кушаком. Обували в старые лапти и усаживали посреди избы.
После праздника чучело выносили за околицу. Там чучело раздевали, раздергивали по соломине, плясали и сжигали куклу. Давайте и мы поставим Кузюшку, как в старые времена, в кружочек. Вставайте в хоровод «Милый наш Кузюшка»
«Милый наш, Кузюшка» р. н,п (Муз. рук. №5, 2007. с 52)
(Дети, стоя в хороводе, поют песню. Куклу носят по хороводу. В конце песни чучело «падает»).
М. Р. Ох, упал родимый! Знать осени конец!
Пришли Кузьма и Демьян потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме,
вымостили.
Прощай, Кузюшка! До новой осени! До нового урожая!
(дети садятся на лавки. Кузю незаметно унести)
М. Р. Ну вот и пришла пора прощаться с Осенью.
Споем песню «До свидание, осень :» (настроить на пение)
«До свидание, осень!» муз. А„ Кудряшова.