Буглак Анна Андреевна
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
1. Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
2. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Публикация «Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
Описание игры. Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.
· Помидор круглый, а огурец… (овальный).
· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
· Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
· Помидор большой, а огурец… (маленький).
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Краткое описание:
Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.
Игра «Идите с нами играть»
Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.
Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.
«Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных.
Сок из смородины (какой) - смородиновый
Варенье из смородины (какое) - смородиновое и т. д.
7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.
Мандарин, черника, клюква, морошка; брусника, земляника, крыжовник, голубика.
8. Составить описательный рассказ про ягоды (по выбору, по плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина?
Какая на вкус?
Съедобная или несъедобная?
Что из нее можно приготовить?
. «Счет продутов». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже.
Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет
Один пышный пирог – два пышных пирога – пять пышных пирогов
4. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.
Хлеб из ржи - ржаной Каша из манки - манная
Бульон из курицы - куриный Котлеты из моркови - морковные
Бульон из рыбы - рыбный Котлеты из свеклы - свекольные
Бульон из мяса - мясной Котлеты из капусты - капустные
Молоко у коровы - коровье Оладьи из картофеля - картофельные
Молоко у козы - козье
Каша из гречки - гречневая С названиями фруктов и овощей:
Каша из риса - рисовая «Назови сок, варенье»
Каша из пшена - пшенная Сок из груш - грушевый
Каша из геркулеса - геркулесовая Варенье из груш – грушевое и т. д.
5. «Назови по образцу». Образование качественных прилагательных.
Жарить картофель – значит, он какой? – жареный
Варить свеклу – значит, она какая? - вареная
Парить репу – значит, она какая? – пареная
Морозить клюкву – значит, она какая? – мороженая
Мариновать помидоры – значит, они какие? – маринованные
Консервировать огурцы – значит, он какие? – консервированные
Солить капусту – значит, она какая? – соленая.
«Счет». Согласование ИС с числительными.
Одна утка – две утки – пять уток
Один утенок - два утенка – пять утят и т. д. по всем птицам и детенышам.
5. «Измени по образцу». Образование сравнительной степени прилагательных.
Красивый – красивее (мягкий, длинный, короткий, добрый, злой, сильный, слабый, высокий, низкий, толстый, тонкий, твердый).
6. «Кто как кричит?» Поиск соответствующего понятия.
Гусь – гогочет; утка – крякает; курица – кудахчет; петух – кукарекает; цыпленок – пищит; индюк – балаболит.
7. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.
Петух (какой) – красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный Цыпленок (какой) - … Курица (какая) - … .
8. Составить описательный рассказ про домашних птиц (по выбору, по плану:
Кто это? Какая это птица (дикая, домашняя?
Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).
Как поет? Чем питается?
Как называют ее детенышей?