Селивёрстова Наталья Васильевна
Консультация для воспитателей «Особенности чтения сказок о животных»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности чтения сказок о животных».
Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников. Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили своё магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу аллегорической формы. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали и нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому.
Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения. Само по себе название «сказка» (от глагола «сказывать» - говорить, рассказывать) определяет форму чтения. Читается сказка (по книге или наизусть) всегда в простой, разговорной манере. Воспитатель обращается к детям, как бы желая воспроизвести им случай, свидетелем которого он был сам (распространенная сказочная форма повествование: «Я там был…») или который хорошо знает («Жили – были кот да петух …»). Естественный, задушевный тон – одно из главных условий чтения сказки. Необходимостью соблюдения этого условия диктуется текстом, в котором часто содержится прямое обращение к слушателям («И сейчас кот, петух и Жихарка в той избушке живут и нас с тобой в гости ждут»).
Сказки о животных обычно невелики по объёму, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют как люди. Эта особенность сказок о животных также требует чтения их с обычным для бытового общения интонациями, естественно и просто.
Как правило, сказки о животных строятся по принципу антитезы: добро противопоставляется злу («Лиса, заяц и петух», ум – глупости («Лиса и козёл»). Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большой силы, замедлением темпа, пауза (более длительными, чтобы заострить на них внимание детей. Подчеркивание этих мест усиливает впечатление от сказки, делает её более понятной для детей и подводит их к верному восприятию вывода, который обычно следует за противопоставлением. Герои в сказках о животных – обычные люди (дети, их родители) и хорошо знакомые детям животные (кот, лиса, петух, заяц, коза и др., наделённые типичными чертами: лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, кот и петух – храбрые и т. д. герои сказок рисуются прямолинейно, развитие характеров, эволюция образов, как правило отсутствуют. Сказочные герои – либо носители добра, наделённые различными положительными чертами (честность, храбрость, справедливость и т. д., как, например, петух в сказки «Лиса, заяц и петух»; либо носители зла, которым присущи всевозможные отрицательные качества (коварство, жадность, лицемерие и другие, например, волк в сказке «Коза и семеро козлят».
Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие передачи их образов при чтении. Читать сказки надо так, чтобы дети сразу поняли, о каком герое пойдёт речь и как к нему относиться: сочувствовать ему или осуждать его, возмущаться его поступкам. Так, те места, где говориться о положительных героях, читать ласково, с одобрительными интонациями, стремясь вызвать у слушателей тёплое отношение. Воспроизведению же образов отрицательных героев должны соответствовать сухие, неприязненные интонации, передающие недовольство, возмущение, желание вызвать у детей нетерпимое отношение к этим действующим лицам.
Действие в сказках о животных начинается сразу («Посадил дед репку…») и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Возьмём для примера сказку «Лиса, заяц и петух». Только что лиса выгнала зайца из избушки, как ему уже встречается собака, убежала собака – повстречается медведь, ушёл медведь – появился петух и т. д.
Каждая картина рисует определённый случай, законченный эпизод, в котором участвуют определённые герои. При чтении следует внимательно вдуматься в эпизоды, понять их значение для общего развития, ясно представить себе действующих лиц, чтобы правильно словесно воспроизвести их. Эпизод, в котором рисуется встреча зайца с медведем, надо прочитать низким голосом, выделяя наиболее характерные слова (медведь заревел, ушёл, более медленно, чем, например, предыдущий эпизод (встреча зайца с собаками, так как напряжение нарастает.
Поскольку картины в сказках рисуют завершённый конкретный эпизод, каждый из них при чтении определяется от последующего паузой. Это даёт возможность ребёнку осознать прочитанный эпизод, пережить то, о чём в нем рассказывается, определить своё отношение к действующим лицам, которые в нем участвуют, и подготовиться к прослушиванию следующего.
Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция несложная. Большую роль играют многократные повторения. Например, заяц, выгнанный из своей избушки лисой («Лиса, заяц и петух», встречается с собаками, медведем, петухом и всем совершенно в одинаковых выражениях рассказывает о своём несчастье: «Как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла, она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня».
Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они передают постепенное нарастания напряжения, которое в последнем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают им лучше понять сказку и запомнить её. Поэтому повторы при чтении необходимо выделять: слова, которые передают нарастание напряжение, лучше читать с большими паузами, следует замедленно произносить последний повтор, так как он, являясь моментом наивысшего напряжения, настораживает ребят и подготавливает их к восприятию того, что последует за ним. Повторы придают ритмичность сказочному стилю и диктуют неторопливость чтения.
Сказки о животных большей частью строятся на мотиве встречи («Колобок», «Теремок», и имеют диалогическую форму. Такая форма обуславливает передачу её как обычной беседы, характерной для разговорной речи. Слова каждого героя сказки прочитываются с учётом его характера и поведения. Так, слова козы («Козлята и волк») требуют, чтобы чтец воспроизвёл заботу козы о козлятах, её беспокойство при виде угрожающей опасности. Характер волка и его злые намерения продиктуют чтецу замедление темпа и понижения голоса, так как в сказке говориться, что волк «завыл толстым голосом».
Живость рассказывания сказок обуславливается и их языком: ярким, эмоциональным, организованным по типу разговорной речи.
У сказок о животных, как правило, счастливый конец: добро в них побеждает, зло наказывается. Эту особенность сказок надо помнить при чтении. Конец следует читать несколько замедленно, передавая удовлетворение, радость, чтобы дети ощутили удовольствие от счастливой развязки.
После чтения сказки необходимо сделать длительную паузу. Это даст возможность дошкольникам ещё некоторое время побыть под впечатлением сказки, прочувствовать и осмыслить её содержание.