МААМ-картинки

Картотека игр, опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста

Ильченко Елена
Картотека игр, опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Младшая группа

1. Игра «Рисовальчики»

Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.

Материал: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.

Ход:

Солнце жёлтое на небе

Красные цветут цветы.

В синем море плещет рыбка,

Нарисуй всё это ты.

Для этого на стол постелите клеёнку, намочите плотный лист бумаги для акварели. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Дайте возможность поиграть с красками. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски – вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

2. Игра «Тает льдинка»

Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Ход: Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»

В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

3. Эксперимент «Как листики летают по ветру»

Цель: Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнить их по цвету, величине, форме: находить дерево, с которого упал лист.

Материалы и оборудование: Разноцветные листья разных деревьев, листы бумаги и простые карандаши- для каждого ребенка.

Ход: Опыт проводиться в сухую погоду, в период листопада. Педагог с детьми собирает листья, рассматривает и сравнивает их. Затем предлагает детям узнать, какой листик медленнее остальных падает на землю и какой красивее всех кружиться. Дети по очереди забираются на горку и пускают листики по ветру. Остальные смотрят и оценивают падение листика.

4. Эксперимент «У воды нет вкуса и запаха»

Цель: Выяснить, что у воды нет вкуса и запаха.

Материалы и оборудование: Две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с соком; стаканчики для детей.

Ход: Педагог предлагает детям выпить немного воды и сказать, есть ли у нее вкус. Дает попробовать для сравнения сок. Объясняет, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое чувство, говорит: «Какая вкусная вода!», хот на самом деле вкуса не ощущает. Морская вода на вкус соленая, потому что в ней растворено много разных солей. Ее человек пить не может.

Педагог предлагает понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Если дети ответят, что пахнет, пусть понюхают еще, пока не убедятся, что запаха нет. Педагог отмечает, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

5. Дидактическая игра "Где живут витамины"

Цель: учить детей отбирать только те картинки, на которых нарисованы полезная для здоровья пища; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: игрушечный медвежонок; предметные картинки с изображением овощей, фруктов, цитрусовых, мороженого, конфет, печенья, торта и тому подобное.

Ход: Воспитатель предлагает детям «полечить» мишку не таблетками, а витаминами. Для этого нужно выбрать только те картинки с изображением продуктов, в которых «живут» витамины. Дети поочередно или группами подходят и выбирают картинки, называют предмет, а остальные дети знаками показывают согласны ли они с тем, что там «живут» витамины или нет. Если задание выполнено правильно, то ребенок кладет картинку у медвежонка.

Средняя группа

1. Опыт «Как вода отражает предметы?»

Цель: Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид.

Оборудование: Зеркало, тазик с водой, кукла в платье.

Ход: Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает детям найти у домового Кузи изменения во внешнем виде: «Ребята, что случилось с Кузей? Как ему можно помочь? Какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (Зеркало). А как помогает вода?»

2. Опыт «Как окрасить воду?»

Цель: Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. Содействовать проявлению гуманного отношения к игровому персонажу.

Оборудование: Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги.

Ход: Домовой Кузя обращается к детям с просьбой о помощи: «Ребята, летом я видел очень красивую радугу. И мне захотелось её нарисовать. Только вот беда - я не знаю никаких цветов. Может, вы научите меня различать и правильно называть цветовые оттенки?»

3. Игра «Разноцветные шарики»

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка, фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок, рабочие листы.

Ход: Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить? Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов.

4. Д/и «Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету, и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

5. Эксперимент «Окрашивание воды»

Цель: Помочь выявить свойства воды

Материал: вода (холодная и теплая, кристаллический ароматизированный краситель.

Оборудование: емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Дети с воспитателем рассматривают в воде 2-3 предмета. Предметы хорошо видны. (Вода прозрачная)

- Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет. Частички краски попали в воду).

Нельзя брать грязные пальцы в рот.

- Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель в оба стаканчика)

- Как изменится окраска, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной, запах – сильнее)

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Старшая группа

1. Д/и «Что исчезло?»

Цель: развивать память, наблюдательность.

Материал: камни разных цветов и размеров.

-дид. задача: развитие психических процессов (память, воображение, мышление)

- правила: запомнить камни, закрыть глаза или отвернуться, не подглядывая, определить недостающий камень

- действия: запомнить, найти, определить, назвать

Ход игры:

Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камней. Задача ребенка – определить, какой убран камень.

Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача.

2. Д/и «Что для чего»

Цель: ознакомление детей с камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.

Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п., различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др., горные породы и минералы и изделия из них: кристаллы кварца и кварцевые часы, графит и карандаши, медная руда и медная проволока, сера и спички и т. п.

-дид. задача: формирование познавательных способностей (сравнение, анализ)

- правила: соотнести картинки между собой

- действия: найти, определить, объяснить

Ход: Воспитатель предлагает подобрать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов (одному камню может соответствовать одна или несколько картинок).

3. Игра «Разноцветный снег»

Цель: познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается.

Материал: ведёрко со снегом, краски, кисточки, стаканчики, горячая вода, игрушка заяц.

Ход игры:

В группу приходит зайчик и приносит ведерко со снегом. Воспитатель закрепляет свойства снега и предлагает с ним поиграть.

Наливает горячую воду и кладет снег. Что произошло со снегом? – он растаял. Выясняем, какого цвета снег и предлагаем сделать его цветным. Каждому ребенку положить снег в стаканчики и предложить взять любую краску и перемешать. Какой снег получился? – красный, синий и т. д.

-Что произошло со снегом? – снег окрасился

4. Эксперимент «Меняют ли камни цвет?»

Цель: формирование представлений о свойствах камня.

Материалы: пустые емкости, лейки с водой, камни.

Ход опыта: Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет? Нет

Предложите детям положить в емкость камень и залить его водой. Затем потрогать камни, ощупывая их в воде и вытащите камни из воды

Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие. Они стали темными. Какие из них красивее? Какой вывод можно сделать? В воде камни меняют цвет, они становятся более красивыми.

5. Опыт «Тонут ли камни?»

Цель: формирование представлений о свойствах камня: тяжесть.

Материалы: камни разного размера, емкость с водой.

Опыт: Ребята, возьмите в одну руки большой камень, а в другую маленький. Какой руке тяжелее? А как выдумаете, тяжелый камень тонет в воде? А легкий? Давайте проверим и опустим в воду легкий и тяжелый камень. Тяжелый камень сразу утонул, а что же произошло с легким? Он также утонул, верно. Значит легкие камни тоже могут тонуть в воде, как и тяжелые.

6. Эксперимент «Почему камни бывают разноцветными»

Цель: объяснить опытным путем, почему некоторые камни могут сочетать в себе несколько цветов.

1) Материал: 2-3 кусочка пластилина разного цвета. Предложить детям взять 2-3 цветных кусочка пластилина, скатать каждый кусочек в шарик и поставить их друг на друга. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. С помощью стека разрезать пластилин и рассмотреть полосатые срезы. Объяснить, что проходили миллионы лет, каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один камень.

2) Материал: 2-3 кусочка пластилина разного цвета. Взять 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешать их (не до однородного цвета). Стекой разрезать получившийся кусочек. На срезах получатся удивительные узоры. Объяснить, что у детей, кто с силой смешивал разноцветный пластилин, полоски получились узкие, кто делал это слабее – разноцветные полоски получились шире. Также происходит и в природе. Где-то подземные процессы были посильнее, а где-то послабее.

Подготовительная группа

1. Эксперимент «Фильтрование воды»

Цель: дать детям представление об очистке воды.

Материалы и оборудование: два стакана с водой (грязной и чистой, вата, фильтр, стакан, воронка.

Ход: Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух стаканах. - Чем она отличается? (В одном стакане – чистая вода, в другом - грязная) - В какой воде могут жить рыбы, раки, растения, а в какой не могут? Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра (ваты, чтобы она стала чистой. - А теперь профильтруйте воду из этого стакана через специальную бумагу, для этого положите её в воронку, (деятельность детей) - Что вы видите на бумаге? (Мелкие частицы песка) - Сравните профильтрованную воду со стаканом с чистой водой, где вода чище? (Одинаковая) Объясняет, что есть большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов.

2. Опыт «Пар – это вода»

Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. Материалы и оборудование: чайник, оргстекло.

Ход: Воспитатель ставит перед кипящим чайником стекло. Все наблюдают, как постепенно по нему начинают стекать струйки воды. Вывод: пар – это газообразное состояние воды.

3. Опыт «Что бывает с паром при охлаждении?»

Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Материалы и оборудование: чайник.

Ход: 1. Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем ребятам предлагается подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

2. Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку, наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

4. Д/и «Чьи семена?»

Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

Материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.

Ход: Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

5. Д/и «Цветочный магазин»

Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материал: лепестки, цветные картинки.

Ход:

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету, и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

6. Игра «Загадывание загадок с зарисовками. Что это?»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Ход: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых раздаются детям. Их задача, не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

Публикации по теме:

«День летних опытов и экспериментов». Фотоотчет«День летних опытов и экспериментов». Фотоотчет Одним из самых интересных и занимательных дел в детском саду всегда было и есть экспериментирование. А лето – самое хорошее время года для.

Конспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группыКонспект занятия «День опытов и экспериментов» для детей второй младшей группы День науки в России. Конспект день опытов и экспериментов для детей 2мл. гр. Дети очень любят экспериментировать исследовать вызывает у.

Картотека опытов и экспериментов с почвой на прогулке для детей 5–7 лет Тема: «Почва» 1. Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Картотека игр, опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 января 2025 в 19:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр, опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ильченко Елена (УИ 3526859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД