Тамара Аммосова
Коллективная лепка — важнейшее условие развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а просмотр мультфильмов или компьютерные игры – любимое занятие, от которого очень трудно бывает ребенка отвлечь. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь умение общаться с самыми разными людьми всегда поможет во взрослой жизни, научит простым правилам мирного сосуществования. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности, он сензитивен (чувствителен и восприимчив) для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет трудно Коммуникативные способности – это индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе образования или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, педагогическую и другие виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.
Публикация «Коллективная лепка — важнейшее условие развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Коллективные работы
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Коллективные работы
- Лепка. Конспекты
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Детский коллектив – развивающаяся динамическая система, обладающая определенной спецификой на разных возрастных этапах. На ступени дошкольного детства происходит формирование первых элементарных основ коллектива. Своеобразие дошкольного коллектива состоит в том, что в нем отсутствуют органы самоуправления, у него нет выраженных общественно значимых целей, направляющих деятельность коллектива, а результаты совместной деятельности по своему значению, за некоторым исключением, не выходят за пределы удовлетворения интересов данной возрастной группы
Детский коллектив – объединение детей, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. Детский коллектив имеет такие характерные черты:
- постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив);
- включение детей в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий;
- формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочение коллектива;
- выработка правильного общественного мнения;
- появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;
-организация действенной работы органов самоуправления;
- мажорный стиль жизни детского коллектива : постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива.
В целом коллектив старших дошкольников во многом достигает уровня, соответствующего первому этапу развития коллектива.
Первый этап – это период первоначального сплочения коллектива. Активную роль в организации его жизни играет воспитатель. Он определяет правила поведения и порядок в коллективе на основе предъявления соответствующих требований. Вместе с тем уже на первом этапе воспитатель стремится сформировать у детей активную позицию, обеспечить постепенное накопление опыта коллективной деятельности. Роль воспитателя заключается в том, чтобы развернуть непрерывную содержательную деятельность коллектива, создать в коллективе атмосферу заинтересованности и готовности участвовать в общих делах. В результате выполнения интересных общих дел, творческого общения, переживания радости общих достижений у детей формируется стремление активно участвовать в жизни коллектива, желание проявить себя с лучшей стороны, заслужить дружеское расположение, симпатии.
На втором этапе коллектив переходит к решению более сложных задач. Изменяются способы организации жизни коллектива : он постепенно переходит к определенному самоуправлению. Требования к коллективу начинают предъявляться от имени актива. Это означает, что руководство деятельностью коллектива опосредуется и возглавляется органами самоуправления и организующая позиция воспитателя становится менее открытой.
На третьем этапе коллектив в своем развитии поднимается на более высокую ступень – переходит к полному самоуправлению. Цели коллектива, их общественное значение для большинства детей приобретают личностно значимый смысл, определяют поведения и взаимоотношения в коллективе. Весь коллектив предъявляет требования к каждой личности, создается единое мнение в оценке социальных явлений и фактов, утверждаются прогрессивные традиции, опыт коллективной деятельности, готовность к сотрудничеству, развивается критика и самокритика. На данном этапе отчетливо видна забота учащихся о чести коллектива, о развитии всех его членов, стремление к созданию условий для активного проявления способностей каждого.
Функции коллектива :
- организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов : секции, кружки и. т. д.);
- воспитательная (формирование нравственности, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);
- стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании, корректировка их поведения)
У детей старшей группы возрастает потребность в общении со сверстниками.
Организация жизни детей в старшей группе, связанная с коллективными формами деятельности, способствует развитию разных форм общения – и делового, и личностного: дети вступают в разговоры, обмениваются впечатлениями, замыслами, обсуждают распределение ролей, содержание игр, трудовые дела и. т. д.
Задачи воспитания в старшей группе выдвигают на первый план формирование культуры общения. Ведущую роль играет воспитатель. Организуя коллективные деятельности, он вводит детей в более широкий круг общения, знакомит их со способами разрешения конфликтов.
Одним важнейшим условием развития коммуникативных способностей детей является занятие по изодеятельности в частности коллективная лепка.
На занятиях в старшей группе дети учатся договариваться, распределять работу, придумывать общую композицию, лепить поделки для игр, создавать панно для музыкального зала, холла. В процессе работы дети убеждаются, что коллективные работы получаются большого размера и «нарядней» индивидуальных. Их можно разместить в группе, раздевалке, музее.
На коллективных занятиях появляется возможность создавать благоприятные условия для формирования у детей таких качеств, как ответственность, организованность.
Овладение способами и средствами лепки идет постепенно, дети накапливают их начиная с младших групп. В старшей группе усиливается внимание к изображению формы и динамики фигур. Вначале дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы, разные по характеру формы, размеру. Основную форму этих предметов дети знают, их внимание нужно направить на более точное изображение. В старшей группе несколько по-иному, чем в предшествующей группе, решается лепка фигуры человека. Их внимание направляется на более четкое изображение формы, а также на правильную передачу пропорций.
Воспитатель уточняет пропорции: голова маленькая по сравнению с туловищем, имеющим в основе конусообразную форму, руки – столбики. Одновременно дети учатся находить положение рук, сгибая их в зависимости от изображаемого действия.
Следующим этапом обучения может быть лепки фигурки, устанавливающейся на ногах. Это получается у детей не сразу, ребята обычно лепят очень тонкие ноги, которые не держат фигурку. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными: вылепить девочку или мальчика в зимней одежде (в шубке, валенках). Изображение этих фигур проводится комбинированным способом. Голову и туловище дети лепят из целого куска, а руки и ноги делают отдельно и примазывают к туловищу. Шапку можно вылепить в виде ушанки или вязаной шапочки с помпоном. Если изображается мальчик, то на пальто накладывается воротник, пуговицы, а если девочка – наряд дополняется опушкой и манжетами. Сложных движений дети еще не изображают, но они могут сделать фигурку шагающей или наклонить ей корпус. Поэтому возможны такие темы, как «Мальчик катит снежный ком», «Дети гуляют», «Дети гуляют с воспитателем». Педагог лепит фигуру воспитателя, а ребята устанавливают около нее свои фигурки. Таким образом, дети постепенно подводятся к сюжетной и коллективной лепке. Темы, поставленные подобным образом, направляют мысль ребенка на изображение определенного предмета, его действия, положения в пространстве.
Обучение лепке детей старшей группы требует от воспитателя применения многих методов и приемов обучения, выбор их зависит от характера задачи, решаемой на занятии, от сложности темы.
На первом этапе обучения лепке тех или иных предметов можно использовать лепку с натуры, которая не исключает показа способов изображения, но в то же время и не снимает задач творческого характера. Целью этих занятий является:
- расширение представления детей о форме и пропорциях;
- научить их изображать форму, вспоминая и самостоятельно применяя знакомые способы лепки;
- научить сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работы товарищей, т. е. воспитывать активность и самостоятельность мышления.
При организации коллективной лепки детей необходимо соблюдать следующие условия :
а) эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, его необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней участвовать;
б) обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности; привлечь к планированию ее, распределению работы, точно определить обязанности;
в) четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом.
Развитие творчества детей на занятиях коллективной лепке. Соотношение творческих заданий и задач обучающего характера зависит от возраста.
Исследования путей формирования детского творчества, проведенное А. П. Усовой, Н. Б. Халезовой и др., дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.
На I этапе детям дают задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: по установке воспитателя (сочини, придумай, найди, измени) дети действуют совместно с педагогом, проявляя при этом элементы творчества.
II этап. Детям дают задания, которые ведут ребят к целенаправленным действиям и поискам. Ребенок, действуя вместе воспитателем, начинает понимать, что приобретенные умения можно комбинировать и видоизменять.
III этап – это задания ведущие ребенка к самостоятельным действиям по обдумыванию замысла в различных видах деятельности, к планированию своих действий, отбору выразительных средств.
В старших группах дети при создании изделия идут от образа, который они наблюдали. На занятиях дети планируют, подбирают материал, выбирают доступные выразительные средства осуществления художественного образа.
Таким образом, организация интересной, содержательной деятельности детей, создание в группе атмосферы взаимного участия и заботы, активное побуждение детей к проявлению доброжелательного отношения к сверстникам, планомерное накопление детьми под руководством воспитателя опыта сотрудничества в разных видах деятельности между дошкольниками в коллективе.