Татьяна Суздорф
Формирование гендерной принадлежности как условие личностно-ориентированного развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей социально-коммуникативному развитию старшего дошкольного возраста.
Задачи:систематизировать методы и приёмы воспитания и обучения старших дошкольников с учетом гендерной принадлежности;
Публикация «Формирование гендерной принадлежности как условие личностно-ориентированного развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
создать гендерноориентированную среду, способствующую развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом;
создать единую систему работы педагогов и родителей в вопросах гендерного воспитания;
формировать устойчивые представления о своей гендерной принадлежности.
Предполагаемый результат:
Дети принимают себя как представителя определенного пола;
Дети знакомы со способами мужественного и женственного поведения и освоили их, умеют находить положительные примеры маскулинного и феминного поведения близких людей и следовать им;
Дети осознали свои настоящие и будущие социальные роли в обществе и в семье.
Основная проблема, ее актуальность: Проблема гендерного воспитания детей и формирования личности будущих мужчин и женщин с достаточно развитым пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью, активно обсуждалась педагогами с начала ХХ века до 30-х годов. Закономерности полоролевого развития детей описаны в работах Н. В. Аннековой, Р. А. Бондаренко, Д. Н. Исаева, В. Е. Кагана, Д. В. Колесова, О. К. Лосевой, А. Г. Хрипковой и др. Однако внедрение гендерного аспекта с детьми в дошкольных образовательных учреждениях носит и в настоящее время бессистемный характер.
Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой, рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.
Социальные изменения, происходящие в настоящее время, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Бесполость воспитания, царившая долгие годы в нашей стране, привела и к тому, что многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается «неправильным» курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин в бизнесе и на предприятиях, стерлись границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть роль «добытчиков», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женщин. Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой для ДОУ. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала. Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Таким образом, если в дошкольные годы не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется тем, что утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвигает на первый план проблемы обеспечения новых подходов к процессам социализации и индивидуализации развития детей, определяющих их эффективность. Как показывает анализ современной нормативно-правовой базы, обеспечивающей качество дошкольного образования и регламентирующей деятельность ДОУ по его реализации, одной из приоритетных задач развития дошкольника, способствующей интеграции подрастающего поколения в современный социум, является задача по обеспечению гендерной социализации дошкольников. В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для личностно-ориентированного развития ребенка, способного позитивно реализовывать себя в социальном пространстве.
В этой связи противоречие, на решение которого выходит проект, связано с необходимостью формирования гендерной принадлежности, как условия личностно-ориентированного развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данного вопроса в психолого-педагогической теории, отсутствием комплекса необходимых методических разработок.
Обозначенное противоречие позволяет определить проблемы проекта, которые заключаются в следующем:
поиск новых технологий, стратегий, форм, методов и содержания воспитательно-образовательного процесса с учетом гендерного подхода;
выработка стратегий при обучении и воспитании однополых и разнополых групп в детском саду;
обучение родителей гендерному подходу в воспитании детей
Структура проекта:
Длительность проекта:1 год-сентябрь 2015г. –май 2016г.
Для осуществления данного проекта использовались современные методы:
-наблюдения, рассказы, игры, показ, беседы, игры,
- методы, повышающие познавательную активность;
- методы, направленные на повышение эмоциональной активности;
- методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;
- методы обучения и развития творчества (Н. Н. Подьяков);
- методы ТРИЗ.
Не менее важным условием данного проекта является тесная взаимосвязь с родителями, так как взаимодействие со взрослыми вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет внимательно относиться к окружающему.
Наша работа состояла из следующих этапов: подготовительного, проектировочного; экспериментального и аналитического.
Подготовительный: определение темы.
Проектировочный: составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Экспериментальный: работа по плану с детьми, родителями.
Аналитический: подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Уровень проработанности: Этап работы– экспериментальный.
Проект мы начали с определения условий гендерного воспитания детей. Для решения поставленной цели нами была определена программа исследования, которая состояла из следующих диагностических методов исследования: беседы, наблюдения и анкетирования. Наш проект мы начали с наблюдения за воспитанниками, проводимого с целью определения уровня сформированности полоролевой социализации детей, анкетирования родителей.
Наблюдение за детьми показало, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, слабы физически, не умеют постоять за себя. В играх дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. зическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
С родителями провели анкетирование на тему «Воспитываем мальчиков и девочек», которое помогло выявить уровень родительских знаний по проблеме.
Результаты показывают, что в семьях доминирует «фемининное» воспитание.
Подводя итог можно сказать что проблема полоролевого развития ребёнка достаточно актуальна для родителей, но не все они готовы передать необходимые знания ребёнку.
Мы можем с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию несет положительные результаты.