Елена Поярко
Консультация для педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Проблема развития мелкой моторики является актуальной, т. к. это один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, обладает умением логически рассуждать, у него достаточно развиты память внимание, связная речь.
ПРОБЛЕМА исследования - при каких условиях работа воспитателя по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой будет эффективной.
Публикация «Консультация для педагогов „Лепка как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
ОБЪЕКТ исследования: занятия изобразительной деятельностью в ДОУ.
ПРЕДМЕТ исследования: процесс развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на занятиях лепкой.
ЦЕЛЬ исследования - выяснить какое влияние оказывает лепка на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели были выделены ЗАДАЧИ исследования:
проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
определить возможности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства;
провести анализ основных составляющих педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у дошкольников;
выявить состояния мелкой моторики и координации движений рук у детей старшей возрастной группы;
разработать серию занятий лепки для детей старшего дошкольного возраста;
составить методические рекомендации воспитателям ДОУ по развитию мелкой моторики у дошкольников.
Для реализации поставленных задач, в качестве ведущих были использованы следующие МЕТОДЫ исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; диагностика; наблюдение за обучаемыми; анализ (количественный и качественный) результатов проведенной работы и продуктов деятельности дошкольников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ
1.1. Значение мелкой моторики в развитии дошкольника
Развитие моторики имеет большое значение для всех людей без исключения. Под данным понятием подразумевается вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты (БПС, с. 98).
Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов.
Развитие мелкой моторики ребенка имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Изучение данной проблемы проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
Большая часть исследователей (Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, Т. В. Фадеева и другие) утверждает, что развитие мелкой моторики, состоящее в овладении движениями пальцев рук, оказывает значительное влияние на становление речи ребёнка, его умственных способностей.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Онтогенез мелкой моторики описан в работах М. А. Поваляевой, М. М. Кольцовой, которые отмечают, что в возрасте около пяти месяцев ребёнок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На шестом месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. В восемь-девять месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Иначе говоря, если у ребёнка ловкие, подвижные, «послушные» пальчики, то и говорить он будет без особого труда (М. М. Кольцова).
1.2. Лепка в дошкольном возрасте
Лепка – это вид изобразительной деятельности, в процессе которого дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином (Халезова, с. 22).
На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества;
обогащение детей изобразительными и техническими умениями;
создание интереса к данному виду деятельности.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей (Халезова, с. 24).
В
В специальной литературе описаны различные приемы и способы лепки из глины и пластилина. Рассмотрим некоторые из них:
скатывание - процесс превращения кусочка пластилина в ровный шарик;
раскатывание - когда из кусочка пластилина (глины) получается яйцеобразная или цилиндрическая форма;
сплющивание - процесс сдавливания шарика из пластилина, в результате чего он приобретает форму диска или лепёшки;
прищипывание - детали будто «выщипываются» из цельного куска;
оттягивание - прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала;
заглаживание - приём, необходимый при лепке плоских поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе. Выполняется он кончиками пальцев или стеками.
Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Пластилин используется тогда, когда при передаче важен цвет. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности (Грибовская, с. 3).
Для лепки в детском саду могут быть использованы и нетрадиционные пластические материалы собственного изготовления – это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке.
1.3. Методы и приемы работы воспитателя по развитию мелкой моторики старших дошкольников на занятиях лепкой
Обучение лепке в старшей группе направлено на то, чтобы научить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали и движение.
Дети 5-6 лет уже могут на глаз определять, сколько потребуется глины для частей, но дальнейший процесс - уточнение пропорций и формы - ребенку еще сложен. И здесь должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении.
В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей (Косминская, с. 156) .
Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики, которые можно с успехом проводить в ходе занятий лепкой, у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость. Формируется игровая и учебно–практическая деятельность, развиваются интеллектуальные способности.
Таким образом, занятия лепкой это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. На занятиях лепкой пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка.
2.2.
Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание лепить, дети становятся более раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех.
На каждом занятии использовали наглядный материал: игрушки, народные игрушки, скульптура малой формы, иллюстрации для уточнения строения предмета, формы частей, пропорций, выразительность образа. Кроме того, подбирали стихотворения, потешки, музыку
На каждом занятии используются влажные салфетки из ткани, чтобы дети после лепки вытерли руки, стеки, доски, стол. Учили детей с помощью салфетки примазывать части, сглаживать поверхность.
2.3.
Дети научились создавать объемный выразительный образ из пластичных материалов, используя разные способы лепки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Мы пришли к выводу, что занятия по лепке, обогащенные пальчиковыми играми и упражнениями, способствуют развитию мелкой моторики, вызывают положительные эмоции, увеличивают интерес к занятию, развивают память и внимание у старших дошкольников.