Альбина Валерьевна Туманина
Психологические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос об одаренности с давних пор волновал людей. Считалось, что талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы, удел избранных. И что только тот, кто одарен может считаться призванным к творчеству. Такая точка зрения не находит подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. П. Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, считает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.
Ибука Н. пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения и большей частью формируются в определенный период жизни.
Публикация «Психологические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Л. С. Выготский говорит, что если понимаешь, творчество в его истинном психологическом смысле как создание нового, легко перейти к мысли, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени. Оно является нормативным и постепенным спутником детского развития. Каждый здоровый ребенок может подняться высоко, на самые вершины творческой деятельности.
Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по "линиям связи" начинают проходить биотоки. И, чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.
Вопрос об истоках творчества – вечный вопрос. Ученые подходят к нему неоднозначно. Приведем примеры научных объяснений начала возникновения творчества.
П. Торренс считает, что творчество проявляется только после 5 лет. А по данным Андрюса М., "пик творчества" приходится на 3,5 – 4,5 года.
Ряд психологов вовсе отказывают ребенку в каком бы то ни было проявлении творчества, считая, что у ребенка есть только пассивная фантазия, и он лишь слепо копирует увиденное у взрослых.
Другая группа психологов (Дьяченко О. М., Веракса Н. Е и др.) опровергают эту точку зрения, подчеркивая, что возможности изменения в человеке огромны, совсем не обязательно им теряться с возрастом, "главное – не отчаиваться, а помочь развитию ребенка в любом возрасте".
Ж. Пиаже и И. Ивич находят зачатки воображения у детей в возрасте 15-18 месяцев. Отечественные психологи стоят на позиции ранних этапов развития творчества. Первые проявления творчества мы можем наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Эти первые проявления относятся к 2,5 – 3 годам жизни. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами.
В 2-3 года дети испытывают потребность в умственной нагрузке, радуются полученным знаниям, умениям и навыкам. Наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка. Ребенок постоянно стремиться к деятельности, задает вопросы, находит различное применение предметам в деятельности методом проб и ошибок.
Отечественные психологи Г. Г. Кравцов, Н. А. Ветлугина, Г. И. Иванова, Е. Г. Макарова полагают, что самый творческий возраст 3-4 года. У детей проявляется тяга к продуктивным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, конструирование. Их привлекает возможность самореализации, выражения чувств, восторга от восприятия окружающего мира. В 5 лет наблюдается проявление остроты и подвижности в восприятии мира. У детей отличительная легкость переключения, переход от изумления при восприятии чего-то к спокойно – деловому отношению. В деятельности есть направленность на результат. Проявляются яркость образных впечатлений, богатство воображения, которые находят отражение в творческих видах деятельности, в творческих играх. К старшему дошкольному возрасту ребенок про-должает жить в мире своих фантазий, но формы, которые принимает этот мир, становятся другими. Теперь дети – организаторы мира своих фантазий. "Все дети обладают интеллектуальным и творческим потенциалом, но в разной степени", - говорит Н. А. Ветлугина.
Повышенная эмоциональная отзывчивость; сила и глубина художе-ственных впечатлений, обусловленные их первичностью и новизной, синкретичность восприятия позволяют ребенку создавать искренние, яркие, красочные образы. К тому же дошкольник не может и не хочет оставаться пассивным наблюдателем. Он пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремится реализовать цели положительного персонажа не только мысленно, но и действенно (А. В. Запорожец). Дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их (Е. А. Флерина). Но на протяжении дошкольного детства развитие эстетического отношения проходит путь от наивного участия ребенка в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые требуют занять внешнюю позицию, глядя на воспринимаемые или создаваемые образы как бы со стороны.
Развитие художественно-творческих способностей происходит в контексте внутреннего самоосмысления, что позволяет ребенку передавать не только содержание темы, но и свое личное отношение к ней. старшие дошкольники уже аргументируют свои оценки, обосновывая свое мнение о герое или его поступке. Но мотивы художественного творчества развиваются неизолированно. Они определяются атмосферой, в которой живет ребенок, условиями, в которых он развивается, и, наконец, системой воспитания, в которой он формируется как личность и как творец.
Б. М. Неменский, художник, создатель новой системы преподавания изобразительного искусства в школе, в своей книге "Мудрость красоты" обращает внимание на "левополушарное" смещение в педагогике.
Американский психолог Дж. Гилфорд и доктор химических наук Ю. Чирков также сходятся в мнении о том, что левое и правое полушария нашего мозга не идентичны в своих функциях. Левое полушарие выполняет интеллектуальные, логические, рациональные функции, обрабатывает информацию линейно, последовательно, аналитически; правое полушарие выполняет образную, интуитивную функцию, обрабатывает информацию глобально, синхронно, релятивно.
Программы обучения как школьные так и для дошкольников, загружают только левое полушарие, оставляя нетронутой вторую половину мозга, что заведомо тормозит развитие творческих способностей.
Поэтому детей необходимо учить наблюдать, исследовать, размышлять, манипулировать идеями. Следует развивать у них не только конвергентное мышление, но и дивергентное – интуитивное, творческое, создавая для ребенка:
– благоприятную обстановку,
– обогащая окружающую среду ребенка новыми предметами,
– поощрение за высказывание оригинальных идей,
– возможности для практики,
– личный пример творчества,
– различные способы, методы и приемы в обучении, воспитании, развитии ребенка.
По мнению Е. С. Беловой, творческие способности ребенка в изобразительной деятельности могут проявиться в том, что он:
– не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;
– в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
– серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
– когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
– стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды;
– не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Анализ литературы позволяет нам сделать вывод о том, что у детей седьмого года жизни могут активно проявляться художественно-творческие способности. Необходимо с помощью различных методов, приемов создавать условия для их развития.