Елена Шляга
Дидактическая игра по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства для детей 5–7 лет «Карусель искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья СКАЛАБАН,
заместитель заведующего по основной деятельности
Елена ШЛЯГА,
воспитатель дошкольного образования первой категории,
ясли -сада№ 1 УСР и ЖКХ ОАО «Беларуськалий»
г. Солигорска Минской области
КАРУСЕЛЬ ИСКУССТВ
Темочки:
- Дидактические игры
- ИЗО. Игры, дидактические пособия
- Литературная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2023
авторская дидактическая игра по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства для детей 5-7 лет
Пособие (игра) включает 5 разделов: «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт», «Помощники детской книги», «Белорусское, родное», которые направлены на решение задач образовательной области «Изобразительное искусство» (восприятие произведений изобразительного искусства) учебной программы дошкольного образования. Каждой игре соответствует определенный цвет сектора круга «карусели». Содержание игр способствует закреплению представлений о различных видах изобразительного искусства (книжная графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн): умению различать жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет) и подбирать к картине соответствующее по характеру звучания музыкальное произведение на основе слухового восприятия, развитию способности понимать содержание книжной графики и сопоставлять её с текстом художественного произведением, различать и называть значимые архитектурные сооружения города, назначение зданий, упражнять в умении узнавать архитектурные объекты по элементам ландшафтной архитектуры, составлять узоры с учетом принципов дизайна для украшения предметов быта, узнавать по словесному описанию и называть монументальные скульптуры города.
Для каждой игры придумана вариативность её содержания, что предполагает реализацию принципа «от простого к сложному».
На начальном этапе проведения игр основным партнером ребенка является взрослый, который помогает овладеть правилами, игровыми действиями, направленными на обогащение представлений детей о различных видах изобразительного искусства.
Игра может быть использована как в образовательном процессе учреждения дошкольного образования при организации индивидуальной работы и работы в группе из 2-6 детей, так и в совместной творческой деятельности взрослого и ребенка в условиях семьи.
Дидактическая задача:
1. Формировать устойчивый интерес к произведениям изобразительного искусства и опыт художественного восприятия (целостное, детальное).
2. Пробуждать эстетические чувства и повышать эмоциональную восприимчивость дошкольников на основе синтеза различных видов искусства (музыка, художественная литература, произведения изобразительного искусства).
3. Обогащать представления детей о различных видах изобразительного искусства, практиковать в умении дифференцировать их (книжная графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн).
4. Упражнять в умении различать средства художественной выразительности, используемые для создания произведения искусства.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, наглядно-образное мышление, образную память, воображение, поддерживать самостоятельность при выполнении заданий.
6. Воспитывать ценностное отношение к искусству, понимая язык искусства.
Игровая задача:
Поочередно вращая стрелку, выполнять задания того сектора, на который указала стрелка. Необходимо внимательно прослушать задание и самостоятельно его выполнить. За выполненное задание получить поощрительный значок (фишку).
Задача для ребенка состоит в том что бы собрать как можно больше фишек, правильно выполняя задания.
Материал:
игровое поле-круг с вращающейся стрелкой, разделенное на семь секторов по цветам радуги;
конверты с игровыми заданиями;
иллюстрации В. Басалыги к сборнику стихотворений Я. Коласа «Усход сонца», иллюстрации Е. Рачева к русским народным сказкам; книжная графика Е. Лось к детскому сборнику «Ладушки –ладки»; фоновые листы А4, силуэтные картинки (вазы, фрукты, овощи, цветы, посуда и др.); разрезные картинки с изображением портрета в виде пазла (И. Хруцкий «Портрет мальчика в соломенной шляпе», В. Серов «Девочка с персиками», И. Хруцкий «Девочка с фруктами», В. Васнецов «Аленушка»); репродукции картин: И. Левитан «Март», «Золотая Осень»; И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Рожь»; В. Бялыницкий- Бируля «Голубой весной», «Первый снег»; А. Куинджи «Березовая роща»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; Е. Волков «Октябрь»; В. Жолток «Колокольчики лесные»; И. Грабарь «Февральская лазурь»; предметные карточки с изображением одежды, сундука, посуды, полотенец; карточки небольшого размера с изображением элементов белорусского орнамента (геометрического, растительного); фотографии архитектурных сооружений города Минска (Большой театр Беларуси, Национальная Библиотека Беларуси, Белорусский государственный цирк, Минский железнодорожный вокзал, Минская городская ратуша, Дом правительства, Троицкое предместье.); контурные рисунки зданий города Минска; фотографии скульптурных объектов городов Беларуси («Памятник Якубу Коласу», «Монумент Победы», Памятник Франциску Скорине», «Мальвина и артемон», «Уличный клоун», «Лягушка-путешественница», «Львенок с Мобильником»).
аудиозапись музыкальных произведений А. Вивальди цикл «Времена года («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»); И. Чайковский «Подснежник», И. Чайковский «Подснежник».
фишки;
фигурка человека (туриста).
электронный вариант интерактивной игры.
Игровые действия:
Игроки по очереди вращают стрелку игрового поля. Когда стрелка перестает вращаться - ребенок называет сектор, на который она указывает и слушает задание ведущего, затем самостоятельно его выполняет. В разных заданиях игровые действия различны: не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, усложняются в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания.
Правила игры
Вариант №1. Настольно-печатная игра
Перед началом игры рекомендуется познакомить ребенка с игровым полем, секторами и соотнести их с цветами радуги. Разобрать каждый условный символ сектора и предложить ребенку самому догадаться какой вид изобразительного искусства обозначает каждый символический значок.
В игре могут участвовать от 2 до 6 детей либо 2 команды от 3 до 5 детей в каждой.
Участники игры по очереди вращают стрелку. На каком цветовом секторе остановится стрелка, такого цвета выбирается конверт с заданием.
При вращении стрелки ребенок произносит следующие слова:
На карусели закружу
Про искусство расскажу.
Задание выполняет тот ребенок, который вращал стрелку либо (задание получает каждый из игроков).
За правильное выполнение задания игрок получает фишку.
Количество заданий для одной игры зависит от количества участников и времени, которым вы располагаете. Игра может продолжаться до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес. Лучше начинать работу с менее сложных заданий, постепенно повышая их сложность.
Подведение итогов игры
Правильно выполненные задания определяются сразу же с помощью фишек.
Игрок, получивший больше всего фишек, считается победителем.
Вариант №2. Интерактивная компьютерная игра
1. Игра предназначена для использования на интерактивной доске, а также в семейных условиях на ПК;
2. Игроку предлагаются слайды с различными игровыми заданиями по следующим разделам:
- «Помощники детской книги» (игры «Собери иллюстрации по сказке», «Подбери иллюстрацию к потешке», «Подбери иллюстрации к стихотворению»);
- «Натюрморт» (игра «Оживи картинку»);
- «Портрет» (игра «Составь портрет»);
-«Пейзаж» (игра «Аукцион картин»);
- «Белорусское, родное» (игры «Белорусский орнамент», «Узнай здание», «Прогулка по городу», «Скульптурные загадки»).
2. Слайды сопровождаются звуковыми эффектами, что создает интерес ребенку, и желание выполнять задания.
3. При выборе правильного ответа ребенок должен нажать на соответствующую картинку. При ошибочном выборе картинки она исчезает в сопровождении звукового сигнала.
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание №1. «Помощники детской книги» (Красный сектор)
Цель: развитие способности понимать содержание книжной графики и сопоставлять её с текстом художественного произведения.
Материал: иллюстрации В. Басалыги к сборнику стихотворений Я. Коласа «Усход сонца», отрывки стихотворений Я. Колоса «Ноч», «Зима», «Усход сонца», «На лузе», Лес»; иллюстрации Е. Рачева к русским народным сказкам(«Петушок-золотой гребешок», «Крылатый, мохнатый да масленый»; «Колобок»; «Рукавичка», «Лисичка -сестричка и серый волк»); книжная графика Е. Лось к детскому сборнику «Ладушки –ладки».
Содержание:
Вариант 1. Игра «Собери иллюстрации по сказке»
Перед детьми раскладываются карточки с сюжетами русских народных сказок. Ребенку необходимо сгруппировать карточки по одной сказке. Назвать сказку.
Вариант 2. Игра «Подбери иллюстрации к потешке»
Детям рассказываются потешки из сборника «Ладушки-ладки», ребенок должен подобрать иллюстрацию Е. Лось которая соответствует услышанному произведению.
Баю, баюшки-баю
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
Да утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Наших деток не буди!
Котя-котюшка, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!
Сходит котя на торжок,
Купит котя пирожок,
Принесет его нам котик
И положит прямо в ротик,
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!
Как у коти, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Да покраше его.
Как у коти, у кота
Периночка пухова
У дитяти моего
Есть помягче его. Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!
Вариант 3.
Игра «Подбери иллюстрации к стихотворению»
Иллюстрации В. Басалыги раскладываются перед детьми, читается художественное произведение из сборника «Усход солнца» Я. Коласа, детям необходимо соотнести текс с иллюстрацией и сделать свой выбор. Выбор обосновать. Назвать к какому виду книжной графики относятся данные иллюстрации.
УСХОД СОНЦА
На усходзе неба грае
Пераліўным блескам,
Сыпле золата над гаем
І над пералескам.
Чуць-чуць дрогне, прыліецца
Чырвань на ўсходзе —
Гэта неба ўсьміхнецца
Людзям і прыродзе.
І сабрала неба фарбы
Колераў дзівосных…
І дзе ёсць такія скарбы
Гожства, сугалосся? ЗІМА
Надышлі марозы,
Рэчкі закавалі,
Белыя бярозы
Шэранем убралі.
Пад пялёнкай белай
Травы і лісточкі.
Рэчка анямела,
Змоўклі ручаёчкі.
Амяртвелі лозы,
Чуць гальлём хістаюць;
А ў палёх марозы
Ды вятры гуляюць.
ЛЕС
Глуха шэпча лес зялёны,
І шуміць ён і шуміць,
Гоман доўгі, несканчоны
Цэлы дзень над ім стаіць.
Пераблутаны галіны
У адзін салаш жывы…
Лес! аб чым шумяць вяршыны?
Лес! што шэпчаш, векавы?
НА ЛУЗЕ
Добра ў лузе ў час палудны!
Лёгка там дыхнуць!
Хмаркі белыя марудна
За лясы плывуць.
Ветрык краскі чуць калыша,
Травы шалясьцяць.
Луг зялёны жыцьцём дыша -
Конікі трашчаць.
Ў лозах шчэбет ня сьціхае,
Шум стаіць і сьвіст,
Ў яркім бляску спачывае
На ракіце ліст.
Сьпевам-гоманам і звонам
Поўніцца ўвесь луг,
І дрыжыць над ім, зялёным,
Жыватворчы дух.
НОЧ
Між палёў шырокіх
Я адзін стаю.
Ахваціла ціша
Душу ўсю маю.
Ночанька мая ты,
Водблеск глыбіні!
Ты чаруеш душу
Сьпевам цішыні.
Ночанька мая ты,
Ціхі сон вясны!
Колькі зор на небе!
Як блішчаць яны!
Водблескам пажару
Неба край гарыць -
Там двурогі месяц
Выплыў з-загары.
Задание № 2 «Оживи картинку» (Оранжевый сектор)
Цель: закрепление представлений о жанре живописи - натюрморт; формирование умения составлять «композицию» натюрморт из предложенных готовых объектов в соотнесении с названием картины, цветовым фоновым решением и замыслом.
Материал: фоновые листы А4, силуэтные картинки (вазы, фрукты, овощи, цветы, посуда и др.)
Содержание: ребенку предлагается составить натюрморт по определенной теме.
Тематика картин: «Осенний натюрморт», «Цветочный вальс», «Дары осени», «Чаепитие», «Радость», «Лето», «Художник».
Задание №3 «Составь портрет» (Желтый сектор)
Цель: закрепление представлений о жанре живописи - портрет; умение составлять из частей целостный образ, развивать восприятие, мышление, сообразительность.
Материал: разрезные картинки с изображением портрета в виде пазла (И. Хруцкий «Портрет мальчика в соломенной шляпе», В. Серов «Девочка с персиками», И. Хруцкий «Девочка с фруктами», В. Васнецов «Аленушка»).
Содержание: детям предлагается сложить пазл, назвать какое произведение живописи в нем зашифровано, автора картины.
Задание №4 «Аукцион картин» (Зеленый сектор)
Цель: закрепление представлений о жанре живописи - пейзаж; развитие способности определять настроение картины, подбирать к картине соответствующее по характеру звучания музыкальное произведение на основе слухового восприятия.
Материал: репродукции картин: И. Левитан «Март», «Золотая Осень»; И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Рожь»; В. Бялыницкий- Бируля «Голубой весной», «Первый снег»; А. Куинджи «Березовая роща»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; Е. Волков «Октябрь»; В. Жолток «Колокольчики лесные»; И. Грабарь «Февральская лазурь»; музыкальные произведения: А. Вивальди Цикл «Времена года», И. Чайковский «Подснежник».
Содержание: картину может купить только тот ребенок, который определит картину по музыкальному произведению.
Усложнение: разделить картины по «Временам года», рассказать о их схожести.
Задание №5 «Скульптурные загадки» (Голубой сектор)
Цель: закрепление и обобщение представлений детей о значимых скульптурных объектах городов Беларуси; развитие умения узнавать по словесному описанию и называть монументальные скульптуры города.
Материал: фотографии скульптурных объектов городов Беларуси.
Содержание: взрослый дает описание (загадку) одному из скульптурных объектов городов Беларуси, ребенок ищет фотографию с изображением этого объекта, называет его.
Описание скульптурных объектов:
«Памятник Якубу Коласу»
Памятник установлен в центре г. Минска в честь великого белорусского писателя. Представляет собой фигуру человека, который сидит на большом камне и о чём-то размышляет.
«Монумент Победы»
Расположен на одной из центральных площадей г. Минска, имеет с ней одно название. Установлен в честь подвига солдат и партизан в годы Великой Отечественной войны. Представляет собой четырёхгранную стелу с орденом на вершине и горельефами боёв на сторонах.
«Памятник Франциску Скорине»
Находится рядом со зданием Национальной библиотеки в г. Минске. Представляет собой фигуру человека в длинной одежде с поднятыми вверх руками, в его левой руке - книга.
«Мальвина и Артемон»
Скульптурная группа по сказке А. Толстого «Золотой ключик», которая находится около Театра кукол в г. Гомеле.
«Уличный клоун»
Скульптура находится в г. Витебске и представляет собой доброго клоуна, играющего на гармошке, рядом с которым пританцовывает пудель.
«Лягушка-путешественница»
Скульптура расположена недалеко от железнодорожного вокзала г. Гродно. Представляет собой лягушку, на её лапке — компас, за плечами — котомка.
«Львёнок с мобильником»
Скульптура установлена в центре г. Могилёва. Представляет собой сказочный персонаж — символ города, он разговаривает по телефону со своей мамой, которая живёт в Африке, и рассказывает ей, как ему хорошо живётся.
Задание №6 «Белорусский орнамент» (Синий сектор)
Цель: закрепление и углубление представлений детей о белорусском орнаменте (геометрическом, растительном, развитие умения понимать взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента).
Материал: карточки с изображением одежды, сундука, посуды, полотенец; карточки небольшого размера с изображением элементов белорусского орнамента (геометрического, растительного).
Содержание: Детям предлагается соотнести элементы белорусского узора с украшаемым изделием.
Задание №7 «Прогулка по городу» (Фиолетовый сектор)
Цель: расширить и углубить представления детей о достопримечательностях города Минска, их архитектурных особенностях; развитие зрительного внимания, памяти.
Материал: фотографии архитектурных сооружений города Минска (Большой театр Беларуси, Национальная Библиотека Беларуси, Белорусский государственный цирк, Минский железнодорожный вокзал, Минская городская ратуша, Дом правительства, Троицкое предместье.); контурные рисунки зданий города Минска; фигурка человека (туриста).
Содержание:
Вариант 1. По заданию взрослого нужно расположить фигурку человека (туриста) на той фотографии, название которой прозвучит в задании.
Вариант 2.
Ребенок выбирает фотографию любого архитектурного объекта, подбирает контурный рисунок этого здания, называет его, определяет назначение.