Владимир Левченков
Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей
Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. Особенно велика роль в этом деле занятий рисованием. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учит позна-вать красоту природы, учит мыслить и чувствовать. [3, стр. 90 ]
Публикация «Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей» размещена в разделах
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- ИЗО в школе
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2016
Зрительная память у детей является одним из важных механизмов их изобразительной деятельности. Качество выполняемых детьми работ в изобразительном искусстве, например рисунки карандашом, письмо акварелью зависит от уровня развития зрительной памяти. В процессе творческой деятельности ребенок запоминает и передает цветовые сочетания, сочетания форм и линий и другое.
Важное место в изобразительном процессе детей занимают образы зрительной памяти. Развитие зрительной памяти детей зависит от многократного наблюдения, изучения и изображения различных предметов с натуры. Изучение натуры (изображаемого предмета) положительно влияет на развитие долговременной памяти. При рисовании на изобразительном искусстве творческих работ по памяти тренирует ее развитие, так как в процессе практической деятельности дети вспоминают какого цвета, формы был предмет и его детали. В процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства формируются образы памяти. Содержание которых отражается в эстетическом развитии вкусов, взглядов детей.
В процессе выполнения тематического рисования на уроках изобразительного искусства требуются не только практические навыки и умения, но и хорошая зрительная память.
Рисование с натуры является хорошим средством эстетического воспитания детей, изображая природу ребенок изучает разнообразие цветовой гаммы, изучением различных форм, учится видеть прекрасное в окружающем мире.
Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти : двигательной, эмоциональной и словесно-логической.
На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. [ 3, стр. 105]
Весьма положительным является также метод закрепления пройденного путем рисования по памяти. "Если ты хочешь хорошо запомнить изученную вещь, то придерживайся следующего способа: когда ты срисовал один и тот же предмет столько раз, что он, по-твоему, [как следует] запомнился, то попробуй сделать его без образца". Много времени уделял Леонардо да Винчи научным обоснованиям теорий рисунка. Он занимался анатомическими исследованиями, установлением законов пропорционального членения человеческой фигуры и другими проблемами изобразительного искусства. [3, стр. 26]
Рисование по памяти положительно влияет на развитие образного мышления, образной памяти.
Детские рисунки зачастую просты и абстрактны, но в большинстве передается интерес к изображению различных состояний природы. Следовательно, для творческих заданий по памяти на уроках изобразительного искусства можно использовать задания о передаче состояний природы, например: пейзаж, сказочные сюжеты и т. д. В процессе такой деятельности у детей активизируется и развивается образная память, образное мышление.
Сочетания различных методов рисования в практической деятельности детей на уроках по изобразительному искусству развиваются различные виды памяти.
Литература:
1. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. — М. : Академический Проект, 2003. —304 с.
2. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. — М., 1931.— 279 с.
3. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе/Н. Н. Ростовцев. -М. : Агар, 2000. — 251 с
4. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Под рук. Неменского Б. М. - МДО, 1995