Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр «Дифференциация звуков [Р], [Л]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Апрель
Дифференциация звуков “Р” и “Л”.
Игровое упражнение «Цирк».
Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "р – л". Развивать фонематический слух, внимание детей.
Упражнение.
Публикация «Картотека речевых игр „Дифференциация звуков [Р], [Л]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим. Звуки живут в словах. Звуки мы слышим. Дети, а вы хорошо слышите звуки? Проверим! Дети, если вы услышите в слове звук "Ррррр", руки вверх, затем вниз. Педагог показывает движение.
— Если вы услышите в слове звук "Ллл", руки вперёд, затем вниз.
Педагог показывает движение.
— Дети, тише, тише, тишина! Звуки слушать нам пора!
Педагог чётко произносит слово, ждёт, когда дети завершат движение, затем произносит следующее слово. Дети выполняют задание.
Лексический материал: цирк, купол, артисты, арена, клоуны, акробаты, атлеты, дрессировщик, звери, лошади, львы, тигры, слоны.
— Очаровательно, дети! Весело играли, звуки "р" и "л" различали.
Игровая ситуация «Журавли».
Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "р" и "л".
Игра.
— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Чистоговорку запоминаем, в словах звуки "р" и "л" различаем.
Журавли крылья расправляли,
Курлыча апрель встречали.
Пол России пролетели.
На Урал прилетели.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова. При необходимости педагог показывает пример.
— Дети, кто что расправляли?
— Журавли крылья расправляли.
— Курлыча что встречали?
— Курлыча апрель встречали.
— Пол России что сделали?
— Пол России пролетели.
— Куда прилетели?
— На Урал прилетели.
Журавли крылья расправляли,
Курлыча апрель встречали.
Пол России пролетели.
На Урал прилетели.
— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "р"?
— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "л"?
— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звуки "р" и "л"?
Педагог читает чистоговорку ещё раз, и предлагает желающим детям повторить его.
Раз, два, три!
Чистоговорку повтори!
Журавли крылья расправляли,
Курлыча апрель встречали.
Пол России пролетели.
На Урал прилетели.
— Очаровательно! Дети, звуки "р" и "л" правильно произносите, чётко слова говорите.
Занимательная игра «Игла и игра».
Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "л – р". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Игра.
— Дети, в край Чистоговория приглашаю, чистоговорку сочинить предлагаю. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «игла» или «игра». Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.
Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре – расскажу о весёлой …
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – расскажу вам об острой …
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – начинается …
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – для шитья нужна …
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – я люблю весёлую …
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – осторожно беру я …
Ры-ры-ры, ры-ры-ры – мы устали от весёлой …
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – нет берём мы острой …
— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре – расскажу о весёлой игре.
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – расскажу вам об острой игле.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – начинается игра.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – для шитья нужна игла.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – я люблю весёлую игру.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – осторожно беру я иглу.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры – мы устали от весёлой игры.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – нет берём мы острой иглы.
— Прекрасно, дети! Чистоговорку запоминали, слова чётко повторяли. Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Игла и игра».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения. Дети произносят текст вместе с педагогом и выполняют движения.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре – Кулачки, ударяют друг о друга.
расскажу о весёлой игре. Руки в стороны.
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – Хлопки в ладоши.
расскажу вам об острой игле. Руки вперёд.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Кулачки, ударяют друг о друга.
начинается игра. Руки в стороны.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Хлопки в ладоши.
для шитья нужна игла. Руки вперёд, берём иглу.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Кулачки, ударяют друг о друга.
я люблю весёлую игру. Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Хлопки в ладоши.
осторожно беру я иглу. Руки вперёд, берём иглу.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры – Кулачки, ударяют друг о друга.
мы устали от весёлой игры. Ладони прижать к щекам, наклоны головы вправо-влево.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – Хлопки в ладоши.
нет берём мы острой иглы. Погрозить пальчиком.
— Прелестно, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.
Занимательная игра «Король».
Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "р" и "л". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.
Игра.
1 этап. Знакомство со скороговоркой.
— Дети, в край Скороговории вас я приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю. Бриллиант – это драгоценный красивый камень. Орлеан – это город во Франции. Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.
Король подарил королеве бриллиант.
А королева пригласила короля в Орлеан.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.
— Дети, кто подарил королеве бриллиант?
— Король подарил королеве бриллиант.
— Король подарил кому бриллиант?
— Король подарил королеве бриллиант.
— Король подарил королеве что?
— Король подарил королеве бриллиант.
— А кто пригласил короля в Орлеан?
— А королева пригласила короля в Орлеан.
— А королева пригласила кого в Орлеан?
— А королева пригласила короля в Орлеан.
— А королева пригласила короля куда?
— А королева пригласила короля в Орлеан.
Король подарил королеве бриллиант.
А королева пригласила короля в Орлеан.
— Дети, скороговорку можно произнести с разной интонацией.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию. Предлагает желающим детям произнести скороговорку, как актёры, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация, радостно (восклицательная интонация). Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "р" и "л".
— Очаровательно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.
2 этап. Конкурс чтецов.
Король подарил королеве бриллиант.
А королева пригласила короля в Орлеан.
— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.
Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Обворожительно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.
Май
Занимательная игра «Сочинялка».
Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "л – р". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Игра.
— Дети, в край Чистоговория приглашаю, чистоговорку сочинить предлагаю. Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.
Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.
Ра-ра-ра – начинается …
Ла-ла-ла – у птицы два …
Ро-ро-ро – вода течёт в …
Ло-ло-ло – на улице …
Ру-ру-ру – продолжаем мы …
Лу-лу-лу – нитку вдели мы в …
Ры-ры-ры – летят воздушные …
Лы-лы-лы – дети вымыли …
Ра-ра-ра – вот закончилась …
— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ла-ла-ла – у птицы два крыла.
Ро-ро-ро – вода течёт в ведро.
Ло-ло-ло – на улице тепло (светло).
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
Лу-лу-лу – нитку вдели мы в иглу.
Ры-ры-ры – летят воздушные шары.
Лы-лы-лы – дети вымыли полы.
Ра-ра-ра – вот закончилась игра.
— Потрясающе! Спасибо, дети! Слова вы в рифму подбирали, чистоговорки сочиняли.
Малоподвижная игра «Место звука "о" в слове».
Задача. Закреплять умение детей определять место звука "о" в слове.
Игра.
— Дети, место звука "о" определяем, движениями обозначаем
Игровое правило. Звук в начале слова – руки вверх, звук в середине слова – руки вперёд, звук в конце слова – наклон, руки вниз.
— Внимание, игра начинается.
Педагог медленно, чётко проговаривает слова, давая детям возможность определить место звука в слове.
Лексический материал. Гном, осы, ворон, бревно, город, ослик, слон, осень, письмо, кошка, темно, крот, обувь, эскимо, дождь, осина, конь, обувь, ночь, кино, пол, крыло, бочка, ведро, волк.
— Великолепно! Молодцы, дети! Место звука "о" правильно определяли, движениями обозначали.
Малоподвижная игра «Место звука "л" в слове».
Задача. Формировать умение детей определять место звука "л" в слове.
Игра.
— Дети, место звука "л" определяем, движениями обозначаем
Игровое правило. Звук в начале слова – руки вверх, звук в середине слова – руки вперёд, звук в конце слова – наклон, руки вниз.
— Внимание, игра начинается.
Педагог медленно, чётко проговаривает слова, давая детям возможность определить место звука в слове.
Лексический материал. Стул, лодка, пенал, луна, пила, лук, булавка, стол, юла, лошадь, мел, ласточка, белочка, лыжи, пчела, лопата, кукла, вокзал, колос, лампа, игла, дятел, ландыш, крокодил, ложка.
— Замечательно! Молодцы, дети! Место звука "л" правильно определяли, движениями обозначали.
Диагностическое задание. Игра «Звуки в слове»
(индивидуально).
Задача. Выявить умение детей определять место звука в слове, называть слова с заданным звуком, чётко произносить все звуки русского языка.
Игровой материал. Предметные картинки (в наборе должны быть слова, в которых один и тот же звук встречается в начале, в середине и в конце слова). Например, мальчик, арбуз, рябина, танк, абрикос, …
Игра.
Картинки лежат рисунком вниз.
— … (имя ребёнка, посмотри, как много у меня карточек. Расскажи мне, пожалуйста, что нарисовано на этих карточках.
Ребёнок берёт по одной карточке и называет, что нарисовано. Карточки кладёт рисунком вверх. Если ребёнок затрудняется, педагог называет слово.
Задание 1.
— … (имя ребёнка, определи, пожалуйста, место звука "а" в слове. Справа положи карточки со словами, где звук "а" мы слышим в начале слова, а слева карточки, со словами, где звук "а" мы слышим в середине слова. Ребёнок выполняет задание.
— … (имя ребёнка, как ты думаешь, почему остались лишние картинки? —В слове «рябина» звука "а" нет ни в начале, ни в середине слова.
— Молодец!
Задание 2.
— … (имя ребёнка, придумай, пожалуйста, слова со звуком "м" в начале слова.
Ответы ребёнка.
— … (имя ребёнка, придумай, пожалуйста, слова со звуком "н" в середине слова.
Ответы ребёнка.
Оценка результатов.
Умение определять место звука в слове.
3 балла — ребёнок без ошибок определяет место звука в слове.
2 балла — ребёнок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.
1 балл — ребёнок допускает большое количество ошибок.
Произношение звуков русского языка.
3 балла — ребёнок во время разговора контролирует себя в произношении, старается произнести слова или звуки, которые не получаются.
2 балла — ребёнок не всегда старается произнести правильно слова или звуки.
1 балл — ребёнок произносит звуки как получается.