Самарова Оксана
Сценарий семейной гостиной «Пряничные истории» с мастер-классом по росписи пряника
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект сценария семейной гостиной «Пряничные истории».
(мероприятие проводится с детьми дошкольного возраста и их родителями)
Цель: Формирование у детей интереса к традициям русского народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей появления пряников.
2. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с историей создания пряника.
3. Закреплять полученные навыки и умения изобразительного, декоративного и оформительского творчества.
4. Развивать социально-психологической черты как - терпение, умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой.
5. Используя музыкальный фон, создавать положительный эмоциональный настрой у детей.
Материал:
Атрибуты уютной русской кухни (Кресло-качалка, стол, самовар, чашки, банка с вареньем, русские народные костюмы, русские народные инструменты (ложки, трещотки, бубен и т. д., болванки пряников имбирных, глазурь, одноразовые тарелочки, влажные салфетки)
Действующие лица: тётушка Агафья и племянница ее Василиса.
Тетушка Агафья и Василиса заходят в зал, не замечая зрителей разговаривают:
Т. А. : Василиса, я тебе сколько раз говорила, чтоб в погреб одна не ходила, там последняя ступенька крутая очень, лоб можешь расшибить!
Василиса (трет лоб): Очень мне варенья захотелось…. Малинового…. С чаем и с пряниками…
Т. А. : Ладно, раз очень хотела чаю с вареньем и пряниками, пойдем тогда чаевничать! (обнимает Василису, улыбается).
Василиса (замечает зрителей, удивленно): Ой, тетушка Агафья, а у нас кажется гости.
Т. А. : (замечает зрителей, ворчит): Как в огород летом сорняки рвать, да грядки поливать, не шли ко мне, а как чай собралась пить-они тут как тут!
Ну ладно, оставайтесь раз пришли. У меня и для Вас местечко найдется, а заодно и история интересная.
А чем мы вас сегодня с Василисой угощать будем узнаете, когда отгадаете загадку.
Василиса: Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце.
Ответы зрителей: (Пряники).
Т. А. : В моей горнице часто бывают гости, Я всегда подаю ароматный чай и знатное угощение и чтоб к чаю были обязательно пряники. На стол ставим красивые чашки и сахарницу, в вазочке варенье, а на блюдо выкладываем пряники. Нет ничего вкуснее, чем откусывать их по кусочку и запивать горячим, ароматным чаем. Мы пьем чай с пряниками и не подозреваем, сколько интересного можно рассказать и про чай, и про пряники.
На Руси пряники называли «медовым хлебом», появился он в 9-ом веке. Пекли из муки, черной патоки, меда или жженого сахара. Именно поэтому тесто было темного цвета.
- Первые пряники стали изготавливать еще в глубокой древности, но не для еды, а для того, чтобы задобрить ими богов, в которых тогда верили люди: Бога солнца, дождя, земли, реки и других. Этим богам люди приносили в подарок самое вкусное, что у них было. Люди верили, что боги полакомятся их вкусными подношениями и будут добрее: солнце не выжжет посевы, вовремя пройдет дождик, озера и реки принесут рыболовам вдоволь рыбы.
Шло время, сменялись эпохи и люди стали сами есть пряники. И очень пряники им по вкусу пришлись. Рецепты изготовления пряников разошлись по всей Руси.
В 17-19 веках профессия «прянишник» передавалась из поколения в поколение. В начале XX века пряничное производство в России становится государственным.
В разных городах и деревнях изготавливали пряники.
Василиса : Появились пряники «тульские», «вяземские», «городецкие» - по названиям русских городов: Тула, Вязьма, Городец.
Начинка у этих пряников была из пастилы, варенья и мармелада, а украшали их картинки или надписи.
Василиса показывает всем Тульский пряник и рассказывает стихотворение:
Тульский пряник,
Тоже «знатный»
Весь в глазури, ароматный.
Словно только из печи
И с начинкою внутри.
Он дожил до наших дней
Стал теперь ещё вкусней.
Т. А. : Между прочим тульский пряник самый известный из всех пряников. Среди своих русских собратьев он один отмечен золотой медалью кулинарной выставки в Париже. А французы знают толк в десертах.
А знаешь Василиса, почему пряник именно пряником называется?
Василиса: Нет!
Т. А. : В тесто для пряников добавляли мед и пряные травы, отсюда и название – пряник.
Пряники делали лепные – эти пряники лепили руками, как изделия из глины;
печатные - существовала для такого пряника пряничная форма, изготовленная из твердой древесины. Доску сушили лет эдак от 5 до 20. А потом вырезали на ней рисунок в зеркальном отражении и наносили его на лепешку. Форма служила долго, до 70 лет. Периодически ее кипятили в масле, чтобы удалить остатки теста.,
вырезные – такие пряники вырезали из теста и придавали им форму вручную (козули). Этими пряниками славились Архангельские мастера.
В старину пряники вместо подарков дарили.
Рассказывали, что в старину, пряники в форме лошадок, дарили мальчикам. Чтобы они были быстрыми и крепкими. А девочкам – птичек, чтобы они были красивыми и шустрыми.
Василиса: Ой, а еще знаю, что мастера изготавливали пряничные домики! Красивые такие…. Там наверное пряничные человечки живут.
Т. А. : Ох и выдумщица ты у меня, Василиса!
Да что ж это я все болтаю и болтаю … Гости наши засиделись давно. Выходите ножки размять, поиграть. (только дети).
Игра «Пряник по кругу» (под песню «Конфеты, бараночки»)
Пока звучит мелодия, участники передают друг другу пряник в красивой упаковке. В центре – водящий. Музыка останавливается, и если пряник оказывается в руках у девушки, а в центре круга – юноша, то они должны спеть хором или станцевать парный танец.
Т. А. : Кажется и родители наши засиделись, выходите танцевать.
Танец по показу «Пряничные гномики».
Т. А. : Ребята,мы с вами играли? (Играли)
Танцевали (Танцевали)
Про пряники много нового узнали? (Узнали)
А про что же мы забыли? (Угощение).
Ой, и, правда, я же Вас пряниками угостить обещала.
Но прежде чем угощу, пряничек себе каждый расписать сможет.
Ребята, а давайте перед мастер-классом разомнем наши пальчики.
1. Пальчиковая гимнастика:
Станет всё зерно мукою.
Потечёт мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, крендельки,
Пряники и колобки.
Дети загибают пальчики на каждое название хлебобулочных изделий.
Т. А. : Ну вот мы с вами и готовы приступить к работе. Итак, занимайте свои места.

Т. А. : Какие пряники у нас получились.
На славу удались!