Папки-передвижки

Картотека игр по дифференциации звуков [С]-[Ш] с помощью баламетрического оборудования

Юлия Ванченко
Картотека игр по дифференциации звуков [С]-[Ш] с помощью баламетрического оборудования

Картотека игр по дифференциации звуков [С]-[Ш] с помощью баламетрического оборудования

Начинать работу по дифференциации звуков следует тогда, когда ребёнок в состоянии правильно воспроизводить оба звука на уровне предложений.

Все упражнения выполняются на балансировочной доске после того, как ребёнок научился выполнять всё правильно на полу. Исходное положение стоп задаётся специалистом.

Публикация «Картотека игр по дифференциации звуков [С]-[Ш] с помощью баламетрического оборудования» размещена в разделах

При первичном освоении ребёнком балансировочной доски необходимо придерживать его за руку до тех пор, пока он не сможет самостоятельно удерживать на доске равновесие.

Все задания расположены в порядке от простого к сложному и включают в себя упражнения с балансировочной доской, мишень обратной связи, мячиками и мешочками.

Первый этап

Различение звуков С-Ш изолированно, в слогах и словах.

1. Уточняем перед зеркалом артикуляцию звуков:

- Произнеси звук с. Какой он?

- Звук С согласный, твердый, глухой, свистящий.

- Где находится твой язык, когда ты произносишь звук С?

- Язык внизу за нижними зубами.

- Мы будем обозначать звук С стрелочкой, направленной вниз

- Какой формы твои губы, когда ты произносишь звук? Что они делают?

- Губы сильно улыбаются.

- Тогда мы будем обозначать звук С улыбочкой.

- Произнеси звук ш. Расскажи, какой он?

- Звук Ш согласный, твердый, глухой, шипящий.

- Где находится твой язык, когда ты произносишь звук Ш?

- Язык вверху в виде чашечки за верхними зубами.

- Мы будем обозначать звук Ш стрелочкой, направленной вверх

- Какой формы твои губы, когда ты произносишь звук ш?

- Губы овальные.

- Тогда мы будем обозначать звук Ш овалом.

2. Игра «Поймай звук [с]».

Взрослый произносит ряд звуков, а ребенку, стоя на балансире, нужно поймать мячик, если услышит звук [с]: с. л. з. т. р. ж. с. з. в. ч. ц. з. к. с. л. ж. к. с. с. м. ж. и т. д.

3. Игра «Поймай слог [са]».

Задание такое же, только ребенку нужно «поймать» [са]: са – да – жа – ло – жу – ку – са – пы – ши – ду – са – жа….

4. Игра «Поймай слово».

Задание такое же, только ребенку нужно «поймать» слово со звуком [с]: Шарик, солнце, рог, зола, колос, корж, лоза, вилка, кожа, жара, нос, свинья и т. п. ….

5. Игра «Поймай звук [ш]»:

Взрослый произносит ряд звуков, а ребенку, стоя на балансире, нужно поймать мячик, если услышит звук [ш]:

Т. ш. в. с. п. ж. р. с. ф. ш. ж. н. ж. щ. к. с. ш. п. д. ж. ш. с. ш. к. ш. т. с.

6. Игра «Поймай слог [шу]»: шу – да – су – ло – са – ку – шу – пэ – су – ду – шу – сы – шо – ту…

7. Игра «Поймай слово со звуком [ш]»: магазин, шапка, жук, полоса, шипы, улыбка, жмурки, розы, сахар, жара, сковорода, забор, шкаф, здоровье, шум, самовар, жалкий, звезда…

8. Игра «Стрелок»

На полу стоят 2 корзины со зрительными символами звуков С, Ш.

Ребёнок, стоя на балансире в исходном положении, слушает ряд звуков и кидает мешочек в правильную корзину, соответственно зрительным символам: С-Ш-Ш-С-С-Ш-С-Ш…

- Послушай ряд слогов. СА-ША-ША-СА-СО-ШО-ШО-СО-СУ-ШУ…

- Послушай слова: сок-шок, суд-шут, шутки-сутки, мишка, миска, каска-кашка…

9. Упражнение «Шифровки»

Ребёнок, стоя на балансире в исходном положении, попадает мячиком в нужный символ и называет зашифрованный звук. (слева-направо, сверху-вниз, справа-налево, по диагонали)

- «Прочитай» зашифрованные звуки С и Ш:

Второй этап

Различение звуков С-Ш в предложениях и связной речи.

10. Упражнение «Что висит на вешалке?»

Различаем предлоги В-НА. Составляем предложения с противительным союзом а.

Ребёнок, стоя на балансире, попадает мячиком в картинки и проговаривает, что находится в шкафу у Миши (картинки со звуком Ш, а что у Светы (со звуком С). Ребёнок должен поймать мяч при отскоке двумя руками.

- У Миши и Светы в шкафу вещи. Расскажи, что висит на вешалке (что стоит на полке в шкафу) у Миши, а что висит на вешалке у Светы (штаны, водолазка, свитер, шорты, носки, костюм, рубашка, блузка, сарафан, косынка, шарф, шапка).

У Миши на вешалке висит костюм, а у Светы на вешалке висит свитер.

11. Игра «Магазин игрушек»

Ребёнок, стоя на балансире, попадает мячиком в картинки и проговаривает какие предметы купит Миша, а какие Соня. Ребёнок должен поймать мяч при отскоке двумя руками.

- Соня и Миша пришли в магазин игрушек. Соня выбирает игрушки со звуком [c], Миша со звуком [ш]. Кто какую игрушку выбрал? Почему?

Лиса, шарик, машина, самолёт, сумка, петушок, бусы, лошадка, самокат, мишка, самосвал, сабля, хлопушка, коляска, солдатик, штурвал, слоник, погремушка…

12. Игра «Путешествие»

Ребёнок, стоя на балансире, попадает мячиком в картинки и проговаривает какие предметы возьмёт с собой Миша, а какие Соня. Ребёнок должен поймать мяч при отскоке двумя руками.

- Помоги Соне и Паше собрать сумку и мешок в дорогу. Соня собирает все предметы со звуком [C], а Паша все предметы со звуком [Ш].

1. Начинать предложения нужно с фразы: Соня кладет в сумку…. и Паша кладет в мешок ….

2. Определи где находятся звуки [С] и [Ш] в данных словах: начало, середина, конец.

13. Игра «На пляже»

Ребёнок, стоя на балансире, попадает мячиком в картинки и проговаривает какие предметы нашёл Миша, а какие Соня. Ребёнок бросает мяч правой рукой, а поймать должен левой (или наоборот).

-Миша и Соня пошли на пляж. На пляже много песка, а в песке оказалось много забытых вещей.

Расскажи, что нашли в песке Миша и Соня.

Миша нашел в песке кувшинку. Соня нашла в песке шампунь. (шашки, соска, шишка, самолётик)

14. Игра "Придумай предложение"

На мишени располагаются 4 картинки со звуками С и Ш, 4 вида предлогов. Все картинки и предлоги должны быть знакомы ребёнку. Ребёнок, стоя на балансире, попадает 2 мешочками в выбранную картинку и выбранный предлог и придумывает с этими словами предложение.

- Кошка сидит на заборе. Старушка идёт по дороге…

15. Упражнение «Друзья»

Ребёнок, стоя на балансире, а логопед на полу, перебрасывают друг другу мяч, проговаривая предложения. Ребёнок бросает мяч правой рукой, а поймать должен левой (или наоборот).

– Мальчик Саша и девочка Саша друзья. Они всё делают вместе. Расскажи как у них получается.

Саша бегал, и Саша бегала.

Саша упал, и Саша упала.

Саша спал, и Саша спала.

Саша читал, и Саша читала.

Саша учил, и Саша учила.

Саша сидел, и Саша сидела.

16. Упражнение «Кто какой?»

Картинки с изображением пылесоса, мыши, кошки, каштана, клоуна, бабы-яги, ландыша.

Ребёнок, стоя на балансире, попадает мячиком в картинки и проговаривает получившиеся словосочетания. Ребёнок бросает мяч одной рукой, а поймать должен другой.

- Что бывает пушистым? (- пушистая кошка)

- бесшумным? Смешным, страшной, шустрой, сушеным, душистым.

17. Упражнение «Что сшила Маша?»

Ребёнок, стоя на балансире, попадает мячиком в картинки и проговаривает получившиеся предложения. Ребёнок бросает мяч одной рукой, а поймать должен другой.

- Маша сшила из шерстяной ткани для Мишки и кукол много одежды. Что еще сшила Маша?

Маша сшила шерстяную рубашку. Маша сшила шерстяной шарф. Маша сшила шерстяную юбку.

Маша сшила шерстяную кофту…

18. Упражнение «Кому светит солнышко?»

Ребёнок, стоя на балансире, перебрасывает мячик из одной руки в другую на каждое слово и проговаривает получившиеся предложения.

Солнышко светит Катюше. Солнышко светит Ивашке. Солнышко светит Надюше.

Солнышко светит Грише. Солнышко светит Даше…

19. Упражнение «Какое бывает шоссе?»

Уточняем словарь антонимов. Ребёнок, стоя на балансире, а логопед на полу, перебрасывают друг другу мяч, проговаривая предложения. Ребёнок бросает мяч правой рукой, а поймать должен левой (или наоборот).

Узкое шоссе - … (широкое) шоссе

Длинное шоссе - … (короткое) шоссе

Прямое шоссе - … (извилистое) шоссе

Бетонное шоссе, Асфальтовое шоссе, Скоростное шоссе, Городское шоссе, Поселковое шоссе,

Московское шоссе.

20. Упражнение «Чего у тебя нет?»

Упражнение направлено на закрепление в речи формы Р. П. имен прил. и сущ.

Ребёнок, стоя на балансире, а логопед на полу, перебрасывают друг другу мяч, проговаривая предложения. Ребёнок бросает мяч поочередно то одной рукой, то другой.

- У тебя есть вкусные сушки?

- Нет вкусных сушек.

Нет голосистого скворушки.

Нет веселого машиниста.

Нет веселого розыгрыша.

Нет шустрого пастушка.

Нет душистого горошка.

Душистый шиповник, опасное путешествие, осколок стёклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе, смешной сынишка, смышлёный малыш, сушёная вишня, шелест камышей, смешной Петрушка, пушистая кошка, шустрый пастушок, сухая сушка, шустрый скворушка, смешная шалость, душистый ландыш, послушный сынишка, успешный сынишка, широкое шоссе, смешной стишок.

21. Упражнение «Один - много»

Упражнение направлено на согласование имен прилагательных и существительных в форме мн. ч. Лингвистическим материалом служат словосочетания из предыдущего упражнения.

Ребёнок, стоя на балансире, а логопед на полу, перебрасывают друг другу мяч, проговаривая предложения. Ребёнок бросает мяч поочередно то одной рукой, то другой.

Весёлый розыгрыш – веселые розыгрыши …

22.«Изменяй предложения по образцу»

Ребёнок, стоя на балансире, а логопед на полу, перебрасывают друг другу мяч, проговаривая предложения. Ребёнок, поймав мяч, отбивает его об пол на каждое слово, затем бросает мяч педагогу.

Я ем сушки (мы едим сушки, ты, вы, он, она, они).

Я спешу к Саше в гости.

Я путешествую по суше.

Я смешу Сашу смешным стишком.

Я спешу в лес с мешком за сосновыми шишками.

Я вижу, как по шоссе с шумом несутся машины.

Я сушу пушистую шапку.

23. Упражнение «У кого пушистая шерстка?»

Ребёнок, стоя на балансире, а логопед на полу, перебрасывают друг другу мяч, проговаривая предложения. Ребёнок, поймав мяч, отбивает его об пол на каждое слово, затем бросает мяч педагогу.

Пушистая шерстка у …кошки.

Пушистая шерстка у …лисы.

Пушистая шерстка у …собаки.

Пушистая шерстка у …волка.

Пушистая шерстка у …норки.

Пушистая шерстка у …песца.

Пушистая шерстка у …зайца.

Пушистая шерстка у …мишки.

Пушистая шерстка у …ежика на брюшке.

Пушистая шерстка у …козы.

Пушистая шерстка у …овцы.

Пушистая шерстка у …барана.

Пушистая шерстка у …ламы.

Пушистая шерстка у …рыси.

- А у петушка?

- Нет, у петушка нет шерстки, у него пестрые перья.

24. Упражнение «Путаница»

Ребёнок, стоя на балансире, а логопед на полу, перебрасывают друг другу мяч, проговаривая предложения. Ребёнок, поймав мяч, составляет предложение из слов и отбивает мяч об пол на каждое слово, затем бросает мяч педагогу.

1. сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.

2. играть, котёнок, Паша, пушистый, с - …

3. школа, утро, Соня, спешить, в - …

4. босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - …

5. машина, шоссе, нестись, по - …

25. Игра «Отыщи слова»

Ребёнок стоит на балансире, логопед на полу. Логопед предлагает ребенку послушать небольшой рассказ и выполнить следующие задания:

- Послушай рассказ. Если услышишь слово, в котором встречается звук «С», присядь; если услышишь звук «Ш», хлопни в ладоши и повтори эти слова.

- Прослушай рассказ еще раз и перескажи его с помощью вопросов (ребенок должен отвечать на вопросы полным ответом).

Вишни и сливы

У нас в саду вишни и сливы. Соня снимала сливы. Миша – вишни. Мама мыла вишни и сливы. А Сима и Саша высушили вишни и сливы.

Вопросы.

1. Что в саду?

2. Что снимали Соня и Миша?

3. Что сделала мама?

4. Что сделали Сима и Саша?

5. Какие стали вишни и сливы?

26. Игра «Отыщи слова»

Ребёнок стоит на балансире, логопед на полу. Логопед предлагает ребенку послушать небольшой рассказ и выполнить следующие задания:

- Послушай рассказ. Если услышишь слово, в котором встречается звук «С», отбей мячик об пол левой рукой; если услышишь звук «Ш», подбрось мяч вверх правой рукой и повтори эти слова.

- Прослушай рассказ еще раз и перескажи его с помощью вопросов (ребенок должен отвечать на вопросы полным ответом).

Тише едешь – дальше будешь

Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит: по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь!».

Неожиданно мотор заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь!». /[/i]Ткаченко Т. А. /

2. - Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.

3. Пересказать рассказ.

- Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?

27. Игра «Отыщи слова»

Ребёнок стоит на балансире, логопед на полу. Логопед предлагает ребенку послушать небольшой рассказ и выполнить следующие задания:

- Послушай рассказ. Если услышишь слово, в котором встречается звук «С», отбей мячик об пол левой рукой; если услышишь звук «Ш», подбрось мяч вверх правой рукой и повтори эти слова.

- Прослушай рассказ еще раз и перескажи его.

Лиса и кувшин (русская сказка)

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда – никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил, кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

28. Игра «Отыщи слова»

Ребёнок стоит на балансире, логопед на полу. Логопед предлагает ребенку послушать небольшой рассказ и выполнить следующие задания:

- Послушай рассказ. Когда услышишь слово, в котором встречаются оба «хитрых» звука «С» и «Ш», подбрось мяч над головой, хлопни в ладоши и повтори эти слово.

- Прослушай рассказ еще раз и перескажи его.

Кошка Лушка.

У Саши есть кошка Лушка. У Лушки есть усы и ушки. Усами шевелит Лушка. Ушками внимательно слушает. У кошки пушистый хвост. Когда Лушка сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Лушке сметану и кашу.

Вопросы:

1. Кто есть у Саши?

2. Что есть у Лушки?

3. Что она делает ушками?

4. Какой хвост у Лушки?

5. Что Лушка делает, когда сердится?

6. Что Саша дает Лушке?

29. Разучивание чистоговорок и скороговорок

Разучивание и быстрое вопроизведение ребенком чистоговорок с одновременным выполнением заданных действий на балансире (приседания, хлопки, наклоны, повороты, побрасывание мяча):

а) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

б) На дворе - травушка, в сундуке - Савушка.

в) Шесть мышат к миске спешат.

г) Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре страушки,

Все четыре - большие болтушки.

30. Игра "Театр".

Дифференциация звуков С-Ш в забавных инсценировках.

Проводится в паре ребенок-ребенок или ребенок-взрослый. Для изображения роли заранее подготовлены маски-ободочки. Надеваем их и разыгрываем стихотворение.

Задача ребенка не только изобразить своего героя, но и правильно произнести все слова

с одновременным выполнением заданных действий на балансире (приседания, хлопки, наклоны, повороты, побрасывание мяча):

- Пылесос, пылесос!

Ты куда суешь свой нос?

- Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Вашей пылью я дышу!

- Мышка,мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

- Я боюсь уснуть сестрица,

Кот усатый мне приснится!

- Шел по лесу шустрый Мишка,

На него свалилась шишка.

- А на нас, а на нас

Пусть сорвется ананас!

31. Заучивание стихотворений

Разучивание и вопроизведение ребенком стихотворений с одновременным выполнением заданных действий на балансире (приседания, хлопки, наклоны, повороты, побрасывание мяча):

Шутка

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот. Трусишка

Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушки.

Я боюсь, я боюсь

Курицы-пеструшки.

Я боюсь, я боюсь

Муравья и мушки.

Е. Стюарт

Белка Смелка

Белка Смелка в лес ходила,

Белка с ёлки шишки сбила.

Шишки сбила, шишки ела,

Шишки ела, нам велела.

А мы шишек не едим,

Белке Смелке отдадим.

Н. Нищева

Старушки

По шоссе идут старушки,

Две старушки-веселушки.

Путешествуют старушки

И спешат к лесной опушке.

Слишком быстро шли старушки,

И устали две подружки.

Постояли, чуть дыша.

Пошли дальше не спеша.

Л. Смирнова

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш" Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Дидактическая игра «Весёлые молоточки» для дифференциации звуковДидактическая игра «Весёлые молоточки» для дифференциации звуков Цель: целью использования таких молоточков, является повышение интереса детей в закрепление правильного произношения звуков в речи и дифференциация.

Дидактические игры на этапе дифференциации звуковДидактические игры на этапе дифференциации звуков Для логопатов характерна отвлекаемость. Поэтому важно организовать коррекционную работу так, чтобы ребёнок увлёкся предлагаемой деятельностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по дифференциации звуков [С]-[Ш] с помощью баламетрического оборудования
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 21:26
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД