Ирина Гурова
Логопедическая игра «Кот-рыболов» для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’]
▼ Скачать + Заказать документы
Главной целью игры является автоматизация и дифференциация звуков [р]- [р’].
Для изготовления игрового материала понадобились:
- распечатанные картинки, имеющие в названии звуки [р] и [р’] (12 картинок на каждый звук,
- картинки, не имеющие в названии заданных звуков,
- этикетки для работ в саду и огороде (материал из хозяйственного магазина,
- цветные скрепки,
- прозрачный скотч,
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Рыболовство, рыбак
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Игры, дидактические пособия
- Рыбы, рыбки. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2023
- 2 листа картона (синего и зелёного цвета,
- ножницы.
Картинки нужно вырезать и приклеить с помощью скотча к цветным этикеткам. Затем к этикеткам прикрепить скрепки. Получились так называемые «сказочные рыбки». Из синего и зелёного картона нужно вырезать 2 ведра.
Для организации игр понадобится сухой бассейн (из фасоли, гороха или других сыпучих материалов, игрушки-котики, удочки с магнитом.
Серого котика связала моя школьная подруга Лилия Котова. Чёрные кот и кошечка, которых я использовала в играх, сделаны мною из перчаток. В моём блоге есть мастер-классы по их изготовлению.
Задачи:
- Закреплять произношение звуков [р] и [р’] в словах и предложениях.
- Развивать фонематические представления.
- Упражнять в дифференциации звуков [р] и [р’] на слух и в произношении.
- Уточнять, закреплять словарный запас.
- Упражнять в составлении простого распространённого предложения.
- Развивать зрительное восприятие, внимание и память, зрительно-моторную координацию.
Ход игры:
Игровой материал можно использовать как в индивидуальной работе, так и на фронтальных занятиях. Предлагаю несколько вариантов.
Вариант 1
Игра проводится индивидуально с целью автоматизации одного звука ([р] или [р’]). В пальчиковом бассейне (это сказочное озеро или море) уже находятся рыбки-картинки, имеющие в названии автоматизируемый звук и несколько лишних. Картинки помещены таким образом, что видно только часть изображения (с учётом возможностей ребёнка можно показать большую или меньшую часть картинки).
Ребёнок – кот-рыболов или его помощник. Его задача – «поймать» и положить в ведро как можно больше подходящей рыбы. Для этого нужно узнать предмет по части изображения, прикрепить к удочке, чётко назвать и положить в ведро.
После того, как ребёнок (кот) поймал всю рыбу, можно попросить его составить предложение по вопросу: «Что поймал кот?» или «Что у кота в ведре?». В ответе – простое распространённое однородными дополнениями предложение: «У кота в ведре рыба, морковка, торт…». Также можно попросить ребёнка рассказать, для чего предназначен предмет, что можно с ним делать. Количество рыбок-картинок можно варьировать в зависимости от возможностей ребёнка.
Вариант 2
В этой игре идёт работа по дифференциации звуков [р] - [р’]. В сухом бассейне находятся рыбки-картинки, имеющие в названии и твёрдый, и мягкий звук. Количество картинок определяет взрослый.
В ходе игры ребёнок узнаёт предметы по части изображения, прикрепляет к удочке, чётко называет и кладёт в нужное ведро (синее или зелёное). Кстати, можно использовать сразу две дочки, то есть, «ловить рыбу» двумя руками. После выполнения игрового задания можно провести с ребёнком интересную работу по проговариванию звуков в предложении. Так, можно предложить составить предложения по парам картинок или сравнить выбранные предметы между собой.
Вариант 3
Этот вариант игры тоже предполагает дифференциацию твёрдого и мягкого звука. В игре участвуют два ребёнка. Добавляются игровые персонажи - кот и кошечка. Можно придумать для котиков имена с соответствующими звуками, например, Рома и Рита.
В процессе игры дети по очереди делают ходы – ловят рыбку. Каждый ребёнок должен найти предмет для своего героя, и, соответственно, положить в своё (синее или зелёное) ведро. При этом, конечно, нужно чётко произносить слова. Если допускается ошибка, то ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто быстрее собрал своих рыбок.
После этого дети могут поменяться персонажами и ведёрками.
Игры апробированы. Они проходят очень весело и динамично! Желаю Вам успехов!