Наташа Москалева
Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу рассказать Вам о дидактическом материале, который я очень часто использую на занятиях с детьми. Дети любят яркие предметные картинки, липучки. Им очень нравится прикреплять и откреплять кружки с картинками на рабочее поле. Процесс автоматизации и дифференциации звуков достаточно долгий и не всегда увлекательный, порой даже надоедливый. Для того чтобы этот процесс был наиболее увлекательным и эффективным, логопеду нужно иметь большое количество развивающих игр, игрушек, наглядных пособий, различных картинок.
Публикация «Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2023
Данный дидактический материал очень хорошо показал себя в работе. Я его использую как часть занятия. Для детей это скорее игра, а не занятие. Они очень радуются, когда предлагаю поиграть с кружками и звездочкой.
Цель дидактического материала:
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в словах.
Задачи:
- закреплять правильное произношение поставленных звуков в речи;
- обогащать словарный запас детей;
- продолжать учить детей играть в познавательные игры, соблюдать правила игры, уметь слушать взрослого, отвечать на вопросы;
- развивать: фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, скорость реакции, координацию движения обеих рук;
- развивать у дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности;
- побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания;
- формировать личностные качества детей: чувство товарищества, смелость, доброту, порядочность, ответственность, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Игровой материал: рабочее поле в виде семиугольной звезды с липучками, цветные предметные картинки, заламинированные, также на липучке с обратной стороны.
Ход игры:
1 вариант. Взрослый выкладывает на стол рабочее поле и предметные картинки. На рабочем поле уже прицеплен нужный круг, на котором изображена буква. Задача ребенка прицепить нужную картинку. Например, в данный период идет процесс автоматизации звука [С], следовательно, на рабочем поле прикреплена буква С и ребенок ищет картинки, в которых, при произношении слышит звук С. Взрослый следит за правильной речью ребенка.
2 вариант. Игровое упражнение «Чего не стало». Взрослый прицепляет картинки на определенный звук. Ребенку нужно назвать все картинки и запомнить их, долее взрослый убирает одну картинку. Ребенок еще раз смотрит на картинки и говорит, чего не стало.
3 вариант. Игровое упражнение «Четвертый лишний». Взрослый сам прикрепляет на рабочее поле картинки, задача ребенка найти лишнюю картинку и сказать почему она лишняя. Например, взрослый прикрепил 3 картинки на звук [З] и 1 картинку на звук [Ж]. Ребенок ее должен найти. В процессе игр важно следить за правильной речью ребенка!
4 вариант. Игровое упражнение «Найди ошибку». Взрослый сам прикрепляет на рабочее поле картинки, задача ребенка найти где ошибся взрослый.
5 вариант. Игровое упражнение «Один – много». Взрослый выкладывает на стол кружки с предметными картинками, ребенку нужно прикрепить картинку на рабочее поле и назвать этот предмет во множественном числе. Кружки с картинками берем только те, в которых встречается нужный нам звук.
6 вариант. Игровое упражнение «Скажи ласково». Взрослый выкладывает на стол кружки с предметными картинками и рабочее поле, ребенку нужно прикрепить картинку на рабочее поле и назвать ее в уменьшительно - ласкательной форме. Например, рыба – рыбка, лошадь – лошадка.
7 вариант. Игровое упражнение «Угадай-ка!» Взрослый называет слово - действие, а ребенок подбирает к нему подходящий кружок с картинкой и проговаривает оба слова вместе. Например, летит … (самолет, светит … (луна).
8 вариант. Игровое упражнение, в котором взрослый показывает предметную картинку и задает вопрос. Ребенку нужно подобрать как можно больше слов признаков. Пример, лапа какая? – лохматая, маленькая, большая, мягкая, тяжелая… Или можно поменять правила. Взрослый называет слова – признаки, а ребенку нужно подобрать предметную картинку. Пример, круглое, яркое, желтое – солнце. (ребенок показывает картинку).
9 вариант. Игровое упражнение, в котором закрепляем умение делить слова на слоги. Взрослый сам прикрепляет на рабочее поле картинки, ребенок называет их по слогам, определяет количество слогов хлопками. Затем взрослый загадывает слово, прохлопывает его по слогам, а ребенок отгадывает слово.
К данному дидактическому материалу можно подобрать много игровых вариантов.
Дидактический материал разработана для детей 5-8 лет. Игровой комплект предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий. Количество игроков от 1 до 4. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, родителям в работе с дошкольниками и младшими школьниками.