Пормейстер Ольга Викторовна
Каплетерапия как метод в логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с разными цветами привлекает внимание ребенка, повышает эмоциональный настрой, делает занятие ярче. А необходимость действовать точно и аккуратно способствует развитию концентрации внимания и координации движений. Во время занятий «каплетерапией» даже самые непоседливые дети увлечены и сосредоточены на выполняемой работе. Использование капельного рисования в сочетании с другими методами в
позволяет решать следующие задачи:
подготовка руки ребенка к письму;
Публикация «Каплетерапия как метод в логопедической работе с детьми» размещена в разделах
совершенствование координации движений рук и ориентировки в пространстве;
развитие мелкой моторики и речи;
формирование произвольности;
развитие логического мышления, концентрации внимания, памяти и воображения;
повышение самооценки; снижение уровня тревожности и агрессии;
развитие творческих способностей.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, для нетрадиционного рисования мы использовали особенные техники и приемы. Для занятий каплетерапией были использованы такой набор «инструментов» :
стаканчики с цветной водичкой (в воде разведены акварельные краски
разных цветов – желтый, зеленый, синий, красный, коричневый, черный и белый;
обычные стеклянные пипетки с резиновыми наконечниками;
доску для лепки из пластика белого цвета;
губку из поролона (это «шапка-невидимка» для удаления лишних капель);
листы плотной бумаги;
салфетки для рук.
В начале, педагог показывает ребенку, как рисовать пипеткой кляксы и
капли. Вместе с ребенком изучаем цвета и форму капельки и кляксы. На последующих занятиях идет повторение, того, чему ребенок уже научился, но с усложнением. Теперь из капелек составляем дорожки, по которым будет гулять Клякса
(ее тоже рисуем, домик, в котором живет Клякса, прорисовываем траву, цветы,
погодные условия (солнце с лучами, тучи, дождик, грозу). Постепенно ребенок
учится рисовать большие и маленькие капли, переносить капли на другое место.
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
4 https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
На последующих занятиях кроме всего вышеперечисленного ребенок рисует семью Кляксы (здесь хорошо обсудить взаимоотношения в семье самого ребенка,
особенно, если в них есть проблемы). Задания, постепенно, усложняются, и ребенок учится рисовать из капелек более замысловатые фигуры. Он активно экспериментирует с водой, бумагой, цветом, губкой.
На наш взгляд, техника капельного рисования (каплетерапия) достаточно
универсальная и может применяться в работе с детьми в возрасте 3–8 лет. Отличительной особенностью каплетерапии является возможность исправить рисунок любой момент при помощи губки (салфетки, что позволяет уровень тревоги
у детей дошкольного возраста, может совершенствовать свой рисунок до тех пор,
пока не будет удовлетворен его видом, что положительно влияет на его самооценку. Кроме того, каплетерапия ограничено сочетается другими видами артерапии (сказко-, фото-, цвето- и. т. д. …
Каплетерапия – хороший способ самовыражения и поднятия самооценки. Она развивает у ребенка творческое воображение. Ребенку гораздо легче проявить себя, описать свою проблему таким видом художественного творчества, чем словами.
Основной принцип работы заключается в следующем: ребенок набирает пипеткой цветную воду и «рисует» капельками на листе бумаги.
На первом занятии необходимо показать ребенку, как рисовать пипеткой кляксы и капли.
Постепенно ребенок учится рисовать большие и маленькие капли, переносить капли на другое место. Кроме того, дети учатся видеть красоту в каждой цветной капле. Задания постепенно усложняются и ребенок учится рисовать из капелек более замысловатые фигуры, рассказывая взрослому, что у него получилось. Можно составить мини – рассказ.
На занятии ребенок активно экспериментирует с водой и цветом. На втором и последующих занятиях идет повторение, того, чему ребенок уже научился, но с усложнением. Теперь из капелек можно нарисовать дорожки, домик, прорисовываем траву, цветы, погодные условия (солнце с лучами, тучи, дождик, грозу).
Такой метод обучения можно использовать в индивидуальной работе, в подгрупповой работе.
Занятие можно сопровождать фоновой музыкой, звуки природы, шум дождя и т. д.
Таким образом, применение техники капельного рисования позволяет решать широкий спектр развивающих задач подготовки руки к письму, реализовывать принципы индивидуального подхода, новизны и разнообразия, поддерживать интерес у детей старшего дошкольного возраста. позволяет детям развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, речевое развитие.