Ирина Гурова
Использование ребусов в логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков.
Слово «ребус» латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed rebus» «Не словами, а при помощи вещей» («res – вещь). Ребус - одна из самых популярных и распространённых игр. В нём можно зашифровать отрывки из стихотворений, пословицы, поговорки, отдельные фразы и слова.
Публикация «Использование ребусов в логопедической работе с детьми» размещена в разделах
Зародился ребус во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся «новостями дня» (от латинского «de rebus, quae geruntur» бувально – «о делах, которые творятся»). В дальнейшем слово «ребус» получило то значение, в котором оно употребляется.
Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития.
В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале «Нива».
Итак, ребус – это загадка. В нём скрыта определённая тайна, и ребёнок, с его стремлением к познанию мира с большим желанием старается разгадать предложенную загадку.
Работа по обучению детей дошкольного возраста решению ребусов способствует постепенному развитию интереса к чтению благодаря овладению навыками их разгадывания.
В процессе разгадывания ребусов решаются многие задачи: развитие фонематического, слогового анализа и синтеза; закрепление знаний звукобуквенных обозначений; формирование словарного запаса и грамматического строя речи; развитие важнейших психических процессов – восприятия, внимания, памяти, понятийного мышления. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать. Развивается их способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал, формируются начальные основы психической культуры. А для школьников любое разгадывание ребусов является также эффективным способом «усиления» запоминания нужной орфограммы. (Ракитина В. А., Рыжанкова Е. Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. – СПб., «Детство-Пресс», 2007. – с. 3.). Таким образом, решение ребусов приносит ребёнку пользу и удовольствие.
Решить ребус – значит, «перевести» всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.
Существуют общепринятые требования к ребусам, правила и приёмы их составления и отгадывания. Раиса Аркадьевна Пирагис (редактор и корректор) обобщила и сформулировала основные положения, опираясь на примеры ребусов различной сложности и исходя из разумной логики.
Общие положения
1. Ребусом загадывается какое-либо слово или предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).
2. Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее, не ограничивается.
3. Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».
4. Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.
5. Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.
Требования к ребусу
1. Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: «Найди два решения этого ребуса».
2. Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.
3. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в условиях ребуса (например: «Отгадай слово-действие»).
4. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п., то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: «Отгадай пословицу»).
5. Ребус должен составляться слева направо.
Основные правила составления ребуса
1. Переворачивание рисунка, знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.
2. Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв.
3. Помещение буквы или нескольких букв справа от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце загадываемого слова.
4. Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву на какую следует заменить в загаданном слове.
5. Постановка математического знака равенства между двумя буквами также служит для указания замены одной из этих букв на другую.
6. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.
7. Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 — вторую и так далее).
8. Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.
9. Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы «и», являющейся союзом.
10. Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях (комбинациях) (например, использование одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею).
Ребусы могут иметь разный уровень сложности, что позволяет выбирать и составлять те, которые соответствуют возможностям ребёнка.
Работа по обучению решению ребусов проводилась с детьми подготовительной к школе группы.
Чтобы успешно решать ребусы, детям необходимо было иметь некоторые навыки звукового анализа и синтеза, которые, в свою очередь в процессе этой деятельности закрепляются, развиваются и совершенствуются.
Ребусы можно использовать как на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации, дифференциации звуков, так и на фронтальных занятиях по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, а также на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи. Для каждого занятия подбираются (составляются) соответствующие ребусы.
Система работы включала в себя несколько этапов, на каждом из которых дети овладевали решением определённого типа ребусов, которые постепенно усложнялись. Детям последовательно предлагались группы ребусов, составленные по одному правилу, т. е. с использованием только одного приёма, которые сами по себе усложнялись. Овладев решением каждого вида ребусов, постепенно дети учились решать ребусы, в составлении которых было использовано несколько приёмов.
После разгадывания ребуса детям часто предлагалось составить предложение с данным словом, что способствовало уточнению лексического значения слова и развитию связной речи.
Примерная последовательность работы
Ребусы, составленные с использование одного приёма
Примеры ребусов приведены в Презентации к тексту
• Прибавь к букве название нарисованного предмета и прочитай зашифрованное слово:
• Соедини название картинки с буквами и прочитай зашифрованное слово:
• К букве (буквам) добавь название рисунка, затем – следующую букву (буквы) и прочитай зашифрованное слово.
• Замени букву и прочитай зашифрованное слово.
• Убери букву из слова. Какое новое слово получится?
• Убери обозначенную цифрой букву из слова. Какое новое слово получится?
• Измени порядок букв в слове. Какое новое слово получится?
• Не читай столько последних букв, сколько запятых нарисовано после картинки. Какое слово получится?
• Не читай столько букв в начале слова, сколько запятых нарисовано перед картинкой. Какое слово получится?
• Обрати внимание на то, как расположены буквы и расшифруй слова.
После того, как дети овладели умениями решать ребусы, составленные с использованием одного приёма, становятся доступными и более сложные, с сочетанием приёмов. (см примеры в презентации).
По мере усвоения воспитанниками способов решения разнообразных ребусов становится возможным их использование на фронтальных логопедических занятиях по знакомству со звуками и соответствующими буквами, а также на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. В качестве примера привожу ребусы, в каждом их которых встречается буква «Ж». Ребусы имеют разную степень сложности, что даёт возможность каждому ребёнку быть успешным при их решении на занятии.
Возможно использование ребусов и на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий. В качестве примера привожу ребусы по лексической теме «Насекомые». Эта тема изучается в конце учебного года. К этому времени дети уже овладевают умениями решать разнообразные ребусы.
С использованием ребусов можно эффективно помочь детям усвоить родственные слова (см. примеры в презентации к тексту)
С помощью ребусов можно зашифровать и целое предложение (пословицу, поговорку) (см. пример в презентации)
С большим удовольствием дети решали ребусы, отгадывая постепенно содержание небольшой сказки (В. Левин «Игры с буквами и слогами»).
Ни для кого не секрет, что дети лучше усваивают всё забавное, интересное. Ребусы со своей загадочностью и необычным способом «изображения слова» помогают сделать логопедические занятия намного увлекательнее, позволяя детям получать удовольствие от «гимнастики ума».
Литература:
- Галкина Г. Г. Звуки, буквы я учу! – М. : издательство ГНОМ и Д, 2007.
- История ребусов. http://rebus1.com/
- Крупенчук О. И. Игры с буквами: ребусы, кроссворды, головоломки». – СПб. : КАРО, 2004.
- Левин В. Игры с буквами и слогами. Что такое ребусы?//газета «Дошкольное образование» изд. дома «Первое сентября», №4, 2001.
- Пирагис Р. А. Правила составление ребуса. http://www.litsite.ru/2008/03/19/.
- Ракитина В. А., Рыжанкова Е. Н. Повышаем грамотность детей с помощью
ребусов. – СПб., «Детство-Пресс», 2007.