МААМ-картинки

Использование ребусов в логопедической работе с детьми

Ирина Гурова
Использование ребусов в логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков.

Слово «ребус» латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed rebus» «Не словами, а при помощи вещей» («res – вещь). Ребус - одна из самых популярных и распространённых игр. В нём можно зашифровать отрывки из стихотворений, пословицы, поговорки, отдельные фразы и слова.

Публикация «Использование ребусов в логопедической работе с детьми» размещена в разделах

Зародился ребус во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся «новостями дня» (от латинского «de rebus, quae geruntur» бувально – «о делах, которые творятся»). В дальнейшем слово «ребус» получило то значение, в котором оно употребляется.

Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития.

В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале «Нива».

Итак, ребус – это загадка. В нём скрыта определённая тайна, и ребёнок, с его стремлением к познанию мира с большим желанием старается разгадать предложенную загадку.

Работа по обучению детей дошкольного возраста решению ребусов способствует постепенному развитию интереса к чтению благодаря овладению навыками их разгадывания.

В процессе разгадывания ребусов решаются многие задачи: развитие фонематического, слогового анализа и синтеза; закрепление знаний звукобуквенных обозначений; формирование словарного запаса и грамматического строя речи; развитие важнейших психических процессов – восприятия, внимания, памяти, понятийного мышления. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать. Развивается их способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал, формируются начальные основы психической культуры. А для школьников любое разгадывание ребусов является также эффективным способом «усиления» запоминания нужной орфограммы. (Ракитина В. А., Рыжанкова Е. Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. – СПб., «Детство-Пресс», 2007. – с. 3.). Таким образом, решение ребусов приносит ребёнку пользу и удовольствие.

Решить ребус – значит, «перевести» всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.

Существуют общепринятые требования к ребусам, правила и приёмы их составления и отгадывания. Раиса Аркадьевна Пирагис (редактор и корректор) обобщила и сформулировала основные положения, опираясь на примеры ребусов различной сложности и исходя из разумной логики.

Общие положения

1. Ребусом загадывается какое-либо слово или предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).

2. Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее, не ограничивается.

3. Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».

4. Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.

5. Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.

Требования к ребусу

1. Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: «Найди два решения этого ребуса».

2. Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.

3. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в условиях ребуса (например: «Отгадай слово-действие»).

4. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п., то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: «Отгадай пословицу»).

5. Ребус должен составляться слева направо.

Основные правила составления ребуса

1. Переворачивание рисунка, знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.

2. Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв.

3. Помещение буквы или нескольких букв справа от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце загадываемого слова.

4. Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву на какую следует заменить в загаданном слове.

5. Постановка математического знака равенства между двумя буквами также служит для указания замены одной из этих букв на другую.

6. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.

7. Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 — вторую и так далее).

8. Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.

9. Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы «и», являющейся союзом.

10. Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях (комбинациях) (например, использование одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею).

Ребусы могут иметь разный уровень сложности, что позволяет выбирать и составлять те, которые соответствуют возможностям ребёнка.

Работа по обучению решению ребусов проводилась с детьми подготовительной к школе группы.

Чтобы успешно решать ребусы, детям необходимо было иметь некоторые навыки звукового анализа и синтеза, которые, в свою очередь в процессе этой деятельности закрепляются, развиваются и совершенствуются.

Ребусы можно использовать как на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации, дифференциации звуков, так и на фронтальных занятиях по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, а также на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи. Для каждого занятия подбираются (составляются) соответствующие ребусы.

Система работы включала в себя несколько этапов, на каждом из которых дети овладевали решением определённого типа ребусов, которые постепенно усложнялись. Детям последовательно предлагались группы ребусов, составленные по одному правилу, т. е. с использованием только одного приёма, которые сами по себе усложнялись. Овладев решением каждого вида ребусов, постепенно дети учились решать ребусы, в составлении которых было использовано несколько приёмов.

После разгадывания ребуса детям часто предлагалось составить предложение с данным словом, что способствовало уточнению лексического значения слова и развитию связной речи.

Примерная последовательность работы

Ребусы, составленные с использование одного приёма

Примеры ребусов приведены в Презентации к тексту

• Прибавь к букве название нарисованного предмета и прочитай зашифрованное слово:

• Соедини название картинки с буквами и прочитай зашифрованное слово:

• К букве (буквам) добавь название рисунка, затем – следующую букву (буквы) и прочитай зашифрованное слово.

• Замени букву и прочитай зашифрованное слово.

• Убери букву из слова. Какое новое слово получится?

• Убери обозначенную цифрой букву из слова. Какое новое слово получится?

• Измени порядок букв в слове. Какое новое слово получится?

• Не читай столько последних букв, сколько запятых нарисовано после картинки. Какое слово получится?

• Не читай столько букв в начале слова, сколько запятых нарисовано перед картинкой. Какое слово получится?

• Обрати внимание на то, как расположены буквы и расшифруй слова.

После того, как дети овладели умениями решать ребусы, составленные с использованием одного приёма, становятся доступными и более сложные, с сочетанием приёмов. (см примеры в презентации).

По мере усвоения воспитанниками способов решения разнообразных ребусов становится возможным их использование на фронтальных логопедических занятиях по знакомству со звуками и соответствующими буквами, а также на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. В качестве примера привожу ребусы, в каждом их которых встречается буква «Ж». Ребусы имеют разную степень сложности, что даёт возможность каждому ребёнку быть успешным при их решении на занятии.

Возможно использование ребусов и на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий. В качестве примера привожу ребусы по лексической теме «Насекомые». Эта тема изучается в конце учебного года. К этому времени дети уже овладевают умениями решать разнообразные ребусы.

С использованием ребусов можно эффективно помочь детям усвоить родственные слова (см. примеры в презентации к тексту)

С помощью ребусов можно зашифровать и целое предложение (пословицу, поговорку) (см. пример в презентации)

С большим удовольствием дети решали ребусы, отгадывая постепенно содержание небольшой сказки (В. Левин «Игры с буквами и слогами»).

Ни для кого не секрет, что дети лучше усваивают всё забавное, интересное. Ребусы со своей загадочностью и необычным способом «изображения слова» помогают сделать логопедические занятия намного увлекательнее, позволяя детям получать удовольствие от «гимнастики ума».

Литература:

- Галкина Г. Г. Звуки, буквы я учу! – М. : издательство ГНОМ и Д, 2007.

- История ребусов. http://rebus1.com/

- Крупенчук О. И. Игры с буквами: ребусы, кроссворды, головоломки». – СПб. : КАРО, 2004.

- Левин В. Игры с буквами и слогами. Что такое ребусы?//газета «Дошкольное образование» изд. дома «Первое сентября», №4, 2001.

- Пирагис Р. А. Правила составление ребуса. http://www.litsite.ru/2008/03/19/.

- Ракитина В. А., Рыжанкова Е. Н. Повышаем грамотность детей с помощью

ребусов. – СПб., «Детство-Пресс», 2007.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование логопедической ритмики в работе с дошкольниками Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические.

Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми. Одним из основных условий готовности ребенка к успешному обучению.

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим педагогическим.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование мультимедийных и интерактивных средств в логопедической работе с детьми Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской области».

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРИспользование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Введение «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Ральф Эмерсон. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Использование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуковИспользование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуков Актуальность. В наше время, в современной системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Использование элементов шашечной и шахматной игры как принципа интеграции в логопедической работе На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе» Мастер-класс для педагогического коллектива на тему «Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками» Разработала.

Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ. Одним из важнейших условий всестороннего развития детей является правильная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ребусов в логопедической работе с детьми
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 09:26
+249Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ребусов в логопедической работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурова (УИ 335318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 142.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД