Получи документы

Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ

Гульшат Файзуллина
Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и

гиперактивности) у современных детей дошкольного возраста

встречается всё чаще и чаще. Причиной этого неврологическо –

поведенческого расстройства развития являются два вида факторов:

биологические и социальные. Выявить признаки такого расстройства в

группе детей можно, используя метод наблюдения. Как правило, дети,

страдающие СДВГ, часто проявляют бесцельную двигательную активность,

не могут оставаться на месте во время занятий, перебивают собеседника и не

выслушивают до конца вопросов, не могут сосредоточиться на длительном

выполнении какого – либо действия. Таким детям трудно сдерживать себя во

время игр с правилами, они не могут находиться долго в состоянии ролевого

персонажа во время проигрывания сюжетно – ролевых игр.

Дети с признаками синдрома гиперактивности очень часто

нарушают психологические границы окружающих – они могут брать без

спроса чужие вещи, проявлять агрессию при общении со сверстниками и

окружающими взрослыми, вторгаться в то, что делают другие. Ребёнка

отличает от других явная невнимательность и рассеянность – он теряет и

забывает вещи, плохо запоминает информацию и имена сверстников и

окружающих взрослых. Такой диагноз не является основанием для отнесения

этой группы детей к лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья,

тем не менее, для успешного преодоления проблем в поведении обязательно

требуется профессиональная медицинская консультация у невролога и

психиатра, а также систематическое психолого – педагогическое

сопровождение во время образовательного процесса.

Коррекционная работа с такими детьми в образовательном

учреждении проводится всеми участниками образовательного процесса –

специалистами и родителями и имеет одну цель: формирование у детей

доступных моделей поведения, способствующих психическому и

физическому здоровью. В дошкольной образовательной организации

комплекс таких коррекционных мероприятий может быть разработан на

заседании психолого – медико – педагогического консилиума.

Необходимо помнить одно из главных правил работы с такими детьми.

Важно, чтобы родители принимали самое непосредственное участие в этой

работе. Это могут быть совместные консультации, тренинги для родителей и

детей, практикумы и семинары для родителей, позволяющие расширить

теоритическое представление родителей об особенностях

психофизиологического развития таких детей.

Одним из самых действенных и экологичных инструментов работы

с детьми и родителями являются метафорические ассоциативные карты.

Можно ли отнести такой необычный инструмент к современным игровым

технологиям? Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и

средство усвоения социальных установок представлял себе Л. С Выготский.

Метафорические карты позволяют ребёнку создать такое игровое

пространство, где он почувствует себя и героем, и создателем, и

изобретателем.

Преимущество работы с этим инновационным, доступным, ярким и

креативным материалом в психологической коррекции заключается в том,

что работа с использованием метафорических ассоциативных карт позволяет:

Снять психологическое и эмоциональное напряжение;

Обойти внутренне сопротивление и рациональное мышление (для

взрослых участников коррекционной работы);

Создать атмосферу безопасности и доверия;

Позволяет проговорить проблемную ситуацию, что само по себе уже

несёт эффект коррекции;

Позволяет ребёнку создать и прожить ситуации в прошлом, настоящем

и будущем;

Запускает механизмы поиска внутренних ресурсов, поиска механизма

выхода из критической ситуации;

Позволяет педагогу наглядно увидеть картину любых межличностных

отношений, то есть являются ещё и прекрасным диагностическим

материалом.

В работе с детьми дошкольниками используются несколько

комплектов метафорических ассоциативных карт. Это колода «Роботы»

автора Татьяны Ушаковой, колода «Сказка внутри тебя» автора Ю.

Воловикова, колода «Из сундука прошлого» авторы Г. Кац и Е.

Мухаматулиной.

Каждая из этих колод несёт свою коррекционную направленность, а

также предназначена для своей категории пользователей. Хотя каждую из

них можно использовать с интеграцией друг в друга, в зависимости от

коррекционных задач или направления диагностического исследования.

Татьяна Олеговна Ушакова – педагог - психолог, кандидат

педагогических наук создала комплект игровых ассоциативных карт

«Роботы», включающий с себя 84 цветных и 84 черно – белых изображений,

методическое пособие с предложенными техниками и рекомендациями. Надо

отметить, что образ робота – один из самых востребованных у современных

детей и подростков. Возможность в собственной творческой лаборатории

создавать авторских роботов несёт в себе не только работу по поведенческой

коррекции, но и развивает такие психические процессы, как наглядно –

образное мышление, память, речь и воображение.

Пример нескольких техник, применяемых в работе с детьми,

имеющими диагноз СДВГ. Пространство для работы с этой категорией детей

должно иметь несколько зон, обязательной из которых является зона снятия

психо – эмоционального напряжения. Продолжительное время находиться в

статичном состоянии дети данной категории не могут, поэтому выстраивать

работу с метафорическими ассоциативными картами необходимо в

интеграции с упражнениями по телесно – ориентированной коррекции.

«Создание хорошего и плохого робота»

Вопросы к ребёнку во время его работы над образами перекликаются с

известной проективной методикой «Несуществующее животное»:

Где живут твои роботы?

С кем они живут?

Какие предметы или части тела нужны роботу, чтобы чувствовать себя

счастливым (любимым, нужным?

Как любят проводить время, чем заниматься?

Зачем этому роботу такая голова (туловище и ноги?

Какая часть в роботе самая сильная (слабая?

Где робот берёт энергию?

Что бы ты хотел изменить в этом роботе?

В этот момент ребёнок может подобрать замещающую деталь, или

нарисовать выбранным материалом (идёт коррекция).

Примеры работы с детьми, рассказы и изображения, составленные

ими во время игровых моментов.

«Робот – настроение» (мальчик 5 лет 11 мес)

Этот робот похож на моё настроение. Моё настроение очень злое,

потому что я злюсь, злюсь на малышей, которые живут рядом с роботом.

Голова у него самая злая, туловище тоже самое злое. Мой робот похож на

зомби – это те, которые пожирают мозги. Зомби пожирают мозги у человека

и он становится зелёным и злым. У моего робота такие волосы. Они ему

нужны, чтобы волк из контроля его не сбил. Волк из контроля всегда его

сбивает.

Браслеты на руках у робота дают ему магическую силу. Эта магическая

сила убивает людей вокруг. Роботу очень хорошо быть одному.

На груди у робота есть талисман, который даёт ему тёмную силу, эта

сила самая мощная, у простых зомби нет таких сил.

Ест мой робот энергию, он подзаряжается электричеством. Самое

любимое занятие – убивать. Зовут моего робота Фрекен.

Создание помощника для робота.

Для этого ребёнка ресурсным оказалось создание нескольких образов

помощников, каждый из которых был наделён значимым для мальчика

умением и качеством личности. Нужно отметить, что после проведения

серии коррекционных встреч уровень агрессии заметно снизился.

«Робот – портрет» (мальчик 6 лет 4 мес)

Этот робот и его зовут Военный – боевой. Он нужен для того, чтобы

помыть и убраться, чтобы если все ушли в магазин и забыли выключить

плиту, не случился пожар. Он нужен, чтобы ходить за покупками и если что

– то надо приготовить. Он похож на меня, потому что улыбается, волосы

тоже похожи на мои, особенно чёлка. Ещё он похож на Гипердронта. Все

части подходят друг к другу, только голова немного не подходит. Мне бы

понравилось, если шея была длиннее, а так можно подумать, что шея

отделилась и открылись провода. Глаза у робота прикрыты, потому что он

разряжается, провода между туловищем и головой немножечко отходят и не

хватает энергии. И зарядки. А батареи у него в туловище, и немножко

батарей в ногах.

Я выберу ему помощника, начну с туловища, оно будет таким, чтобы

делать роботу уколы и голова как у доктора и ноги. Это доктор – робот.

Он откручивает у Военного – боевого винты в туловище и промазывает

маслом. Это масло капает. Голову тоже ремонтирует. Завязывает ему

иголочками и ниточками. Если и доктор - робот заболеет, можно ещё

помощника найти. Эти капли из шприца для самого доктора очень вредные, а

для других полезные.

Этот робот – мой папа, он врач и полицейский.

Созданные герои могут оказываться в затруднительных ситуациях,

похожих по своей тематике на проблемы ребёнка. Это может быть ситуация

неконтролируемой агрессии, ситуация наказания за проступок, ситуация

отвержения окружающими. Таким образом, у ребёнка формируется

опыт позитивного выхода из травмирующего обстоятельства.

Колода известных российских психологов Галины Кац и Елены

Мухаматулиной «Из сундука прошлого» основана на репродукциях

знаменитой грузинской художницы Нино Чакветадзе. Трогательные

картинки из детства, так тепло и проникновенно подобранные в комплекте из

64 карт дополнены 32 картами с словами и словосочетаниями. Этот комплект

рекомендован для родителей и педагогов. Согласитесь, не каждый человек

может выдержать такой жизненный темп, который предполагает в своём

развитии ребёнок с диагнозом СДВГ. Для снятия эмоциональной

напряженности и улучшения детско – родительских отношений эта колода

подойдёт и окажет необходимую коррекционную помощь в поисках

внутреннего ресурса и выхода из затруднительной ситуации. Пример

вопросов в работе с родителями и педагогами.

Как это изображение напоминает Вам о той ситуации, которую мы

обсуждаем?

Что для Вас значат эти персонажи?

Найдите место в изображении, где Вам более комфортно

(дискомфортно?

Что бы Вы хотели добавить (или убрать) в этом изображении?

Какие мысли (чувства) посещают Вас при рассматривании этого

изображения?

К чему стремится герой на изображении? (такие вопросы помогают в

поиске ресурса)

Подберите три понятия для изображения, которые помогут найти

выход герою?

Подберите три понятия для изображения, которые мешают герою в

достижении цели?

Опыт работы с таким проективным материалом позволяет сделать

вывод, что одним из способов подбора родителями или педагогами

действенных способов влияния на повеление детей с СДВГ является опыт

проживания предполагаемых затруднительных ситуаций и нахождение

допустимого выхода из них.

Таким образом, использование такой инновационной коррекционной

методики даёт возможность детям дошкольного возраста через игру

получить возможность решения проблемных ситуаций, оставаясь в

безопасности и обретая опыт выстраивания допустимой линии поведения

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 09:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ» (включая файлы) размещена пользователем Гульшат Файзуллина (УИ 601694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД