Гульшат Файзуллина
Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и
гиперактивности) у современных детей дошкольного возраста
встречается всё чаще и чаще. Причиной этого неврологическо –
поведенческого расстройства развития являются два вида факторов:
биологические и социальные. Выявить признаки такого расстройства в
группе детей можно, используя метод наблюдения. Как правило, дети,
страдающие СДВГ, часто проявляют бесцельную двигательную активность,
не могут оставаться на месте во время занятий, перебивают собеседника и не
выслушивают до конца вопросов, не могут сосредоточиться на длительном
выполнении какого – либо действия. Таким детям трудно сдерживать себя во
время игр с правилами, они не могут находиться долго в состоянии ролевого
персонажа во время проигрывания сюжетно – ролевых игр.
Дети с признаками синдрома гиперактивности очень часто
нарушают психологические границы окружающих – они могут брать без
спроса чужие вещи, проявлять агрессию при общении со сверстниками и
окружающими взрослыми, вторгаться в то, что делают другие. Ребёнка
отличает от других явная невнимательность и рассеянность – он теряет и
забывает вещи, плохо запоминает информацию и имена сверстников и
окружающих взрослых. Такой диагноз не является основанием для отнесения
этой группы детей к лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья,
тем не менее, для успешного преодоления проблем в поведении обязательно
требуется профессиональная медицинская консультация у невролога и
психиатра, а также систематическое психолого – педагогическое
сопровождение во время образовательного процесса.
Коррекционная работа с такими детьми в образовательном
учреждении проводится всеми участниками образовательного процесса –
специалистами и родителями и имеет одну цель: формирование у детей
доступных моделей поведения, способствующих психическому и
физическому здоровью. В дошкольной образовательной организации
комплекс таких коррекционных мероприятий может быть разработан на
заседании психолого – медико – педагогического консилиума.
Необходимо помнить одно из главных правил работы с такими детьми.
Важно, чтобы родители принимали самое непосредственное участие в этой
работе. Это могут быть совместные консультации, тренинги для родителей и
детей, практикумы и семинары для родителей, позволяющие расширить
теоритическое представление родителей об особенностях
психофизиологического развития таких детей.
Одним из самых действенных и экологичных инструментов работы
с детьми и родителями являются метафорические ассоциативные карты.
Можно ли отнести такой необычный инструмент к современным игровым
технологиям? Игру как пространство «внутренней социализации» ребенка и
средство усвоения социальных установок представлял себе Л. С Выготский.
Метафорические карты позволяют ребёнку создать такое игровое
пространство, где он почувствует себя и героем, и создателем, и
изобретателем.
Преимущество работы с этим инновационным, доступным, ярким и
креативным материалом в психологической коррекции заключается в том,
что работа с использованием метафорических ассоциативных карт позволяет:
Снять психологическое и эмоциональное напряжение;
Обойти внутренне сопротивление и рациональное мышление (для
взрослых участников коррекционной работы);
Создать атмосферу безопасности и доверия;
Позволяет проговорить проблемную ситуацию, что само по себе уже
несёт эффект коррекции;
Позволяет ребёнку создать и прожить ситуации в прошлом, настоящем
и будущем;
Запускает механизмы поиска внутренних ресурсов, поиска механизма
выхода из критической ситуации;
Позволяет педагогу наглядно увидеть картину любых межличностных
отношений, то есть являются ещё и прекрасным диагностическим
материалом.
В работе с детьми дошкольниками используются несколько
комплектов метафорических ассоциативных карт. Это колода «Роботы»
автора Татьяны Ушаковой, колода «Сказка внутри тебя» автора Ю.
Воловикова, колода «Из сундука прошлого» авторы Г. Кац и Е.
Мухаматулиной.
Каждая из этих колод несёт свою коррекционную направленность, а
также предназначена для своей категории пользователей. Хотя каждую из
них можно использовать с интеграцией друг в друга, в зависимости от
коррекционных задач или направления диагностического исследования.
Татьяна Олеговна Ушакова – педагог - психолог, кандидат
педагогических наук создала комплект игровых ассоциативных карт
«Роботы», включающий с себя 84 цветных и 84 черно – белых изображений,
методическое пособие с предложенными техниками и рекомендациями. Надо
отметить, что образ робота – один из самых востребованных у современных
детей и подростков. Возможность в собственной творческой лаборатории
создавать авторских роботов несёт в себе не только работу по поведенческой
коррекции, но и развивает такие психические процессы, как наглядно –
образное мышление, память, речь и воображение.
Пример нескольких техник, применяемых в работе с детьми,
имеющими диагноз СДВГ. Пространство для работы с этой категорией детей
должно иметь несколько зон, обязательной из которых является зона снятия
психо – эмоционального напряжения. Продолжительное время находиться в
статичном состоянии дети данной категории не могут, поэтому выстраивать
работу с метафорическими ассоциативными картами необходимо в
интеграции с упражнениями по телесно – ориентированной коррекции.
«Создание хорошего и плохого робота»
Вопросы к ребёнку во время его работы над образами перекликаются с
известной проективной методикой «Несуществующее животное»:
Где живут твои роботы?
С кем они живут?
Какие предметы или части тела нужны роботу, чтобы чувствовать себя
счастливым (любимым, нужным?
Как любят проводить время, чем заниматься?
Зачем этому роботу такая голова (туловище и ноги?
Какая часть в роботе самая сильная (слабая?
Где робот берёт энергию?
Что бы ты хотел изменить в этом роботе?
В этот момент ребёнок может подобрать замещающую деталь, или
нарисовать выбранным материалом (идёт коррекция).
Примеры работы с детьми, рассказы и изображения, составленные
ими во время игровых моментов.
«Робот – настроение» (мальчик 5 лет 11 мес)
Этот робот похож на моё настроение. Моё настроение очень злое,
потому что я злюсь, злюсь на малышей, которые живут рядом с роботом.
Голова у него самая злая, туловище тоже самое злое. Мой робот похож на
зомби – это те, которые пожирают мозги. Зомби пожирают мозги у человека
и он становится зелёным и злым. У моего робота такие волосы. Они ему
нужны, чтобы волк из контроля его не сбил. Волк из контроля всегда его
сбивает.
Браслеты на руках у робота дают ему магическую силу. Эта магическая
сила убивает людей вокруг. Роботу очень хорошо быть одному.
На груди у робота есть талисман, который даёт ему тёмную силу, эта
сила самая мощная, у простых зомби нет таких сил.
Ест мой робот энергию, он подзаряжается электричеством. Самое
любимое занятие – убивать. Зовут моего робота Фрекен.
Создание помощника для робота.
Для этого ребёнка ресурсным оказалось создание нескольких образов
помощников, каждый из которых был наделён значимым для мальчика
умением и качеством личности. Нужно отметить, что после проведения
серии коррекционных встреч уровень агрессии заметно снизился.
«Робот – портрет» (мальчик 6 лет 4 мес)
Этот робот и его зовут Военный – боевой. Он нужен для того, чтобы
помыть и убраться, чтобы если все ушли в магазин и забыли выключить
плиту, не случился пожар. Он нужен, чтобы ходить за покупками и если что
– то надо приготовить. Он похож на меня, потому что улыбается, волосы
тоже похожи на мои, особенно чёлка. Ещё он похож на Гипердронта. Все
части подходят друг к другу, только голова немного не подходит. Мне бы
понравилось, если шея была длиннее, а так можно подумать, что шея
отделилась и открылись провода. Глаза у робота прикрыты, потому что он
разряжается, провода между туловищем и головой немножечко отходят и не
хватает энергии. И зарядки. А батареи у него в туловище, и немножко
батарей в ногах.
Я выберу ему помощника, начну с туловища, оно будет таким, чтобы
делать роботу уколы и голова как у доктора и ноги. Это доктор – робот.
Он откручивает у Военного – боевого винты в туловище и промазывает
маслом. Это масло капает. Голову тоже ремонтирует. Завязывает ему
иголочками и ниточками. Если и доктор - робот заболеет, можно ещё
помощника найти. Эти капли из шприца для самого доктора очень вредные, а
для других полезные.
Этот робот – мой папа, он врач и полицейский.
Созданные герои могут оказываться в затруднительных ситуациях,
похожих по своей тематике на проблемы ребёнка. Это может быть ситуация
неконтролируемой агрессии, ситуация наказания за проступок, ситуация
отвержения окружающими. Таким образом, у ребёнка формируется
опыт позитивного выхода из травмирующего обстоятельства.
Колода известных российских психологов Галины Кац и Елены
Мухаматулиной «Из сундука прошлого» основана на репродукциях
знаменитой грузинской художницы Нино Чакветадзе. Трогательные
картинки из детства, так тепло и проникновенно подобранные в комплекте из
64 карт дополнены 32 картами с словами и словосочетаниями. Этот комплект
рекомендован для родителей и педагогов. Согласитесь, не каждый человек
может выдержать такой жизненный темп, который предполагает в своём
развитии ребёнок с диагнозом СДВГ. Для снятия эмоциональной
напряженности и улучшения детско – родительских отношений эта колода
подойдёт и окажет необходимую коррекционную помощь в поисках
внутреннего ресурса и выхода из затруднительной ситуации. Пример
вопросов в работе с родителями и педагогами.
Как это изображение напоминает Вам о той ситуации, которую мы
обсуждаем?
Что для Вас значат эти персонажи?
Найдите место в изображении, где Вам более комфортно
(дискомфортно?
Что бы Вы хотели добавить (или убрать) в этом изображении?
Какие мысли (чувства) посещают Вас при рассматривании этого
изображения?
К чему стремится герой на изображении? (такие вопросы помогают в
поиске ресурса)
Подберите три понятия для изображения, которые помогут найти
выход герою?
Подберите три понятия для изображения, которые мешают герою в
достижении цели?
Опыт работы с таким проективным материалом позволяет сделать
вывод, что одним из способов подбора родителями или педагогами
действенных способов влияния на повеление детей с СДВГ является опыт
проживания предполагаемых затруднительных ситуаций и нахождение
допустимого выхода из них.
Таким образом, использование такой инновационной коррекционной
методики даёт возможность детям дошкольного возраста через игру
получить возможность решения проблемных ситуаций, оставаясь в
безопасности и обретая опыт выстраивания допустимой линии поведения