Лариса
Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание».
Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развития саморегуляции. Также мандала актуальна для разви-тия творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, тре-вожности, страхов, развития мелкой моторики, воспитания терпеливости и аккуратности, активиза-ции ресурсов личности, релаксации.
Публикация «Метод „Мандала“ в работе с детьми ДОУ» размещена в разделах
Три этапа работы с Мандалой в психотерапии
Первый этап предполагает настрой на работу, погружение в себя, переключение с будничных дел на свой внутренний мир, что происходит с помощью медитаций, направленной релаксации или просто прослушива-ния спокойной музыки. Этот этап в работе с мандалами обязателен.
На втором этапе происходит создание мандалы. Важно понимать, что этот этап предполагает варьирование времени в зависимости от потребностей человека. Мандала создается до тех пор, пока сам человек не опре-деляет, что она готова, завершена. Эта особенность создает сложности в групповой работе с мандалами, так как одни не должны торопить других.
В этом случае ведущему группы важно продумать, чем будут заниматься те, чья работа уже завершена. Это может быть, например, подбор метафорических карт, которые дополняют созданную мандалу, или сочинение истории, поэтических строк к мандале. Главное, чтобы никто не торопил тех, кто нуждается в большем объеме времени для создания своей мандалы.
Третий этап — это терапевтическая беседа о мандале. Он наиболее сложен для специалиста, потому что не только требует умения строить диалог, но и предполагает, что психолог способен оказать помощь клиенту в познании самого себя, не нарушая границ клиента и «фильтруя» собственные проекции.
Разнообразие возможностей работы с Мандалой
• Раскрашивание готовой Мандалы-раскраски
• Рисование Мандалы на листе красками, карандашами или мелками
• «Песочная Мандала» (динамическое рисование цветным песком) На
подносах, на столе, на полу.
• Объемная Мандала (природные материалы, плетение, пластилин и др.)
***
• Коллективное рисование Мандалы: песком на столе (полу); рисунок по «секторам» на бумаге, одновременный рисунок и др.
Примеры занятий. Метод «Песочная Мандала»
Мандала «Круглое настроение»
Цель: осознание своего актуального состояния, эмоций, гармонизация, снятие эмоционального напряжения
Поговорить с детьми о том как они себя сегодня чувствуют, какое настроение было утром, что сейчас и т. д. Предложить под спокойную музыку (музыку для медитаций или классическую, рекомендованную для детей) предложить насыпать Мандалу своего настроения. Затем дать ей название, рассказать о ней.
Мандала «Моя супермедаль»
Цель: повышение самооценки, позитивная Я-концепция, снятие эмоционального напряжения, развитие фантазии, воображения
Дети рисуют себе Мандалу –медаль. Предложить подумать какие положительные качества есть в каждом участнике группы. Поиграть в комплименты с детьми, каждый может сказать другому, чему бы он хотел у него научиться, и т. д.
«Куски пирога»
Цель: развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.
Коллективная работа на полу. Каждый участник получает свой сектор и творит в нем. Из частей получается мандала группы. Возможны варианты: можно предложить насыпать мандалу вместе, но без разделения пространства на секторы.
В конце обсудить как это было для участников, что каждый вложил в свою часть. Что дает совместное творчество и как влияет на участников.