Елена Хавшабо
Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны»
▼ Скачать
Мастер-класс :
«Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми : Создание Сказочной Страны».
воспитатель Хавшабо Е. И.
Цель: Познакомить педагогов с традиционными и нетрадиционными способами лепки из соленого теста как одного из приемов развития мелкой моторики рук и творчества.
Задачи:
1. показать значимость работы с соленым тестом для развития
мелкой моторики рук и художественного творчества у детей;
2. познакомить с некоторыми изделиями декоративно-прикладного
искусства - лепка из теста;
Публикация «Мастер-класс „Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми, Создание Сказочной Страны“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
3. познакомить со способами лепки из соленого теста;
4. совершенствовать технические навыки и умения при работе с соленым тестом.
Виды деятельности:
продуктивная, познавательная, трудовая, игровая.
Материалы и оборудование:
Декорация - дом, колобок игрушка, ноутбук, экран, диапроектор, презентация «Тестопластика», чесночница, стеки (5,кисточки (5, фартуки (5, скатерти (2, аудиозаписи, готовое соленое тесто (трех цветов, материалы необходимые для изготовления теста : соль, вода и мука.
1 слайд
Педагог: «Здравствуйте дорогие коллеги, я бы хотела представить вашему вниманию мастер-класс, который называется: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми : Создание Сказочной Страны».
2 слайд
Арт-терапия - направление в психотерапии, использующее художественное творчество, "лечение искусством". Более подробное определение дает автор книги «Введение в арт-терапию» Ирина Владимировна Сусанина: "Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни".
3 слайд
Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений, они пригодны для различных сфер деятельности. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами:
- избавление от стресса,
- преодоление тяжелых переживаний,
- развитие творческих способностей,
- самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,
- негативные эмоциональные состояния,
- разностороннее развитие личности и др.
4 слайд
В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России. Методы арт-терапии становятся частью современных оздоровительных систем, авторских методик по личностному и духовному развитию.
5 слайд
Виды арт-терапии
Арт-терапия имеет большое разнообразие методов. По сути, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии.
- рисование,
- цветотерапия,
- сказкотерапия,
- музыкотерапия,
- маскотерапия,
- фольклоротерапия
- игротерапия,
- танцевальная терапия,
- куклотерапия,
- лепка из глины, пластики, теста.
6 слайд
Тестопластика
Лепка из теста или тестопластика является, как мы уже выяснили одним из направлений арт-терапии.
7 слайд
Что же такое тестопластика?
Искусство лепки из солёного теста называется тестопластикой. Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный.
8 слайд
Тестопластика выполняет следующие функции
Влияние занятий тестопластикой для детей :
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
9 слайд
Влияние занятий тестопластикой для педагогов :
• Формирование положительной самооценки.
• Реализация творческого потенциала.
• Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.
• Развитие мелкой моторики, создания целостного образа.
• Передача приемов лепки с целью обучения детей (взрослых)
• Профессиональная самореализация педагога.
Таким образом, тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе педагога.
10 слайд
Арт-терапия
Игра «Волшебное животное».
(проводится под спокойную музыку)
Педагог: В сказочном лесу живет волшебное животное! Оно очень доброе, но чуточку пугливое. Поэтому еще никому не удавалось его увидеть. Давайте вместе с вами пофантазируем, каким оно может быть?
Нужно взяться за руки. Мы превратились в Мы одно доброе животное.
Какого размера наше животное — большое или маленькое? Какое у него телосложение — полновато или худощавое. Может быть у него есть крылья и даже рога, а возможно оно покрыто мягкой, приятной на ощупь шерсткой? Или же его уши и хвост необычной формы? Какого цвета будет наше животное, есть ли у него пятна или полоски?
Прислушайтесь к дыханию животного. Все вместе глубоко вдыхаем воздух, и выдыхаем. Громко дышит наше животное. Вот какое дыхание у нашего зверя!
У нашего животного большое, доброе сердце, послушайте, как оно стучит. Все вместе медленно стучим ножками. Наше животное кто-то вспугнул, и оно пустилось на утек, его сердце застучало быстро и громко (давайте часто и громко потопаем ногами). Дыхание стало прерывистым и частым-частым.
Утомилось наше животное, уже не может быстро бежать, поэтому медленно идет. Давайте покажем наше усталое животное (тихонько, стучим ногами). Животное спряталось за деревом и уснуло от усталости. Давайте покажем, как оно спит. Очень хорошо, молодцы.
«Представьте, что вы волшебники, вы можете создать любое сказочное Животное, какое захотите.
Этот сказочное животное может быть известным, а может быть придуманный вами. Перед вами лежит тесто приступайте к работе
11 слайд
*Участники создают своего волшебного зверя.
После того, как все закончили создание своего волшебного животного, педагог предлагает представить по очереди герою любимой сказки Колобку своих волшебных зверей.
Педагог: «Познакомьте по очереди нас со своим сказочным зверем.
Кто это?
Как его зовут?
Это добрый или злой?
Что вы еще можете про него рассказать?»
12 слайд
Педагог: «Итак, Колобок приглашает волшебных зверей к себе в гости, для того, чтобы создать новую сказку, о которой еще никто не слышал. Добро пожаловать в «Волшебный дом Сказок».
Педагог: предлагает взять волшебных зверей и поместить в домик.
Педагог: «Вот теперь ваши волшебных зверей находятся в «Волшебном доме Сказок».
Но вам нужно создать совместно Сказочную страну, продумайте ландшафт этой страны (можно проложить реки, озера, моря).
Можно посадить деревья, чтобы это было похоже на Сказочную страну?».
Участники начинают работу по созданию Сказочной страны, используя различный материал.
- Какая чудесная страна у вас получилась!
Деревья, окружающие нас, очень красивы, а цветы издают изумительный аромат. Все деревья в сказочном лесу необычные, так как обладают волшебной силой. Давайте представим, себя каким-нибудь деревом. Ваши ноги превратились в корни. С помощью них вы устойчиво стоите на земле. Руки стали ветвями, ветки качаются под дуновением легкого, теплого ветерка. Вы тянетесь высоко, высоко, к самому солнышку. (После игры психолог спрашивает каждого учащегося, в какое дерево он превратился и почему).
Каждый из вас внес в ее создание Сказочной Страны частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Расскажите немного об этой сказочной стране, представьте ее. Какие события будут происходить в этой стране.
Рефлексия встречи – обмен мнениями, подведение итогов.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление
Педагог кратко напоминает, что удалось сделать в ходе данной встречи, предлагает присутствующим, сидящим на стульях по кругу, высказать свое мнение. Передавая поочередно друг другу Колобок, участники сообщают о том, что им понравилось и запомнилось. Проводится обсуждение.
Педагог уточняет, резюмирует высказывания собравшихся, благодарит всех за внимание и участие в работе мастер-класса.
В завершении встречи каждый участник получает памятку «Азы работы с соленым тестом».
Вопросы для обсуждения:
• Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной страны?
• Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?
• Удовлетворены ли вы своей работой?
• Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?
• Какой опыт Вы приобрели, совместно создавая Сказочную страну?
Спасибо за внимание!