Получи документы

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР

Феняк Мария
Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР

(Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3

г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк)

С каждым годом в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Причины этого явления видятся в следующем: часто поздняя диагностика речевого развития детей, некомпетентность педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребенка, подмена речевого развития обучением грамоте, ухудшение состояния здоровья детей.

Публикация «Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

Всё чаще у детей встречается системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии общей и артикуляционной моторики. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы. Для успешного овладения детьми знаниями, умениями, предусмотренными программой на помощь приходит игра и становится важным направлением коррекционной работы. Преимущество игры и игровых приемов с использованием наглядных средств, по-моему мнению, состоит в том, что они позволяют, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, эмоционально окрашенным, столь важным для ребенка дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умения.

Психологами доказано, что знания усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям.

Предлагаю несколько вариантов использования игровых приемов, которые успешно применяю на подгрупповых и фронтальных занятиях:

1) участие литературных персонажей;

2) работа со специально изготовленными панно и пособиями;

3) сюжеты сказок;

4) элементы сюжетно-дидактических игр;

5) серии сюжетных картинок.

При использовании третьего варианта игровых приемов - занятия могут быть построены на таких, например, сказочных сюжетах, как «Путешествие в страну Голубой Феи» (автоматизация звука Л).

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну Голубой Феи».

(Автоматизация звука Л)

Задачи: упражнять в четком произношении звука Л в словах и словосочетаниях;

развивать фонематические представления (анализ и синтез слов со звуком Л);

закрепить умение подбирать видовые понятия к родовым;

способствовать усвоению приставочных глаголов.

Развивать воображение, логическое мышление, память, мелкую моторику.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Наглядный материал: панно с изображением «голубого замка», предметные картинки голубого цвета, цветовые сигналы, экран.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Какое сейчас время года? (Весна). Ветерок весенний дует, вертит. В окно влетел конвертик белый с красной маркой. Ну-ка Оля посмотри, что за вести там внутри? Что нам пишут?

-Дорогие ребята! Приглашаю вас в Голубую сказочную страну, где живет звук Л. Правительница этой страны – Голубая фея!

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами отправимся в сказочную Голубую страну и поиграем со звуком Л.

3. Закрепление артикуляции и правильного произношения звука Л.

Артикуляционная гимнастика. Выполнить упражнения «Лопатка», «Вкусное варенье», «Пароход», «Поймаем звук Л».

- Вспомните, где находится кончик языка, когда произносим звук Л. Какой это звук? Как мы его произносим?

4. Произношение звука Л в слогах, словах.

Чтобы перед нами появился волшебный транспорт, произнесите заклинание: «Ла-ло-лу-лы, пла-пло-плу-плы»

- Путешествие будет далеким. В названиях всех предметов, которые нам нужны будут для путешествия, присутствует звук Л.

Как вы думаете, на чем можно добраться? Добавьте к слогу пло звук т, какое слово получится? (Плот). К слогу ло добавьте звуки д, к, а. (Лодка).

Что надо взять, чтобы управлять лодкой? (Весла).

Во время путешествия нам могут встретиться препятствия, поэтому подумайте, какие надо взять с собой инструменты, в названии которых есть звук Л. (Пилу, молоток, лопату, долото).

Какие продукты возьмем в дорогу? В названии всех продуктов должен быть звук Л. (Молоко, колбасу, лук, салат, свеклу, баклажаны).

Какие игрушки вы хотите взять с собой? (Куклу, юлу, самосвал, волчка).

Закройте глаза, произнесите заклинание «Лу-ло-ла-ла».

Звучит музыка, а в это время на экране появляется «голубая страна». Откройте глаза.

- Наша волшебная лодка перенесла нас в «голубую страну».

5. Падежное управление. Развитие фонематического восприятия.

Нас встречает Голубая фея со своей дочкой. В её имени два звука Л (Лола). Что вы увидели в Голубой стране? (Дети называют: колокола, голубые облака, колодец, клумбу, колокольчики, дупло). В сказочном лесу на дереве вы видите (белку, дятла, галку, дупло). Какие цветы расцвели на клумбе? (Ландыши, фиалки, гладиолусы, флоксы). Расцвело много (ландышей, флоксов, гладиолусов, фиалок). В названии, каких предметов вы услышали звук Л в начале слова? (ландыши).

6. Произношение звука Л в словосочетаниях.

Голубая фея приглашает нас в замок. (Выставляются картинки голубого цвета).

Фея носит (голубое платье). Спит на (голубой кровати). Укрывается (голубым одеялом). Сидит на (голубом стуле, за (голубым столом). Ест из (голубой тарелки). Почему-то она невеселая. Спросите: почему? Потому что…

Повторение хором:

Дочка Лола заболела,

Не пила она, не (ела).

Целый день она … (молчала,

Книжек новых не … (читала).

Кажется, она забыла,

Как звук Л … (произносила).

7. Развитие фонематических представлений. Усвоение глаголов прошедшего времени.

Надо с Лолой поиграть и слова со звуком Л назвать, и она выздоровеет. Расскажите Лоле, что вы делали с утра? Мальчики рассказывают: я … (встал, умылся, заправил постель, оделся, на улицу вышел).

Девочки подбирают глаголы: я … (встала, умылась, заправила постель, оделась, на улицу вышла).

8. Физминутка с использованием логоритмических упражнений и музыки.

- Фея пригласила нас в голубой бассейн. (Имитация плавательных движений, ловли рыбы).

9. Звуко-слоговой анализ и синтез.

- В Голубой стране есть школа, давайте зайдем в их школу. Здесь много красных, синих и зеленых кружочков. Расскажем Лоле, какими кружочками мы обозначаем гласные и согласные звуки. Подберем нужные кружочки для слов лоси, волк, слон, голуби.

Два ребенка выполняют задание у доски, остальные с раздаточным материалом, а логопед – на наборном полотне с намеренной ошибкой.

(Представить детям две схемы слов) - Здесь спрятаны слова, в которых звук Л находится в середине слова. Какие слова придумала фея (волк, галка). Назовите все звуки по порядку слова ВОЛК. Какой первый звук? Второй, третий, четвертый? Назовите, какой звук слышится после звука О. Анализ слова ГАЛКА.

10. Творческие задания детей.

Выставляются картинки: луна, лукошко, лупа, мыло, пила, лыжи, кукла, юла.

Помогите Лоле назвать предметы, в названии которых первый слог ЛУ (лукошко, лупа, последний слог ЛА (кукла, юла). Назвать предметы, в которых два слога со звуком Л (пила, мыло, лыжи и т. д.).

Лола утверждает, что в слове СТОЛ два слога. Вы согласны? Дети находят правильный ответ. Лола благодарит нас зато, что мы научили её придумывать слова со звуком Л.

Нам пора возвращаться в детский сад, закройте глаза (звучит музыка).

11. Итог.

А теперь откройте глаза. Вот мы и дома. Ребята, мы побывали в сказочной Голубой стране и помогли Лоле поиграть со звуком Л.

Проведение подобных занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием. В своей работе я придерживаюсь правила: не проходить программу, а добиваться её усвоения. Поэтому стараюсь занятиям придать легкий, занимательный характер, доступный восприятию дошкольников. Ребенок при общении со взрослым должен испытывать психологическую защищенность.

Публикации по теме:

Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей Введение. Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно.

Использование игровых приёмов при обучении детей плаванию Ребёнок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает всё: привычки и обычаи своей среды, воспринимая всё, что чаще видит и узнаёт.

Использование игровых приёмов в период адаптации В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания.

Использование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Развивающий комплект «Pertra» разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг. Он предоставляет широкое поле для «общения» ребенка.

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОНР Наш д-сад является коррекционным центром для детей с ОНР. В саду 9 групп, включая ясли, где тоже работает логопед. Дальше обучение этих.

Использование интерактивных игр и упражнений в коррекционное работе с детьми ОНР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ Отталкиваясь от теории и практики.

Использование приёмов ТРИЗ — технологии в работе с детьми дошкольного возраста 2 слайд Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру, изобретателю, писателю.

Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая.

Опыт работы по теме «Использование игровых приёмов в процессе организации режимных моментов раннего возраста» Опыт работы по теме «Использование игровых приёмов в процессе организации режимных моментов раннего возраста» Введение «Чтобы сделать.

Презентация из опыта работы «Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей» Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических приёмов в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 20:09
+130Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Феняк Мария (УИ 1742696) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД