Татьяна Бессонова
Конспект НОД в рамках проекта «В какой одежде на Руси ходили прежде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи: Закрепить знания детей о национальных костюмах;
Познакомить детей с русской старинной обувью – «лапти», с костюмом Воронежской области;
Пополнить словарный запас детей (лапти, береста, полушалок, кофта – баска);
Расширить кругозор детей;
Прививать интерес к русскому народному творчеству;
Воспитывать любовь к Родному краю;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Русский народный костюм. Конспекты
- Темочки
Оборудование: Игрушка – Звездочка, светящаяся; сундучок; кукла в костюме Воронежской области, лапти и береста; онучи; 2 открытки с заданиями от Звездочки; куклы в национальных костюмах; план – карта, группы со стрелочками, указывающими направление движения.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в мини-музей детского сада и районный культурно-исторический музей.
2. Беседа о русском народном костюме.
3. Беседа о старинном головном уборе.
4. Беседа о других национальных костюмах и самотканых тканях.
5. Беседа о вышивке.
6. Индивидуальная работа с родителями по подготовке к занятию: «Русский народный костюм». Просьба побеседовать с детьми о народном костюме Воронежской области, показать фотографии и старинную одежду.
7. Разучивание частушек и русской народной песни «Ой вставала я ранёшенько…».
Ход НОД :
1. часть Организационный момент: (воспитатель находит в сундуке Звездочку).
- Ребята, сегодня ночью в наш чудесный сундучок упала «Звездочка прошлого». Хотите посмотреть? (заглядывают в сундучок).
Ой, здесь что-то есть! Открытка, сейчас прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Я прилетела к вам в детский сад из прошлого и хочу послушать, что вы знаете о русском народном костюме».
2 часть.
- Хорошо звездочка. Давайте отправимся в путешествие и расскажем звёздочке об одежде наших предков. Чтобы путешествовать, давайте сделаем машину времени.
Д/и «Колумбово яйцо» (выкладывают по схеме машину времени).
Даём отсчёт от 10 до 1.
- Куда это мы попали?
Мы в музее.
- Ребята, вы уже знаете, что у каждого народа есть свой национальный костюм. (Воспитатель показывает куклы-сувениры.)
- Посмотрите на иллюстрации с изображением костюма и расскажите звездочке, что наши женщины носили раньше.
- Какого цвета раньше шили сарафаны, кофты - рубахи?
- Какие головные уборы носили?
- Как украшали одежду?
- Для чего еще нужна вышивка? Оберег.
- А что вы знаете о старинной одежде мужчин?
- Какого цвета были рубашки, порты?
- Чем украшали одежду?
- Где располагали украшения?
- Какой головной убор носили?
Ребята, посмотрите, что у меня есть! (Достает коробочку – сундучок с бусами, кушаками, венчиками)
Д/и «Соберите народный костюм».
- А давайте для нашей гостьи споем веселую, русскую, народную песню (хоровод «Ой вставала я ранёшенько…»).
- Звездочке понравилась наша песня, и она засверкала еще ярче.
Хотите еще раз заглянуть в наш сундучок?
- Ой, а тут еще что-то лежит (достает лапоточки).
- Что же нам хотела подсказать звездочка? Наверно, мы забыли рассказать о том, какую обувь носили раньше. Хотите, расскажу?
- В древние времена самой распространенной обувью были лапти. Повторите и запомните это слово.
(Лапти).
- Угадайте, из чего делали лапти?
(Из коры березы – бересты).
- Лапти чаще всего плели мужчины. Пока плетут лапти, частушки про них придумывают.
- А какие частушки про лапти знают наши мальчики?
1 мальчик
«Ох, лапти мои,
Лапоточки мои,
Огороды вы копали,
Танцевать сюда попали».
2 мальчик
«Гуляй Матвей,
Не жалей лаптей.
До субботы доживешь,
Новы лапти наживешь».
- А как вы думаете, в какое время года носили лапти?
(летом и зимой)
- Лапти носили с онучами. Повторите слово онучи.
(онучи)
- А закрепляли на ногах длинными шнурами – оборами.
- Как вы думаете, а сейчас лапти плетут?
(Как сувенир, обувь для дома)
- Когда в Россию приезжают иностранцы, они часто покупают лапти, как сувенир.. Поиграем со звездочкой в русскую народную игру «Лапоть».
Русская народная игра «Лапоть».
На полу круг, водящий в центре, участники стоят спиной к водящему.
– Лапти сплели?
–Нет.
– Лапти сплели?
– Да.
Дети вбегают в круг и берут свой предмет. Водящий старается задеть играющих, только в кругу. Кто не успеет взять предмет, выбывает из игры.
- Что еще есть в нашем сундучке? (достает план - карту, рассматриваем, идем в приёмную по плану и звездочкам, выставка костюмов).
- Ребята, что это? Вот так сюрприз подготовила нам звездочка
- Хотите, я расскажу вам, что это? Время шло, и одежда людей менялась.
- Как вы думаете, почему?
(Появлялись новые ткани)
- Наши бабушки шили вот такие костюмы, а называется он - «Парочка». Повторите.
(Парочка)
- Почему его так назвали?
(Костюм одного цвета, состоит из двух предметов).
- А как вы думаете, как называются части этого костюма?
(Это кофта – баска).
- Посмотрите, какая она красивая, нарядная, украшена лентами, кружевом, складками. Где ленты, покажите складки, кружево?
- Что это?
(Сарафан).
- Чем он украшен?
(Лентами, кружевом).
- А еще надевали передник - фартук и платок – полушалок.
(Полушалок).
- Вот такой костюм носили у нас в Воронежском крае в старину, вспомните, как он называется?
(Парочка).
-Интересную выставку подготовила нам звездочка, а сейчас пойдемте
- Ребята, посмотрите, как сверкает наша Звездочка, наверное, хочет, что-то сказать. Она мне шепчет, что благодарит вас за интересный рассказ, игру и верит, что вы много знаете о русском народном костюме, возвращаемся в детский сад. Садимся в машины времени. А сейчас скажем звездочке «До свидания». Даём отсчёт от 10 до 1. Ну вот, мы с вами снова в детском саду.
-Ребята, о чём вы рассказывали Звездочке?
(О русском народном костюме Воронежской области).
- А, что нового вы узнали?
(Какую обувь носили раньше, какой костюм носили наши прабабушки.)
- Как называется старинная обувь из бересты и костюм наших прабабушек?
(Лапти, парочка).