Кулькова Юлия
Конспект НОД «Мой край родной — Мордовия моя» в рамках реализации проекта «Я — часть России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Мой край родной - Мордовия моя" в рамках реализации проекта "Я - часть россии" в подготовительной к школе группе
Цель: развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка с применением ИКТ.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Программное содержание: познакомить с географической картой, с картой Мордовии, учить «читать» ее; формировать у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине; закрепить понятие «мордов-ский край»; познакомить детей с мордовским национальным бытом, куль-турой, этносом; развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, познавательную активность детей; создавать радостное настроение; разви-вать интерес к истории родного города, любознательность, расширять кругозор; развивать знания детей о богатствах Мордовии, её природе и животном мире; воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы жи-вем, интерес и уважение к национальным традициям; обогащать и активи-зировать словарь, продолжать развивать связную речь детей. (глобус, ма-кет, материк, страна, символика).
Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений, перевоплощение, рассматривание, беседа по вопросам, рассматривание глобуса, карты Мордовии.
Оборудование: карта Мордовии, символика Республики Мордовия; презентация с изображением природы Мордовии, историческими фото; старинные предметы быта и обихода; кукла в мордовском национальном костюме; элементы узора; музыкальные инструменты; сказка «Благород-ный медведь».
Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, о г. Саранске; беседа с детьми на тему «Природа Мордовии», разучивание мордовских народных игр, беседы о нашей стране, чтение мордовских сказок, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии.
Ход НОД
(дети стоят около карты России)
В. Скажите, как называется наша Родина? (ответы). Да, дети, наша Родина – Россия. Россия – огромная страна, где проживают многие наро-ды: татары, чуваши, башкиры, армяне, русские и многие другие. (показы-ваю детям картинки на компьютере людей (кукол) в национальных одеж-дах)
У каждой народности есть своя малая Родина. Мы с вами живем в Мордовии – это наша малая Родина – это республика. Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (ответы детей). Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва. Каждая народность разговаривает на своем родном языке, и если мы живем в Мордовии, то и разговаривать можем на мордовском языке. Давайте научимся здороваться по мордовски :
- Шумбратадо! ( дети отвечают: Шумбратадо)
- Ребята, скажите, на каком языке мы с вами поздоровались? (мордовском)
- Правильно! (у воспитателя в руках кукла, одетая в мордовский костюм. От ее имени воспитатель здоровается с детьми на мордовском языке. (повторение слова «Шумбратадо!»)
В. К нам в гости пришла девочка - эрзянка, зовут ее Татуня. Сегодня Татуня хочет поговорить с вами о нашей малой Родине, о крае, в котором мы родились. Татуня приглашает вас отправиться в путешествие. (воспи-татель и дети проходят к карте Мордовии, рассматривая которую находят город Саранск). Еще раз вспомним, как называется республика, в которой мы проживаем? (Мордовия)
В. Послушайте стихотворение о нашей малой Родине и рассмотрите репродукции картин мордовских художников, которые изобразили при-роду мордовского края.
Воспитатель:
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей. (рассматривают картинки с изобра-жением мордовской природы в разное время года под музыку.)
Природа Мордовии довольна разнообразна. Здесь есть леса и луга, реки и озера, низменности и возвышенности. Все времена года в Мордо-вии непохожи друг на друга. На смену теплой весне приходит жаркое ле-то. Дождливая осень сменяется морозной зимой.
В. - Скажите, как называется столица Мордовии? (Саранск)
Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья. Давным-давно, там, где сейчас находится Саранск, располагалась деревенька. Во-круг нее были леса, где люди собирали мед и охотились. Первые поселен-цы умели выращивать зерно и печь хлеб, держали овец, коров, кур, сви-ней. Мирный труд крестьян, охотников нарушали набеги кочевых племен, которые жгли дома и уводили жителей в плен. И тогда мордовский народ решил объединиться с русским народом для защиты от набегов и строи-тельства. И путь врагу преградили заграждения из поваленных деревьев и остроги (крепости). Один из острогов был построен Саввой Козловским на месте мордовской деревеньки, где сливались две реки: Саранка и Инсар. Так возник острог Саранск в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства. Речка Саранка, называвшаяся в XVII веке Сарлей, у самого города образовывала огром-ную заболоченную площадь. Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными баш-нями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней – возвышались еще и деревянные стены с приспособле-ниями для обороны. Не всякому врагу было под силу завоевать такую крепость. Город рос и развивался.
В 1651 году Саранск получил статус уездного города. В течение двух столетий уездный город был торгово-ремесленным центром сельско-хозяйственной округи.
Каждый город имеет свой герб. На старинном гербе Саранска изоб-ражены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.
Посмотрите – это герб и флаг Республики Мордовия. Из каких цве-тов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)
Герб Республики Мордовия — государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995года. Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдический щита с гербом города Саранска — изображением бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стре-лами, на фоне флагa Республики Мордовия в середине. Герб обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна это национальное украшение женщин. Ha гривнe нaxoдитcя семь орнаментов, означающих 7 городов республики: Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка, Саранск и Тем-ников. В верхней части восьмиконечнaя розеткa красного цвета — соляр-ный знак, символ солнца.
Автор герба – Чикринев Николай Дмитриевич. На щите повторяются цвета флага РМ: в центре его на белой полосе помещен щиток с изображе-нием древнего герба города Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенные вертикально сверху вниз.
ФИЗМИНУТКА:
Я узнал, что у меня есть огромная страна (широко разводим руки)
Солнце, небо голубое – это все мое, родное! (руки вверх-вниз)
Это Родина моя! (шаг на месте)
Всех люблю на свете я! (поворачиваемся к соседу, улыбаемся и ма-шем).
В. Посмотрите – вот еще один символ Мордовии. Флаг Республики Мордовия принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года. Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, со-стоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного, белого и темно-синего цве-тов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно – красного цвета, символ солнца.
Важную роль в флаге играет цвет: белый - чистоту, мудрость, невинность, мир; красный – право, силу, мужество, любовь, храбрость. Почему имен-но эти цвета используются на флаге России? (Они говорят о мужестве, верности, правде). Цвета российского флага : белый, синий, красный – из-древле почитались на Руси.
На сегодняшний день, Саранск представляет собой культурный, (пе-речислить театры, промышленный (перечислить предприятия, чем они за-нимаются) спортивный, студенческий центр. Расскажите, каким вы видите свой город, чем он вам нравится. (высказывания детей)
У каждого города, большого или маленького, старинного или только что возникшего, есть своё лицо. Одни отличаются старинными домиками с удивительной резьбой, другие- каменными особняками, памятниками ар-хитектуры, третьи- древними монастырями и церквами, четвёртые- совре-менными проспектами, прекрасными парками, набережными.
-Ребята, а что привлекает вас в облике родного города?
- Какие музеи вы посещали с родителями?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
-Назовите спортсменов, прославивших нашу Республику?
- Ребята, мы с вами любим наш город, и куда бы мы не уехали, все-гда будем помнить его.
В заключении нашего занятия предлагаю вам поиграть в мордов-скую игру «В горшки». (объясняю детям правила и играем)
В: Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и со-стоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.
Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья.
Мы, твои дети, славим тебя!
Вот такими замечательными словами мы закончим наше занятие. Нам осталось с вами попрощаться.
В. : Вастомазонок! (дети повторяют)
Литература:
1. «Близкий сердцу край». Т. С. Богрова. Саранская типография «Красный Октябрь», 2002 г.
2. «Здравствуй Мордовия». Рассказы о родном крае для маленьких читате-лей. Н. М. Арсентьева, Т. С. Богрова, К. И. Шапкорин. Саранская типография «Красный Октябрь», 2005 г.
3. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошколь-ного образования. О. В. Бурляева, Л. П. Карпунина, Е. Н. Киркина и др., Саранск, Мор-дов. кн. изд-во, 2011.
4. Интернет-ресурсы.