Получи документы

Конспект интегрированного занятия в рамках проекта «Пословицы и поговорки в русском языке»

Светлана Каляева
Конспект интегрированного занятия в рамках проекта «Пословицы и поговорки в русском языке»

Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.

Программные задачи:

1. Обучающие задачи:

1. Учить детей обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования.

2. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц.

2. Развивающие задачи:

1. Развивать у детей память, мышление, воображение;

2. Развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;

Публикация «Конспект интегрированного занятия в рамках проекта „Пословицы и поговорки в русском языке“» размещена в разделах

3. Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: ознакомительная беседа с детьми о русской культуре; разучивание и применение в игровой деятельности русских народных (хороводных) игр; чтение сказок, рассматривание иллюстраций, книг, чтение поговорок.

Формы организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, работа по подгруппам.

Методы и приё мы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, использование художественной литературы, активизация словаря, индивидуальная работа, дифференцированный подход.

Активизация словаря:

Пословица, поговорка, слова-антонимы

Развивающая предметно-пространственная среда: сова, письмо, презентация, набор карточек «пословицы», волшебная коробка с предметами для игры «Назови пословицу по предмету», русская народная музыка.

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Начинается занятие. На интерактивной доске заставка : сказочная страна)

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну русской народной культуры! И прежде, чем мы начнем, я задам вам очень важный вопрос: «Ребята, вы любите сказки?». (Ответы детей)

- А вы помните, какими же словами заканчиваются русские сказки? ( Ответы детей: Сказка ложь! Да в ней намёк. Добрым молодцам урок)

- Что же это за предложение такое? Это пословица.

У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течении многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. В одном предложении заключён огромный смысл, а каждое слово весомо, содержательно и точно. О ценности русских пословиц, и поговорок сказано в них самих.

(Стук в окно. Воспитатель открывает занавеску, там сидит сова с письмом в клюве)

- Ребята, к нам прилетела мудрая сова из сказочного леса. Давайте посмотрим, что же у не в клюве? Это письмо, сейчас я его вам прочитаю!

Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут сова Мудрость. Мне нужна ваша помощь. В волшебной стране произошло ужасное: Змей-Горыныч закрыл пословицы и поговорки в коробку. Я узнала, что только вы сможете мне помочь расколдовать коробку, ведь вы самые добрые, смелые, умные ребята, которые не боятся никаких преград. С уважением, сова Мудрость».

Ребята, поможем сове Мудрости освободить пословицы? (Ответы детей)

- Чтобы пословицы расколдовать, надо собрать цветик-семицветик из лепестков с заданиями. Вы слушайте внимательно, а потом отвечайте на вопросы.

(Просмотр основной части презентации)

Слайд 1.

Пословицы и поговорки доли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.

Слайд 2.

Пословицы – это народная мудрость. Они содержат в себе глубокий смысл, прямой совет и подсказывают, как поступить в данной ситуации.

Пословица – это целое законченное предложение. Например «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которое можно заменить другими словами. Например «Золотые руки». Что это значит? (Ответы детей) Золотые руки – это значит руки умелые, трудолюбивые, занятые делом.

Слайд 3.

Пословицы и поговорки охватывают все стороны жизни народа: Родина, труд, семья, любовь, дружба, учёба, явления природы, животные. Они передавались из поколения к поколению, из уст в уста.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Слова-антонимы». Антонимы – это слова с противоположным значением.

Пословицы бывают о :

Добре и (зле)

Труде и (лени)

Счастье и (несчастье)

Любви и (ненависти)

Войне и (мире)

Правде и (лжи)

Диких животных и (домашних)

Родителях и (детях)

Горе и (радости)

- Молодцы, ребята. А теперь я буду задавать вопросы, если вы ответите правильно, то появится лепесток.

Вопросы: Кто придумал пословицы? О чём бывают пословицы? (Ответы детей)

- Как здорово, ребята, у вас получается! Мы расколдовали уже целых два лепестка. Наверное, вы немножко устали, поэтому давайте немного разомнемся.

Физминутка. Воспитатель озвучивает действия в стихотворной форме и показывает движения. Дети повторяют за воспитателем.

«Сказка даст нам отдохнуть,

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

— Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево - вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

— Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!»

Слайды 4-7.

- давайте продолжим знакомство с пословицами. Сейчас я вам расскажу о нескольких пословицах и покажу картинки.

«Что написано пером, не вырубишь топором»

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

«Сделал дело – гуляй смело

(Воспитатель кратко описывает каждую пословицу).

- Ребята, а сейчас я вам раздам пословицы в картинках, только одна часть пословицы достанется одному, а вторая часть-другому ребёнку. Я буду называть начало пословицы, вы должны по картинке определить её, и найти вторую половинку. Также вы должны вдвоём объяснить смысл этой пословицы.

(Детям раздаются карточки, выполняется задание, после выполнения задания дети получают третий лепесток)

Вот теперь узнали мы, что вы с пословицей дружны. И посмотрим мы сейчас, кто самый знающий из вас.

Проводится словесная игра «Продолжи пословицу».

- Молодцы, ребята. А вот и четвертый лепесток на нашем цветике-семицветике.

Слайды 9-12.

Ребята, мы с вами познакомились с пословицам. А теперь я вам покажу картинку, а вы отгадайте к какой пословице она подойдёт.

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». (Ответы детей)

- Молодцы, ребята. А вот и пятый лепесток на нашем цветике-семицветике.

Пословицы и поговорки учат нас, как надо вести себя, как поступить в какой-то ситуации, но поговорки можно применить не только к детям и людям, но и к сказочным героям. Ведь они тоже бывают положительные и отрицательные.

Слайд 13.

Я буду называть пословицу, а вы определите к какому сказочному герою она подойдёт, и объясните свой выбор.

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (Буратино)

«Друг познаётся в беде» (Красная шапочка)

«Терпение и труд - всё перетрут» (Репка)

«Берегись бед, пока их нет» (Карлсон)

«Ему на хвост не наступишь» (Кот в сапогах)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и шестой лепесток на нашем цветике-семицветике.

А сейчас выходите на полянку, становитесь в хоровод, поиграем в игру «Назови пословицу по предмету»

Звучит русская народная музыка, дети ведут хоровод и повторяют слова:

«Раз, два, три, на поляну выходи.

Хоровод заводи и пословицу говори»

Ведущий идёт в обратную сторону, в руках у него волшебная коробочка. Музыка останавливается. Ребёнок достаёт 1 предмет и по нему называет пословицу - ножницы, 100 рублей, заяц, топор, яблоко, калач, рыбка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и седьмой лепесток на нашем цветике-семицветике.

Слайд 14. Заставка страна знаний и сова Мудрость.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы не только помогли сове освободить пословицы и поговорки, но и научились помогать друг другу! Народная мудрость гласит: «Поговорка – цветочек, пословица- ягодка». Вы сегодня старались, Мне очень понравились ваши рассказы, ответы. Вы узнали, что действительно, к каждому вашему поступку можно применить ту или иную пословицу.

Пословицы недаром молвятся.

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей,

Давайте помнить их друзья.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Поговорки и пословицы о лете Вот и наступило долгожданное лето! Впереди три теплых месяца: июнь, июль, август. О лете бытует много поговорок, присловиц и пословиц:.

Стихи, пословицы, поговорки о лете в старшей группе Дорогие друзья, сегодня вашему вниманию хочу представить подборку стихотворений о лете, которые можно выучить. С. Маршак. Июнь. пришел июнь,.

Пословицы и поговорки, крылатые выражения с числами МБДОУ №37 «Родничок» Кемерово. Пословицы и поговорки, крылатые выражения с числами 1. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы.

Пословицы и поговорки РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ несут в себе невероятную силу и вековую мудрость нашего народа, поэтому очень желательно начинать.

Пословицы и поговорки о семье • Вся семья вместе, так и душа на месте. • В своей семье всяк сам большой. • В родной семье и каша гуще. • Семьей и горох молотят. •.

Пословицы, поговорки и приметы про деревья Пословицы, поговорки и приметы про деревья. Пословицы, поговорки, приметы о деревьях предназначены для детей дошкольного и младшего школьного.

Пословицы, поговорки, приметы про зиму Август собирает, да вот зима всё проедает. Больше снега — больше хлеба. Большой иней зимой - лето выдастся тяжкое для здоровья. Быстрая.

Пословицы, поговорки в режимных моментах в ДОУ детский фольклор Ставрополья Литературное наследие Ставрополья складывалось давным-давно в виде народных песен, мифов, пословиц, поговорок, загадок разных национальностей,.

Проект по русскому языку «Пословицы и поговорки» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 города Магнитогорска улица.

Загадки, стихи, пословицы, поговорки о ветре Предлагаю подборку загадок, стихов, пословиц, поговорки про ветер для детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен воспитателям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в рамках проекта «Пословицы и поговорки в русском языке»
Опубликовано: 16 октября 2019 в 21:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия в рамках проекта «Пословицы и поговорки в русском языке»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Каляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД