Светлана Каляева
Конспект интегрированного занятия в рамках проекта «Пословицы и поговорки в русском языке»
Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.
Программные задачи:
1. Обучающие задачи:
1. Учить детей обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования.
2. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц.
2. Развивающие задачи:
1. Развивать у детей память, мышление, воображение;
2. Развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в рамках проекта „Пословицы и поговорки в русском языке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пословицы и поговорки для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
3. Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: ознакомительная беседа с детьми о русской культуре; разучивание и применение в игровой деятельности русских народных (хороводных) игр; чтение сказок, рассматривание иллюстраций, книг, чтение поговорок.
Формы организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, работа по подгруппам.
Методы и приё мы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, использование художественной литературы, активизация словаря, индивидуальная работа, дифференцированный подход.
Активизация словаря:
Пословица, поговорка, слова-антонимы
Развивающая предметно-пространственная среда: сова, письмо, презентация, набор карточек «пословицы», волшебная коробка с предметами для игры «Назови пословицу по предмету», русская народная музыка.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Начинается занятие. На интерактивной доске заставка : сказочная страна)
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну русской народной культуры! И прежде, чем мы начнем, я задам вам очень важный вопрос: «Ребята, вы любите сказки?». (Ответы детей)
- А вы помните, какими же словами заканчиваются русские сказки? ( Ответы детей: Сказка ложь! Да в ней намёк. Добрым молодцам урок)
- Что же это за предложение такое? Это пословица.
У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течении многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. В одном предложении заключён огромный смысл, а каждое слово весомо, содержательно и точно. О ценности русских пословиц, и поговорок сказано в них самих.
(Стук в окно. Воспитатель открывает занавеску, там сидит сова с письмом в клюве)
- Ребята, к нам прилетела мудрая сова из сказочного леса. Давайте посмотрим, что же у не в клюве? Это письмо, сейчас я его вам прочитаю!
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут сова Мудрость. Мне нужна ваша помощь. В волшебной стране произошло ужасное: Змей-Горыныч закрыл пословицы и поговорки в коробку. Я узнала, что только вы сможете мне помочь расколдовать коробку, ведь вы самые добрые, смелые, умные ребята, которые не боятся никаких преград. С уважением, сова Мудрость».
Ребята, поможем сове Мудрости освободить пословицы? (Ответы детей)
- Чтобы пословицы расколдовать, надо собрать цветик-семицветик из лепестков с заданиями. Вы слушайте внимательно, а потом отвечайте на вопросы.
(Просмотр основной части презентации)
Слайд 1.
Пословицы и поговорки доли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.
Слайд 2.
Пословицы – это народная мудрость. Они содержат в себе глубокий смысл, прямой совет и подсказывают, как поступить в данной ситуации.
Пословица – это целое законченное предложение. Например «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которое можно заменить другими словами. Например «Золотые руки». Что это значит? (Ответы детей) Золотые руки – это значит руки умелые, трудолюбивые, занятые делом.
Слайд 3.
Пословицы и поговорки охватывают все стороны жизни народа: Родина, труд, семья, любовь, дружба, учёба, явления природы, животные. Они передавались из поколения к поколению, из уст в уста.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Слова-антонимы». Антонимы – это слова с противоположным значением.
Пословицы бывают о :
Добре и (зле)
Труде и (лени)
Счастье и (несчастье)
Любви и (ненависти)
Войне и (мире)
Правде и (лжи)
Диких животных и (домашних)
Родителях и (детях)
Горе и (радости)
- Молодцы, ребята. А теперь я буду задавать вопросы, если вы ответите правильно, то появится лепесток.
Вопросы: Кто придумал пословицы? О чём бывают пословицы? (Ответы детей)
- Как здорово, ребята, у вас получается! Мы расколдовали уже целых два лепестка. Наверное, вы немножко устали, поэтому давайте немного разомнемся.
Физминутка. Воспитатель озвучивает действия в стихотворной форме и показывает движения. Дети повторяют за воспитателем.
«Сказка даст нам отдохнуть,
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!»
Слайды 4-7.
- давайте продолжим знакомство с пословицами. Сейчас я вам расскажу о нескольких пословицах и покажу картинки.
«Что написано пером, не вырубишь топором»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»
«Сделал дело – гуляй смело
(Воспитатель кратко описывает каждую пословицу).
- Ребята, а сейчас я вам раздам пословицы в картинках, только одна часть пословицы достанется одному, а вторая часть-другому ребёнку. Я буду называть начало пословицы, вы должны по картинке определить её, и найти вторую половинку. Также вы должны вдвоём объяснить смысл этой пословицы.
(Детям раздаются карточки, выполняется задание, после выполнения задания дети получают третий лепесток)
Вот теперь узнали мы, что вы с пословицей дружны. И посмотрим мы сейчас, кто самый знающий из вас.
Проводится словесная игра «Продолжи пословицу».
- Молодцы, ребята. А вот и четвертый лепесток на нашем цветике-семицветике.
Слайды 9-12.
Ребята, мы с вами познакомились с пословицам. А теперь я вам покажу картинку, а вы отгадайте к какой пословице она подойдёт.
«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». (Ответы детей)
- Молодцы, ребята. А вот и пятый лепесток на нашем цветике-семицветике.
Пословицы и поговорки учат нас, как надо вести себя, как поступить в какой-то ситуации, но поговорки можно применить не только к детям и людям, но и к сказочным героям. Ведь они тоже бывают положительные и отрицательные.
Слайд 13.
Я буду называть пословицу, а вы определите к какому сказочному герою она подойдёт, и объясните свой выбор.
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (Буратино)
«Друг познаётся в беде» (Красная шапочка)
«Терпение и труд - всё перетрут» (Репка)
«Берегись бед, пока их нет» (Карлсон)
«Ему на хвост не наступишь» (Кот в сапогах)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и шестой лепесток на нашем цветике-семицветике.
А сейчас выходите на полянку, становитесь в хоровод, поиграем в игру «Назови пословицу по предмету»
Звучит русская народная музыка, дети ведут хоровод и повторяют слова:
«Раз, два, три, на поляну выходи.
Хоровод заводи и пословицу говори»
Ведущий идёт в обратную сторону, в руках у него волшебная коробочка. Музыка останавливается. Ребёнок достаёт 1 предмет и по нему называет пословицу - ножницы, 100 рублей, заяц, топор, яблоко, калач, рыбка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и седьмой лепесток на нашем цветике-семицветике.
Слайд 14. Заставка страна знаний и сова Мудрость.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы не только помогли сове освободить пословицы и поговорки, но и научились помогать друг другу! Народная мудрость гласит: «Поговорка – цветочек, пословица- ягодка». Вы сегодня старались, Мне очень понравились ваши рассказы, ответы. Вы узнали, что действительно, к каждому вашему поступку можно применить ту или иную пословицу.
Пословицы недаром молвятся.
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей,
Давайте помнить их друзья.