Галина Штин
Из опыта работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в группе «Милосердие»
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети нуждаются в любви и заботе и особенно те, чье развитие ограниченно в силу разных причин.
Работа с детьми с ограниченными возможностями начинается с установления в ними эмоционального контакта. Так важно настроиться на каждого ребенка – поймать его взгляд, погладить по голове, сказать таким тоном что-нибудь приятное для него, чтобы он улыбнулся. Понимать его состояние по различным не словесным проявлениям бывает не просто, на это может потребоваться достаточное время и силы.
Публикация «Из опыта работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в группе „Милосердие“» размещена в разделах
Очень важно учитывать не только то, что подходит, нравиться ребенку, а также не упускать из поля зрения и особенности его сенсорной сферы, например, избегать тех стимулов, к которым ребенок проявляет повышенную чувствительность, на которые резко негативно реагирует и постепенно и аккуратно помогать его, находить способы повышать устойчивость к ним. Это непростое дело, оно требует вкладывать частичку самого себя в каждого ребенка. Много эмоциональных сил, своей энергии приходиться отдавать детям, с тяжелыми нарушениями развития.
Такие дети, хоть и по возрасту и чисто физически выглядят как уже сформировавшиеся, почти взрослые, но по своему эмоциональному и психическому развитию остаются на уровне маленьких детей. А маленькие дети нуждаются в пристальной заботе и внимание взрослых для того, чтобы развиваться и научаться чему-то новому. Понимание этой особенности детей, с которыми я работаю, помогает мне справляться порой со сложными моментами в их жизни и нашем с ними общении и взаимодействии. В силу своих особенностей они сопротивляются или активно отказываются от предлагаемых обучающих занятий или деятельности. Работая с детьми, имеющими нарушения развития важно набраться терпения и еще раз терпения, и стремиться к тому, чтобы они становились активными членами общества, не были изолированы.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируется с запозданием, в том числе и навыки общения. Развитие навыков общения сильно отличается от развития детей в норме. Такому ребенку трудно устанавливать эмоциональный контакт даже с одним человеком. А когда приходиться организовывать таких детей для участия в группе возникает много сложностей. Навыки общения такому ребенку приходиться формировать в результате специальной работы.
На индивидуальных занятиях приходиться аккуратно выстраивать общение в ребенком, основанное на доверительных отношениях. Эмоциональная связь со взрослым не только расширяет его представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Понимающий и помогающий взрослый знает, что у ребенка не всегда хватает психических возможностей, ведь его механизмы саморегуляции недостаточно сформированы. Педагог берет на себя большую часть в регулировании эмоциональных аффектов таких детей и постепенно возникают положительные изменения. Ребенок начинает лучше осознавать свои эмоции, представлять результаты своих действий, и следовательно становиться более открытым для общения с другими людьми, может быть участником детских игровых групп. Таким образом, появляются возможности для включения таких детей в групповые занятия, а эмоциональный контакт с педагогом становиться таким своеобразным мостиком. Для развития и полноценной жизни человеку нужен человек. А детям с тяжелыми нарушениями развития нужно много любви и сострадания. Но одного сострадания и любви мало. Нужно понимание особенностей их развития и реальная оценка их возможностей. Нужно с одной стороны верить в детей и стараться развивать в них даже самые малые способности и поддерживать позитивные изменения. А с другой стороны помнить об их ограничениях и терпеливо ждать появления результатов.
Даже такие дети могут удивлять! Чувствуя безопасность и доброжелательность взрослого, ребенок может продемонстрировать свои скрытые ранее возможности. Мозг таких детей, изначально формировался в дефицитарных условиях и практически у всех детей страдает речь и произвольная деятельность, поэтому с ними лучше всего и полезнее делать акцент на непроизвольные виды деятельности такие как свободная игра, движения по подражанию, использовать элементы народных игр и потешек, читать им ритмичные стишки и тому подобное. В развитии таких детей не ждешь больших результатов. Здесь важно радоваться и замечать маленькие изменения и поддерживать их.
Человек развивается в атмосфере любви и принятия и таким детям важно его демонстрировать. Они тонко настроены на людей, от которых зависит их жизнь в прямом смысле, ведь сами они не могут себя полноценно обслуживать. Эмоциональная зависимость ни когда не уйдет из их жизни, самостоятельными они в полной мере не станут. Поэтому им нужна постоянная психологическая подпитка взрослого, что находиться рядом и ощущение стабильности от него. Это как безусловная любовь. И тогда в подобной атмосфере, ребенок с тяжелыми нарушениями развития будет способен попытаться раскрыть свои скрытые резервы и делать маленькие шажки в своем развитии.
В такой работе всегда важно понимать закономерности развития психики детей и особенности коррекционно-развивающей работы с ними. Поэтому в работе возникает потребность развивать свои профессиональные знания о принципах лечебной педагогике, о работе мозга таких детей, и о нейропсихологических приемах для работы. Изучение специализированной литературы помогает спокойнее переносить трудности и аффективные вспышки детей. Также в работе очень помогает возможность обсудить свои трудности с коллегами и в совместном обсуждении найти подходящие приемы для работы с конкретным ребенком. Общение с коллегами не только помогает найти подходящие приемы, а позволяет снять эмоциональное напряжение, ведь когда делишься трудностями и получаешь поддержку от коллег, появляются новые силы для дальнейшей работы.
А задача воспитателя привнести недостающую энергию и завлечь ребенка. как бы передать ему частичку себя и тогда ребенок может подхватить ее и принять, а потом использоваться для своего развития. В общении с детьми, с которыми я непосредственно работаю, стараюсь увидеть непосредственно детскую часть их души, которой нужна большая поддержка, любовь и человеческое участие.
Литература
Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ Изд. 2-е / Зарубина Ю. Г., Константинова И. С., Бондарь Т. А., Попова М. Г. ( Лечебная педагогика: методические разработки)
Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская, М. С. Шапиро
Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина
Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях Изд. 2-е / Л. В. Шаргородская
Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. Изд. 2-е / Антонина Цыганок, Анна Виноградова, Ирина Константинова ( Лечебная педагогика: методические разработки).