Лилия Гилязова
Из опыта работы с детьми с логопедическими проблемами на примере использования отечественных мультфильмов
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы коррекционной логопедической помощи детям с негрубыми нарушениями речи в условиях логопункта многопрофильного образовательного комплекса.
Основная цель логопедической работы в условиях дошкольного подразделения многопрофильного комплекса – оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушение в развитии устной речи в освоении ими общеобразовательных программ.
Публикация «Из опыта работы с детьми с логопедическими проблемами на примере использования отечественных мультфильмов» размещена в разделах
В нашем дошкольном подразделении, в условиях логопункта, оказывается помощь детям со следующими нарушениями речи: дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия, общее недоразвитие речи. Форма проведения занятий индивидуальная и подгрупповая.
Многие воспитанники с речевыми нарушениями нашего дошкольного подразделения имеют так же нарушения эмоционально-волевой сферы. Такие дети не умеют выражать свои чувства и эмоции и понимать чувства и эмоции окружающих. У них наблюдается недостаточное развитие познавательной компетенции и, как следствие, несформированность коммуникативных навыков и умений. Именно такие дети долго не могут автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи, испытывают трудности с коммуникацией. И это нас беспокоит и заставляет искать новые подходы к таким детям, чтобы обеспечить освоение ими общеобразовательной программы.
В настоящее время, для достижения максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста, все чаще в деятельности логопеда применяются нетрадиционные методы коррекционной работы. В нашей стране 2016 год объявлен годом Российского кино. В своей работе мы решили использовать такое нетрадиционное средство, как мультфильм - один из главных интересов детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающие возможности использования в логопедической работе средств мультипликации состоят в том, что они усиливают наглядность, и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала [1; с. 3]. Сюжет мультфильма, образы героев, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, проживать сюжет вместе с героями. У детей это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе в форме речевого высказывания.
Мультипликационные фильмы предоставляют уникальную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса. Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребенка: фонетико-фонематическую, просодическую, лексико-грамматическую. Это все создает базу для овладения ребенком связного речевого высказывания.
В нашем дошкольном подразделении для детей составлен план просмотра отечественных мультфильмов. В основном это мультфильмы, приближенные по сюжету к лексическим темам дошкольного образования. После просмотра мультфильма, воспитатели с детьми на занятиях по развитию речи обсуждают сюжет мультфильма. Это является подготовительной работой для логопедических занятий.
Логопедические занятия строятся на сюжете «советских» мультфильмов. «Советские» мультфильмы хороши тем, что в них отражается нормальная, привычная для ребенка, картина мира. В мультфильмах добро побеждает зло. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой плохой потому, что с ним никто не дружил, никто его не любил и никто ему не сочувствовал. Поэтому мультфильмы эти полезны детям. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Для детей с ФФНР занятия, с использованием мультфильма, строятся на основе изучаемых звуков. Для детей с ОНР занятия опираются на основные лексические темы, изучаемые в старшей и подготовительной группе, возрастные психологические особенности детей. Подбираются разнообразные игры и упражнения, в соответствии со структурой дефекта и особенностью психики воспитанников, позволяющие закрепить с детьми уже знакомый материал и реализовать коррекционные задачи.
Для организации работы с мультфильмом мы используем следующее оборудование и технические средства: компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, экран для проектора, диски с видеозаписью мультфильмов, диски с аудиозаписью музыки, используемой в мультфильмах.
При проведении коррекционно-развивающих занятий с использованием мультфильмов, важно соблюдать требования к индивидуально-возрастным особенностям детей 5-7 лет: продолжительность непосредственной работы с мультимедийным экраном не должна превышать 10 минут, после чего, необходимо провести гимнастику для глаз.
В качестве примера предлагается примерный план занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР по закреплению звуков [Р ] и [Рь ] с использованием мультфильмов «Крокодил Гена» и «Чебурашка». К занятию, в качестве наглядности, подготовлена презентация.
Структура занятия.
I. Организационный момент.
Ритуал-приветствие – коммуникативная игра малой подвижности «Звуковая цепочка»
II. Работа по сюжету мультфильма.
1. Просмотр фрагмента мультфильма «Крокодил Гена» ("Союзмультфильм", 1969 г., режиссер Р. Качанов, сценарий Р. Качанова и Э. Успенского. Композитор: М. Зив). Беседа. Сообщение темы занятия.
2. Артикуляционная гимнастика с героями мультфильма в игровой форме. Анализ артикуляции изучаемых звуков.
3. Развитие фонематического слуха. Игры: «Сигнальщики», с использованием синего и зеленого флажков для каждого ребенка (определение изучаемых звуков в слогах или среди других звуков); «Вольеры», с использованием обручей синего и зеленого цвета (определение изучаемых звуков в словах). «Подарки Крокодилу и Лариске» с использованием предметных картинок (определение места звука в слове).
4. Гимнастика для глаз.
5. Звуковой анализ слов, индивидуальное составление схем слов, с использованием игровой ситуации с героем мультфильма.
6. Динамическая пауза.
7. Упражнения на развитие коммуникативных навыков.
Игры: «Скажи наоборот» (дифференциация изучаемых звуков в слогах и словах, подбор слов антонимов, «Доскажи словечко», с делением слов-отгадок на слоги. Просмотр фрагмента «Чебурашка» ("Союзмультфильм", 1971 г., режиссер Р. Качанов, сценарий Р. Качанова и Э. Успенского. Композитор: В. Шаинский). После просмотра фрагмента мультфильма предлагалась игра «Подружи слова» (по картинкам фрагмента дети составляют предложения по опорным словам).
8. Продуктивная деятельность. Знакомство с буквой. Детям дается зрительный образ изучаемых звуков – буква. Для закрепления образа буквы детям предлагается нарисовать букву пальчиком в воздухе, затем написать букву пальчиком на столе и выложить из шнурка. С использованием сюжета мультфильма выполнить задание : вычеркнуть на листочке все не правильно написанные буквы.
III. Подведение итогов.
Использование мультипликационных фильмов при проведении логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами показали, что у детей увеличился активный словарь и активизировался пассивный, они стали чаще употреблять разнообразные языковые лексические и грамматические средства. Увеличился объем высказывания, темп речи. Сократилось количество ситуативных слов, прерывистость речи. Дети стали использовать большое количество прилагательных, наречий. Научились составлять описательные, повествовательные рассказы. Стремясь обыграть в своем рассказе изображение на картинке-кадре, дети пытались проявить фантазию.
Таким образом, основную цель логопедической работы в условиях дошкольного подразделения многопрофильного комплекса – оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушение в развитии устной речи в освоении ими общеобразовательных программ, в условиях логопедического пункта, возможно максимально реализовать на материале мультипликационных фильмов : дети учатся связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Кроме того, у детей развивается не только речь, но и внимание, память, воображение, логическое мышление – процессы, необходимые для последующего обучения в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду : логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2010. – 176с.
2. Бурухина А. Ф. Мультфильмы в воспитательнообразовательной работе с детьми // Воспитатель ДОУ. 2012. № 10. [Электронный ресурс]. https://tc-sfera.ru/multfilm-i-deti (дата обращения 4.03.2016)