Ирина Марченко
Обобщение опыта работы: «Мой подход к работе с детьми по здоровьесбережению».
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы : «Мой подход к работе с детьми по здоровьесбережению».
Здоровье – это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития, инициативы, сильной воли, дарования, природных способностей.
Причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются: падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России; ухудшение состояния здоровья матери; стрессы; дефицит двигательной активности; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; неполноценное питание и другое.
Публикация «Обобщение опыта работы: „Мой подход к работе с детьми по здоровьесбережению“,» размещена в разделах
Здоровый образ жизни – это такой образ, при котором поддерживаются в здоровом состоянии, а при необходимости оздоравливаются все органы и системы организма. Он включает в себя эмоционально – психическое состояние, стрессоустойчивость, двигательную активность, ритмичность и безопасность жизни.
Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в системе общественного дошкольного образования. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право ни здоровье, на счастливую жизнь. Старший дошкольный возраст имеет свои особенности: происходит становление самосознания, появляется личная заинтересованность, развивается активная познавательная деятельность интеллектуальная и эмоциональная сфера.
Ребёнок быстро обучается и усваивает. По опыту своей работы я убедилась в необходимости воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей.
Я выделила основные принципы, на которых строится система «обучения здоровью» :
- научность – предлагаемое содержание соответствует современному представлению об анатома - физиологическом строение организма человека;
- реалистичность и доступность – предлагаемый объём представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не должно быть излишней упрощённости или усложнённости;
- ценностное отношение к жизни и здоровью – весь материал должен доводить до сознания детей, что жизнь и здоровье – это огромные ценности и относиться к ним надо с умом, уважением и трепетом, что от состояния здоровья зависит вся жизнь человека, что здоровый образ жизни – необходимое условие человеческого существования;
- деловитость и значимость – предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза; нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности;
- личностно ориентированная направленность – основное внимание уделяется личностному развитию ребёнка, воспитанию направленности на сохранение долгой, здоровой, полноценной жизни, а не на болезнь;
- развивающее обучение – развивать личность творца собственной жизни;
- исследовательское познание – постановка ребёнка в активную позицию исследователя.
У большинства детей представление о роли организма в общем плане соответствуют действительности. Рассуждения старших дошкольников основаны на практическом опыте и физиологических ощущениях. Значение и роль организма в жизни человека дети понимают очень односторонне. Они недооценивают всей важности внутренних органов и не представляют себе всего многообразия их функций.
Целью моей работы является создание условий по формированию у детей понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни на основе единения с природой. Чтобы реализовать поставленную цель в полном объёме мною была разработана, на основе региональной программы «Планета детства», разработок И. В. Чупаха, Е. З. Пужаевой «Здоровый ребенок в здоровом социуме», «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»; М. Н. Сигимовой «Кто я? Какой я?», Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной «Тридцать уроков здоровья», Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра, Айболита», А. Г. Макеевой, И. А. Лысенко «Долго ли до беды?» система занятий, включающая в себя такие разделы, как «Что поможет мне быть здоровым.», «Гигиена – страж здоровья.», «Из чего я сделан.», «Пищеварение.», «Скелет и мышцы», «Сердце и кровообращение.», «Дыхание.», «Мозг и нервная система.», «Если хочешь быть здоров – закаляйся.», «Вредные привычки.», «Мои помощники.», «Ребёнок и другие люди.», «Ребёнок дома.», «Ребёнок и улица.», «Ребёнок и дорога» рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Азбука безопасности».
В результате моей работы по воспитанию здорового образа жизни с детьми старшего дошкольного возраста по формированию мотивации здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни, а также безопасности жизнедеятельности получены следующие результаты:
-появился рост активности и самостоятельности детей, устойчивости интересов к оздоровительным видам деятельности;
-дети проявляют положительное эмоциональное отношение к оздоровлению;
-заболеваемость детей старшего возраста значительно снизилась по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом;
-дети получили первичные представления о строении человеческого тела и назначении внутренних органов, познакомились с навыками оказания элементарной помощи;
- расширились знания детей об основах безопасности жизнедеятельности, которые помогут избежать опасных ситуаций, уберегут их здоровье;
-у детей сформировались поведенческие навыки.
Мотивы, побуждающие ребёнка к оздоровительной деятельности доступными для него способами, постепенно переросли в жажду знаний, потребность к самопознанию. Своевременно сформированный навык на основе устойчивой мотивации станет залогом будущего здоровья, гарантированным результатом оздоровления ребёнка – дошкольника. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. В. А. Сухомлинский писал: " Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".