Ангелина Токарева
Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Нужно ли задавать детям вопросы о природе?
Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения в природной среде?
Что важнее эстетическое воспитание в природе или знание о ней.
Я думаю,что детям нужно задавать вопросы на различные темы по природе, чтобы выяснить уровень знаний, умений, навыков детей, насколько они близки к природе, а в чём-то отстают.
Публикация «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенок умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
В своей работе с детьми я использую следующие формы :
• Национально-региональный компонент;
• научность и доступность понятий;
• занятия;
• экскурсии;
• экологические сказки;
• практическая деятельность в природе;
• эксперименты и опыты;
• развивающие дидактические игры.
• выставки
• проектная деятельность
• творческие задания
• познавательно-исследовательская деятельность
• продуктивная деятельность
В результате проделанной работы я отмечаю, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.
Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с МУК «Музеем истории и культуры Сысольского района». С детьми старшего возраста мы посещали музей, с интересом рассматривали экспонаты и слушали рассказы о природе нашего края, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Экскурсовод рассказал детям и об экологических проблемах Коми Республики. В группе оформили уголок «Родная сторонка»,в уголке подобрана краеведческая литература, отражающая быт, культуру, природу коми края. Тематические альбомы : «Наш север», «Искусство коми народа», «Животный и растительный мир Коми края».Открытки «Заповедные места», «Города Р. Коми». Моя работа направлена не только дать детям знания о коми республике,сколько вызвать чувства любви к родным местам.
Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь.
Последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение.
В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.
Я проводила опрос, наблюдения за детьми и выяснила, что у детей сформировался определенный запас знаний о растениях и животных, расшилось представление о труде людей, о профессиях, о значении охраны природы. Дети стали более любознательны и наблюдательны, стал расти интерес к природе, к родному краю, родному селу.
Мои воспитанники участвовали в познавательно-исследовательской- деятельности, в проектах: «Формирование у детей интереса к родному краю», групповой проект «Что такое тундра» (2014 г., «Формирование у детей познавательного интереса к природе», презентация проекта «Секреты Йоника»(2015 г., «Кто больше всех радуется весне?» Детские проекты (2016 г.)
Результаты работы показали, что дошкольники могут выполнять проектную деятельность вместе со взрослыми, при этом наблюдается отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Мои воспитанники участвовали : В районом конкурсе «Я маленький - исследователь» проект «Что такое тундра» - 1место (2014г.)
В районом конкурсе «Юные друзья природы» -2место(2014)
Опыт показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, любить и восхищаться природой, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.
Надеюсь и в дальнейшем вести детей в мир природы, удивительный и прекрасный, щедро делиться своими знаниями.
В дальнейшем планирую продолжать свою работу в следующих направлениях:
продолжить знакомить детей с растениями и животными родного края, в том числе и с редкими;
устройство клумбы на участке детского сада для выращивания интересных видов цветов, растений;
продолжать сотрудничество с МУК «Музеем истории и культуры Сысольского района» ;
расширять словарный запас детей, закреплять имеющиеся знания с помощью дидактических игр, чтения художественной литературы;
пополнять свои наработки новыми материалами и новой литературой.
планирую продолжить работу по формированию осознания экологической ценности природы и ее единства с человеком.
применять в образовательном процессе инновационные педагогические технологии, а именно проектный метод, ИКТ.
совместно с детьми найти увлекательные темы для проектов по экологическому воспитанию.