Римма Москаленко
Картотека игр для работы с эмоциональными и поведенческими проблемами дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивность
Воробьиные драки
Цель: Снятие физической агрессии.
Содержание: Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и «лапки» у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
Источник: Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014.
Минута шалости
Публикация «Картотека игр для работы с эмоциональными и поведенческими проблемами дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Цель: Психологическая разгрузка
Содержание: Ведущий по определённому сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты завершает детские шалости.
Источник: Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014.
Упрямый капризный ребенок
Цель: Преодоление упрямства, негативизма
Содержание: Дети, входящие в круг (обруч, по очереди изображают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее.» Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: «ребенок» капризничает, «родитель» уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
Источник: Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014
Маленькое привидение
Цель: Обучение способам выражения гнева в социально приемлемой форме
Содержание: Ведущий. Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить. Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры «привидения» превращаются в детей.
Источник: Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
Брыкание
Цель: Снятие физической агрессии, психологическая разгрузка.
Содержание: Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
Источник: Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014.
Драка
Цель: Снятие агрессии, мышечного напряжения, обучение способам саморегуляции.
Содержание: Ведущий. Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?
Источник: Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014.
Нарисуй свой гнев
Цель: Отреагирование агрессивных переживаний.
Содержание: Ребенку предлагается подумать о той ситуации, которая вызывает гнев и агрессию. Ребенка просят ответить, в каких частях тела он ощущает свой гнев, на что он похож, какого он цвета? А затем ребенку предлагается нарисовать свой гнев. После рисунок нужно обсудить и вместе с ребенком подумать что с ним можно сделать.
Источник: Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб, Речь, 2006.
Уходи, злость, уходи!
Цель: Снятие агрессии, мышечного напряжение, саморегуляция, релаксация.
Содержание: Играющие ложатся на ковер по кругу- Между ними - подушки. Закрыв глаза, они начинают изо всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.
Источник: Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014.
Я могу защитить
Цель: Формирование умения применять агрессивные действия в социально-желательных целях
Содержание: Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить.». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить., потому что.».
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Три подвига Андрея
Цель: Формирование умения применять агрессивные действия в социально-желательных целях
Содержание: Упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим. Ведущий рассказывает историю о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей сможет только тогда, когда совершит три подвига, очень трудных и опасных. Далее дети вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги, например, как Андрей избавил город от громадного злого дракона или спас маленькую девочку от беспощадного бандита. Остальные дети при этом играют сопутствующие роли, например, роли дракона, замка, в котором он жил, деревьев в дремучем лесу по дороге к замку и т. п. Каждый подвиг может разыгрываться на отдельном занятии.
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Почему подрались мальчики
Цель: Развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия)своего агрессивного поведения.
Содержание: Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие ана-логичные рисунки, задавая те же вопросы
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Гиперактивность
Слушай хлопки
Цель: Саморегуляция двигательной активности, развитие внимания.
Содержание: Дети передвигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста», если два раза - позу «лягушки». На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Источник: Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014
Запрещённое движение
Цель: Саморегуляция двигательной активности, развитие внимания.
Содержание: Взрослый показывает движения, которые ребёнок повторяет. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять.
Источник: Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014.
Послушай тишину
Цель: Развитие внимания и умения владеть собой.
Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.
Источник: Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
Кричалки, шепталки, топчанки
Цель: Снятие напряжения, саморегуляция двигательной активности, развитие внимания.
Содержание: Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь («кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь («шепталка») - можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» (синяя ладонь) - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
Источник: Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014
Клубочек
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Величина клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, то сразу успокаивается. Когда подобная игра станет для ребёнка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завёлся».
Источник: Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
Разговор с руками
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Если ребёнок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять игру с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы?». Если ребёнок не подключается к разговору, продолжите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки «пообещают», что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребёнок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные ручки и их хозяина.
Источник: Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
Час тишины и час «можно»
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции
Содержание: Взрослому нужно договориться с ребёнком, что, когда он устанет или займётся важным делом, будет наступать час тишины. Он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час «можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. При помощи этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, который взрослый адресует ребёнку.
Источник: Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014
Страхи
Конкурс «Боюсек»
Цель: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
Содержание: Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека, например, боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-нибудь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, например: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. В конце определяется победитель конкурса — это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Закончи предложение
Цель: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
Содержание: Детям предлагается по очереди закончить предложения: «Дети обычно боятся.» «Взрослые обычно боятся.» «Мамы обычно боятся.» «Учителя (воспитатели) обычно боятся.» При обсуждении делается вывод о том, что иногда страх испытывают все люди и это совсем не стыдно. Причем часто бывает так, что некоторые страхи с возрастом исчезают, например, ни один
взрослый уже не боится оставаться один дома, а подростки даже любят быть одни и закрывают дверь своей комнаты.
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Рисунок «Очень страшное»
Цель: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
Содержание: Каждому из детей предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то очень страшное», а затем рассказать о нем.
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Петушиный бой
Цель: Стимулировать проявление агрессии у детей со страхами, аффективная стимуляция ребенка.
Содержание: Двое детей — петушки, — прыгая на одной ноге, дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил второй ногой на пол, что означает его проигрыш.
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Книга моих подвигов
Цель: Содействовать повышению самооценки детей.
Содержание: Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг — побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый ребенок придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них.
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Пчелка в темноте
Цель: Коррекция страха темноты, замкнутого пространства, высоты.
Содержание: Ведущий: «Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».
Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты. Игра проводится с одним ребенком или группой детей.
Источник: Щитова Е. В. Работа с родителями практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Щитова. - Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. 2014
Тревожность
Имя шепчет ветерок
Цель: Повышение самооценки детей
Содержание: Ведущий просит детей представить, что с ними хочет подружиться. ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван-я-я, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик или камешки на дороге.
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Я не упаду
Цель: Формирование доверия к окружающим.
Содержание: На полу ведущий раскладывает канат (толстую веревку) примерно двухметровой длины, так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая фигура. Один ребенок снимает обувь и становится на край каната двумя ногами (пяточка одной ноги касается пальцев другой). Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, способствующие его передвижению по канату («шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т. п.). Ребенку необходимо, не сойдя с каната, пройти его весь — с начала до конца. Это упражнение выполняют по очереди все дети.
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Конкурс хвастунов
Цель: Повышение самооценки, осознание своих положительных качеств
Содержание: Взрослый предлагает детям посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я — красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я добро-желательный», и т. п. Взрослый при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Я очень хороший
Цель: Повышение самооценки.
Содержание: Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Непослушные подушки
Цель: Предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания
Содержание: Взрослый рассказывает детям о том, что у них в комнате для занятий появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться. не буду есть.» и т. п. Затем ведущий предлагает детям поиграть в такие подушки. Игра происходит следующим образом: играет пара — взрослый и ребенок, остальные наблюдают за происходящим. Играют все дети по очереди. Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.
Источник: Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006.
Покатай куклу
Цель: Снятие зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.
Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях) затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.
Источник: Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
Добрый - злой, веселый - грустный
Цель: Расслабление мышц лица, развитие спонтанности в поведении, повышение самооценки.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы:
«Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т. д. ?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.
Источник: Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.