Лучший педагог года

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее»

Чирохина Ольга Николаевна
Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее»
▼ Скачать + Заказать документы

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Современный музей активно участвует в процессе непрерывного образования, решая развивающие, образовательные и воспитательные задачи, способствуя социализации личности. Музейные предметы, несущие в себе социальный опыт и глубокое гуманистическое содержание, приобщают ребёнка к культуре и окружающему миру. Музейное искусство является проводником накопленных культурных ценностей, социальных норм, что способствует социализации личности.

Публикация «Из опыта работы „Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее“» размещена в разделах

Период дошкольного детства относится к наиболее важной для формирования личности первичной или детской социализации, поскольку формирует её базовую структуру. Используя различные специфические средства (музейный предмет и др., музей способствует социализации и социальной адаптации детей дошкольного возраста, удовлетворяя свои значимые потребности.

Дети с ОВЗ – это дети, образование которых призвано быть более индивидуализированным, оно часто требует использования специальных методов и средств, обеспечения особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Созданное музейное образовательное пространство ориентировано на обеспечение различных направлений развития дошкольников с ОВЗ и решает соответствующие задачи:

социально-коммуникативное направление (искусство – средство реабилитации ребенка, имеющего проблемы в здоровье и развитии; развитие способностей происходит в процессе музейной коммуникации – вербальные и невербальные средства общения);

эмоциональное направление (развитие духовного потенциала личности ребенка, воспитание культуры чувств посредством обретения опыта эмоционального реагирования на произведения изобразительного искусства);

эстетическое направление (приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея, пробуждение интереса к музеям, развитие художественного восприятия, образного мышления);

историко-художественное (воспитание ценностного отношения к искусству и к историческому прошлому, вовлечение ребенка в художественно-эстетическую деятельность, создание прекрасного своими руками);

патриотическое направление (формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию региона)

Ценным в музейном образовании, с точки зрения решения задач социализации и развития детей с ОВЗ, является то, что в музейном образовании происходит не только передача конкретного содержания, но и создание специальных условий, где у ребенка появляется возможность выбирать личностно значимое содержание, посотрудничать с другими по поводу этого содержания.

Занятия в музее могут заканчиваться продуктивной деятельностью, где дети могут нарисовать «картину», расписать игрушку, изготовить куклу и т. д., что дает наибольший эффект в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Одним из вариантов расширения образовательного пространства дошкольников с ОВЗ, индивидуализации их образования является, на наш взгляд, реализация идей музейной педагогики, которая выступает как уникальная практика культурной и социально-образовательной деятельности в детском саду.

Одним из основных направлений работы нашего учреждения является коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речевого развития.

Развитие речи ребенка в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. Связная речь – главный показатель уровня развития детской речи.

Взяв во внимание всё выше сказанное, решили организовать мини-музей на базе детского сада.

Цель:

- развить познавательную мотивацию, когнитивные процессы детей старшего возраста с ТНР через реализацию направления «Музейная педагогика».

Задачи:

Формирование у дошкольников представления о музее.

Расширение кругозора у дошкольников.

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Развитие творческого и логического мышления, воображения.

Формирование активной жизненной позиции.

Обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами.

Способствовать социализации детей с ОВЗ.

Мини-музей разместили в помещении библиотеки, так как там нет перенасыщенной среды, зато имеются столы для познавательно-исследовательской деятельности и рассматривания наглядного материала, дидактических игр, мультимедийная установка, позволяющая познакомиться с объектами, которые невозможно представить на экспозиции. Данное помещение дает возможность посещать экспозиции всем группам детского сада, не нарушая воспитательно-образовательный процесс. Мы использовали вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже, стенд для наглядной информации, речевого материала, дидактических игр, легких экспонатов, а также мультимедийную установку.

Этапы создания мини-музея

Подготовительный этап: Выбор темы мини-музея, определение путей создания мини-музея.

Практический этап: Совместная реализация идей первого этапа (оформление, сбор экспонатов, оформление коллекций, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов).

Заключительный этап: Разработка и проведение экскурсии.

Принципы создания мини-музея

1.Принцип интеграции. При создании музея учитываем содержание образовательной программы ДОУ. Музей способствует реализации её общих задач и задач отдельных разделов.

2.Принцип деятельности и интерактивности. При подборе экспонатов поддерживаем детскую инициативу, позволяем брать в руки их, играть с некоторыми экспонатами. Дополняем музей собственными детскими работами.

3.Принцип научности. Экспонаты достоверно отражают заявленную тему, объясняют явления на доступном, но в то же время научном уровне.

4.Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея периодически меняются по тематике, экспонатам. Одни экспонаты убираются, другие – добавляются в экспозицию.

5.Принцип разнообразия. Экспонаты разнообразны по форме, содержанию, размерам.

6.Принцип безопасности. Оформление мини-музея не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольников. Дети свободно достают до любого уголка мини-музея.

7.Принцип непрерывности. Мини-музей связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью.

8.Принцип партнёрства. Мини-музей даёт возможность ДОУ наладить контакты с социумом.

Продумали формы работы в мини-музее:

1. Беседы с детьми, рассказ.

2. Экскурсии для детей.

3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.

4. Дидактические игры.

5. Загадки.

6. Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.

Тематика экспозиций

2013-2014 уч. год. Некоторые темы экспозиций мы старались связать с изучаемой лексической темой (например: мини-музей посуды, электроприборов и т. д., некоторые с явлениями общественной жизни, другие с интересами самих детей.

• «Электроприборы».

• «Такая разная посуда».

• «Волшебные предметы».

• Олимпиада «Сочи 2014».

• «Город кукол».

2014-2015 уч. год. Темы экспозиций помогали решать вопросы духовно – нравственного и патриотического воспитания.

• «Мой город – Саров»

• «Серафим Саровский»

• «Нижегородский край»

• «Промыслы Нижегородской области»

• «Чудо-игрушки»

2015 – 2016 уч. год. Поменяли форму работы в мини-музее: каждая экспозиция – продукт проектной деятельности отдельно взятой группы.

• Достопримечательности города

• Серафим Саровский

• Достопримечательности Н. Новгорода

• Промыслы Нижегородской земли

• Город мастеров

• Музей Деда Мороза

• В гости к матрешкам

• В гостях у сказки

• Русские богатыри

Взаимодействие с социумом

Экскурсии

-в городской музей

-в музей воинской части

-в художественную галерею

-в музей Вов в лицее №3

-в музей народной игрушки

Практическая значимость

Разработан перспективный план работы мини-музея

Разработаны конспекты экскурсий по темам экспозиций

Оформлены тематические папки по темам с наглядным и речевым материалом

Изготовлены дидактические игры и некоторые экспонаты

Взаимодействие с семьями воспитанников

Консультации для родителей:

«Зачем нужны музеи?»

«В музей с ребёнком»

«Я поведу тебя в музей»

Привлечение к сбору экспонатов

Привлечение к изготовлению экспонатов:

Башня с часами (бумага)

Храм Иоанна Предтечи (спички)

Игрушки из глины и соломы

Посуда с элементами народной росписи

Тряпичные куклы

Экскурсии по музею для родителей (детские)

Рекомендации по совместному посещению музеев

Результаты работы

1. Развитие речевых компетенций детей:

Качественно улучшилось звукопроизношение, оно приблизилось к возрастной норме.

Активизировался словарь детей: они узнали много новых слов: существительных, глаголов, прилагательных.

- Для грамматического строя речи стало характерным употребление предлогов, согласование различных частей речи, построение предложений.

- Связное речевое высказывание детей стало отличаться более четкой формулировкой мысли, последовательностью изложения.

2. У детей сформировались представления о музее

3. Расширился кругозор по представленным экспозициям

4. Организация мини-музея способствовала развитию познавательного интереса, интереса к сбору экспонатов для коллекций

5. Организация мини-музея способствовала обогащению предметно-развивающей среды

В целом, музейная педагогика наряду с другими образовательными технологиями и средствами может служить эффективным способом социализации дошкольников с ОВЗ. Она предоставляет ребенку с ОВЗ возможность выбора значимого содержания, возможность индивидуального отношения к предлагаемым знаниям и ценностям в зависимости от личностных эмоциональных, интеллектуальных и др. особенностей, дает возможность реализовать потребность в свободном выборе своих действий, обеспечивает совместность с другими и самореализацию.

Также музейная педагогика направлена на активное освоение детьми социокультурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с этим богатством.

Планы на будущее

• Расширять тематику экспозиций

• Продолжать привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе музея

• Уделять внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию

Публикации по теме:

«Наши уроки плетения».  Рекомендации из опыта работы в мини-музее группы«Наши уроки плетения».  Рекомендации из опыта работы в мини-музее группы Предлагаю вашему вниманию рекомендации по организации работы в мини - музее группы. " НАШИ УРОКИ ПЛЕТЕНИЯ. " Создание мини - музеев в детском.

Доклад из опыта работы «Развитие творческой активности, укрепление здоровья ребенка через нетрадиционные методы оздоровления» МКДОУ «Детский сад № 10» Доклад на тему: «Развитие творческой активности, сохранение и укрепление здоровья ребенка через нетрадиционные.

Индивидуальный план работы по самообразованию «Обогащение социального опыта детей в игре» ФИО: Хихаева Загра Бахвадиновна. Должность: воспитатель. Образование: Среднее-специальное. Годовые задачи ДОУ: 1. Оптимизация работы по.

«К здоровой семье — через детский сад» (из опыта работы) К здоровой семье – через детский сад Динамика здоровья подрастающего поколения за последние 10-15 лет характеризуется весьма неблагоприятными.

Обобщение опыта работы «Обогащение представления о родном городе и стране посредством виртуальных путешествий» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» - филиала.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи через воспитание любви к Родине» Цель: Расширять представления детей о стране, в которой мы живём. Вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы) В настоящее время невостребованные в 90-х годах ясли переживают настоящий «бэби бум». Родители вынуждены записывать своих детей в очередь.

Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу-скрутку (из опыта работы) Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений,.

Из опыта работы «Приобщение дошкольников к словесному творчеству с использованием нетрадиционных форм и методов работы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Многие используют в своей работе с детьми различные методики для развития связной речи. Основная цель –.

Сообщение из опыта работы «Воспитание ЗОЖ через организацию образовательной деятельности по валеологии и ОБЖ» На первом этапе работы по валеологическому воспитанию моя задача помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее»
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 22:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее»» (включая файлы) размещена пользователем Чирохина Ольга Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД