Чирохина Ольга Николаевна
Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее»
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Современный музей активно участвует в процессе непрерывного образования, решая развивающие, образовательные и воспитательные задачи, способствуя социализации личности. Музейные предметы, несущие в себе социальный опыт и глубокое гуманистическое содержание, приобщают ребёнка к культуре и окружающему миру. Музейное искусство является проводником накопленных культурных ценностей, социальных норм, что способствует социализации личности.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Период дошкольного детства относится к наиболее важной для формирования личности первичной или детской социализации, поскольку формирует её базовую структуру. Используя различные специфические средства (музейный предмет и др., музей способствует социализации и социальной адаптации детей дошкольного возраста, удовлетворяя свои значимые потребности.
Дети с ОВЗ – это дети, образование которых призвано быть более индивидуализированным, оно часто требует использования специальных методов и средств, обеспечения особой пространственной и временной организации образовательной среды.
Созданное музейное образовательное пространство ориентировано на обеспечение различных направлений развития дошкольников с ОВЗ и решает соответствующие задачи:
– социально-коммуникативное направление (искусство – средство реабилитации ребенка, имеющего проблемы в здоровье и развитии; развитие способностей происходит в процессе музейной коммуникации – вербальные и невербальные средства общения);
– эмоциональное направление (развитие духовного потенциала личности ребенка, воспитание культуры чувств посредством обретения опыта эмоционального реагирования на произведения изобразительного искусства);
– эстетическое направление (приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея, пробуждение интереса к музеям, развитие художественного восприятия, образного мышления);
– историко-художественное (воспитание ценностного отношения к искусству и к историческому прошлому, вовлечение ребенка в художественно-эстетическую деятельность, создание прекрасного своими руками);
– патриотическое направление (формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию региона)
Ценным в музейном образовании, с точки зрения решения задач социализации и развития детей с ОВЗ, является то, что в музейном образовании происходит не только передача конкретного содержания, но и создание специальных условий, где у ребенка появляется возможность выбирать личностно значимое содержание, посотрудничать с другими по поводу этого содержания.
Занятия в музее могут заканчиваться продуктивной деятельностью, где дети могут нарисовать «картину», расписать игрушку, изготовить куклу и т. д., что дает наибольший эффект в работе с дошкольниками с ОВЗ.
Одним из вариантов расширения образовательного пространства дошкольников с ОВЗ, индивидуализации их образования является, на наш взгляд, реализация идей музейной педагогики, которая выступает как уникальная практика культурной и социально-образовательной деятельности в детском саду.
Одним из основных направлений работы нашего учреждения является коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речевого развития.
Развитие речи ребенка в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. Связная речь – главный показатель уровня развития детской речи.
Взяв во внимание всё выше сказанное, решили организовать мини-музей на базе детского сада.
Цель:
- развить познавательную мотивацию, когнитивные процессы детей старшего возраста с ТНР через реализацию направления «Музейная педагогика».
Задачи:
Формирование у дошкольников представления о музее.
Расширение кругозора у дошкольников.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Развитие творческого и логического мышления, воображения.
Формирование активной жизненной позиции.
Обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами.
Способствовать социализации детей с ОВЗ.
Мини-музей разместили в помещении библиотеки, так как там нет перенасыщенной среды, зато имеются столы для познавательно-исследовательской деятельности и рассматривания наглядного материала, дидактических игр, мультимедийная установка, позволяющая познакомиться с объектами, которые невозможно представить на экспозиции. Данное помещение дает возможность посещать экспозиции всем группам детского сада, не нарушая воспитательно-образовательный процесс. Мы использовали вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже, стенд для наглядной информации, речевого материала, дидактических игр, легких экспонатов, а также мультимедийную установку.
Этапы создания мини-музея
Подготовительный этап: Выбор темы мини-музея, определение путей создания мини-музея.
Практический этап: Совместная реализация идей первого этапа (оформление, сбор экспонатов, оформление коллекций, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов).
Заключительный этап: Разработка и проведение экскурсии.
Принципы создания мини-музея
1.Принцип интеграции. При создании музея учитываем содержание образовательной программы ДОУ. Музей способствует реализации её общих задач и задач отдельных разделов.
2.Принцип деятельности и интерактивности. При подборе экспонатов поддерживаем детскую инициативу, позволяем брать в руки их, играть с некоторыми экспонатами. Дополняем музей собственными детскими работами.
3.Принцип научности. Экспонаты достоверно отражают заявленную тему, объясняют явления на доступном, но в то же время научном уровне.
4.Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея периодически меняются по тематике, экспонатам. Одни экспонаты убираются, другие – добавляются в экспозицию.
5.Принцип разнообразия. Экспонаты разнообразны по форме, содержанию, размерам.
6.Принцип безопасности. Оформление мини-музея не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольников. Дети свободно достают до любого уголка мини-музея.
7.Принцип непрерывности. Мини-музей связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью.
8.Принцип партнёрства. Мини-музей даёт возможность ДОУ наладить контакты с социумом.
Продумали формы работы в мини-музее:
1. Беседы с детьми, рассказ.
2. Экскурсии для детей.
3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.
4. Дидактические игры.
5. Загадки.
6. Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.
Тематика экспозиций
2013-2014 уч. год. Некоторые темы экспозиций мы старались связать с изучаемой лексической темой (например: мини-музей посуды, электроприборов и т. д., некоторые с явлениями общественной жизни, другие с интересами самих детей.
• «Электроприборы».
• «Такая разная посуда».
• «Волшебные предметы».
• Олимпиада «Сочи 2014».
• «Город кукол».
2014-2015 уч. год. Темы экспозиций помогали решать вопросы духовно – нравственного и патриотического воспитания.
• «Мой город – Саров»
• «Серафим Саровский»
• «Нижегородский край»
• «Промыслы Нижегородской области»
• «Чудо-игрушки»
2015 – 2016 уч. год. Поменяли форму работы в мини-музее: каждая экспозиция – продукт проектной деятельности отдельно взятой группы.
• Достопримечательности города
• Серафим Саровский
• Достопримечательности Н. Новгорода
• Промыслы Нижегородской земли
• Город мастеров
• Музей Деда Мороза
• В гости к матрешкам
• В гостях у сказки
• Русские богатыри
Взаимодействие с социумом
Экскурсии
-в городской музей
-в музей воинской части
-в художественную галерею
-в музей Вов в лицее №3
-в музей народной игрушки
Практическая значимость
Разработан перспективный план работы мини-музея
Разработаны конспекты экскурсий по темам экспозиций
Оформлены тематические папки по темам с наглядным и речевым материалом
Изготовлены дидактические игры и некоторые экспонаты
Взаимодействие с семьями воспитанников
Консультации для родителей:
«Зачем нужны музеи?»
«В музей с ребёнком»
«Я поведу тебя в музей»
Привлечение к сбору экспонатов
Привлечение к изготовлению экспонатов:
Башня с часами (бумага)
Храм Иоанна Предтечи (спички)
Игрушки из глины и соломы
Посуда с элементами народной росписи
Тряпичные куклы
Экскурсии по музею для родителей (детские)
Рекомендации по совместному посещению музеев
Результаты работы
1. Развитие речевых компетенций детей:
Качественно улучшилось звукопроизношение, оно приблизилось к возрастной норме.
Активизировался словарь детей: они узнали много новых слов: существительных, глаголов, прилагательных.
- Для грамматического строя речи стало характерным употребление предлогов, согласование различных частей речи, построение предложений.
- Связное речевое высказывание детей стало отличаться более четкой формулировкой мысли, последовательностью изложения.
2. У детей сформировались представления о музее
3. Расширился кругозор по представленным экспозициям
4. Организация мини-музея способствовала развитию познавательного интереса, интереса к сбору экспонатов для коллекций
5. Организация мини-музея способствовала обогащению предметно-развивающей среды
В целом, музейная педагогика наряду с другими образовательными технологиями и средствами может служить эффективным способом социализации дошкольников с ОВЗ. Она предоставляет ребенку с ОВЗ возможность выбора значимого содержания, возможность индивидуального отношения к предлагаемым знаниям и ценностям в зависимости от личностных эмоциональных, интеллектуальных и др. особенностей, дает возможность реализовать потребность в свободном выборе своих действий, обеспечивает совместность с другими и самореализацию.
Также музейная педагогика направлена на активное освоение детьми социокультурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с этим богатством.
Планы на будущее
• Расширять тематику экспозиций
• Продолжать привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе музея
• Уделять внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию