Приложение МААМ

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее»

Чирохина Ольга Николаевна
Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее»
▼ Скачать + Заказать документы

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Современный музей активно участвует в процессе непрерывного образования, решая развивающие, образовательные и воспитательные задачи, способствуя социализации личности. Музейные предметы, несущие в себе социальный опыт и глубокое гуманистическое содержание, приобщают ребёнка к культуре и окружающему миру. Музейное искусство является проводником накопленных культурных ценностей, социальных норм, что способствует социализации личности.

Темочки:

Период дошкольного детства относится к наиболее важной для формирования личности первичной или детской социализации, поскольку формирует её базовую структуру. Используя различные специфические средства (музейный предмет и др., музей способствует социализации и социальной адаптации детей дошкольного возраста, удовлетворяя свои значимые потребности.

Дети с ОВЗ – это дети, образование которых призвано быть более индивидуализированным, оно часто требует использования специальных методов и средств, обеспечения особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Созданное музейное образовательное пространство ориентировано на обеспечение различных направлений развития дошкольников с ОВЗ и решает соответствующие задачи:

социально-коммуникативное направление (искусство – средство реабилитации ребенка, имеющего проблемы в здоровье и развитии; развитие способностей происходит в процессе музейной коммуникации – вербальные и невербальные средства общения);

эмоциональное направление (развитие духовного потенциала личности ребенка, воспитание культуры чувств посредством обретения опыта эмоционального реагирования на произведения изобразительного искусства);

эстетическое направление (приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея, пробуждение интереса к музеям, развитие художественного восприятия, образного мышления);

историко-художественное (воспитание ценностного отношения к искусству и к историческому прошлому, вовлечение ребенка в художественно-эстетическую деятельность, создание прекрасного своими руками);

патриотическое направление (формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию региона)

Ценным в музейном образовании, с точки зрения решения задач социализации и развития детей с ОВЗ, является то, что в музейном образовании происходит не только передача конкретного содержания, но и создание специальных условий, где у ребенка появляется возможность выбирать личностно значимое содержание, посотрудничать с другими по поводу этого содержания.

Занятия в музее могут заканчиваться продуктивной деятельностью, где дети могут нарисовать «картину», расписать игрушку, изготовить куклу и т. д., что дает наибольший эффект в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Одним из вариантов расширения образовательного пространства дошкольников с ОВЗ, индивидуализации их образования является, на наш взгляд, реализация идей музейной педагогики, которая выступает как уникальная практика культурной и социально-образовательной деятельности в детском саду.

Одним из основных направлений работы нашего учреждения является коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речевого развития.

Развитие речи ребенка в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. Связная речь – главный показатель уровня развития детской речи.

Взяв во внимание всё выше сказанное, решили организовать мини-музей на базе детского сада.

Цель:

- развить познавательную мотивацию, когнитивные процессы детей старшего возраста с ТНР через реализацию направления «Музейная педагогика».

Задачи:

Формирование у дошкольников представления о музее.

Расширение кругозора у дошкольников.

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Развитие творческого и логического мышления, воображения.

Формирование активной жизненной позиции.

Обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами.

Способствовать социализации детей с ОВЗ.

Мини-музей разместили в помещении библиотеки, так как там нет перенасыщенной среды, зато имеются столы для познавательно-исследовательской деятельности и рассматривания наглядного материала, дидактических игр, мультимедийная установка, позволяющая познакомиться с объектами, которые невозможно представить на экспозиции. Данное помещение дает возможность посещать экспозиции всем группам детского сада, не нарушая воспитательно-образовательный процесс. Мы использовали вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже, стенд для наглядной информации, речевого материала, дидактических игр, легких экспонатов, а также мультимедийную установку.

Этапы создания мини-музея

Подготовительный этап: Выбор темы мини-музея, определение путей создания мини-музея.

Практический этап: Совместная реализация идей первого этапа (оформление, сбор экспонатов, оформление коллекций, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов).

Заключительный этап: Разработка и проведение экскурсии.

Принципы создания мини-музея

1.Принцип интеграции. При создании музея учитываем содержание образовательной программы ДОУ. Музей способствует реализации её общих задач и задач отдельных разделов.

2.Принцип деятельности и интерактивности. При подборе экспонатов поддерживаем детскую инициативу, позволяем брать в руки их, играть с некоторыми экспонатами. Дополняем музей собственными детскими работами.

3.Принцип научности. Экспонаты достоверно отражают заявленную тему, объясняют явления на доступном, но в то же время научном уровне.

4.Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея периодически меняются по тематике, экспонатам. Одни экспонаты убираются, другие – добавляются в экспозицию.

5.Принцип разнообразия. Экспонаты разнообразны по форме, содержанию, размерам.

6.Принцип безопасности. Оформление мини-музея не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольников. Дети свободно достают до любого уголка мини-музея.

7.Принцип непрерывности. Мини-музей связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью.

8.Принцип партнёрства. Мини-музей даёт возможность ДОУ наладить контакты с социумом.

Продумали формы работы в мини-музее:

1. Беседы с детьми, рассказ.

2. Экскурсии для детей.

3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.

4. Дидактические игры.

5. Загадки.

6. Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.

Тематика экспозиций

2013-2014 уч. год. Некоторые темы экспозиций мы старались связать с изучаемой лексической темой (например: мини-музей посуды, электроприборов и т. д., некоторые с явлениями общественной жизни, другие с интересами самих детей.

• «Электроприборы».

• «Такая разная посуда».

• «Волшебные предметы».

• Олимпиада «Сочи 2014».

• «Город кукол».

2014-2015 уч. год. Темы экспозиций помогали решать вопросы духовно – нравственного и патриотического воспитания.

• «Мой город – Саров»

• «Серафим Саровский»

• «Нижегородский край»

• «Промыслы Нижегородской области»

• «Чудо-игрушки»

2015 – 2016 уч. год. Поменяли форму работы в мини-музее: каждая экспозиция – продукт проектной деятельности отдельно взятой группы.

• Достопримечательности города

• Серафим Саровский

• Достопримечательности Н. Новгорода

• Промыслы Нижегородской земли

• Город мастеров

• Музей Деда Мороза

• В гости к матрешкам

• В гостях у сказки

• Русские богатыри

Взаимодействие с социумом

Экскурсии

-в городской музей

-в музей воинской части

-в художественную галерею

-в музей Вов в лицее №3

-в музей народной игрушки

Практическая значимость

Разработан перспективный план работы мини-музея

Разработаны конспекты экскурсий по темам экспозиций

Оформлены тематические папки по темам с наглядным и речевым материалом

Изготовлены дидактические игры и некоторые экспонаты

Взаимодействие с семьями воспитанников

Консультации для родителей:

«Зачем нужны музеи?»

«В музей с ребёнком»

«Я поведу тебя в музей»

Привлечение к сбору экспонатов

Привлечение к изготовлению экспонатов:

Башня с часами (бумага)

Храм Иоанна Предтечи (спички)

Игрушки из глины и соломы

Посуда с элементами народной росписи

Тряпичные куклы

Экскурсии по музею для родителей (детские)

Рекомендации по совместному посещению музеев

Результаты работы

1. Развитие речевых компетенций детей:

Качественно улучшилось звукопроизношение, оно приблизилось к возрастной норме.

Активизировался словарь детей: они узнали много новых слов: существительных, глаголов, прилагательных.

- Для грамматического строя речи стало характерным употребление предлогов, согласование различных частей речи, построение предложений.

- Связное речевое высказывание детей стало отличаться более четкой формулировкой мысли, последовательностью изложения.

2. У детей сформировались представления о музее

3. Расширился кругозор по представленным экспозициям

4. Организация мини-музея способствовала развитию познавательного интереса, интереса к сбору экспонатов для коллекций

5. Организация мини-музея способствовала обогащению предметно-развивающей среды

В целом, музейная педагогика наряду с другими образовательными технологиями и средствами может служить эффективным способом социализации дошкольников с ОВЗ. Она предоставляет ребенку с ОВЗ возможность выбора значимого содержания, возможность индивидуального отношения к предлагаемым знаниям и ценностям в зависимости от личностных эмоциональных, интеллектуальных и др. особенностей, дает возможность реализовать потребность в свободном выборе своих действий, обеспечивает совместность с другими и самореализацию.

Также музейная педагогика направлена на активное освоение детьми социокультурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с этим богатством.

Планы на будущее

• Расширять тематику экспозиций

• Продолжать привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе музея

• Уделять внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию

Публикации по теме:

«Наши уроки плетения».  Рекомендации из опыта работы в мини-музее группы«Наши уроки плетения».  Рекомендации из опыта работы в мини-музее группы Предлагаю вашему вниманию рекомендации по организации работы в мини - музее группы. " НАШИ УРОКИ ПЛЕТЕНИЯ. " Создание мини - музеев в детском.

Доклад из опыта работы «Развитие творческой активности, укрепление здоровья ребенка через нетрадиционные методы оздоровления» МКДОУ «Детский сад № 10» Доклад на тему: «Развитие творческой активности, сохранение и укрепление здоровья ребенка через нетрадиционные.

Индивидуальный план работы по самообразованию «Обогащение социального опыта детей в игре» ФИО: Хихаева Загра Бахвадиновна. Должность: воспитатель. Образование: Среднее-специальное. Годовые задачи ДОУ: 1. Оптимизация работы по.

«К здоровой семье — через детский сад» (из опыта работы) К здоровой семье – через детский сад Динамика здоровья подрастающего поколения за последние 10-15 лет характеризуется весьма неблагоприятными.

Обобщение опыта работы «Обогащение представления о родном городе и стране посредством виртуальных путешествий» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» - филиала.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи через воспитание любви к Родине» Цель: Расширять представления детей о стране, в которой мы живём. Вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы) В настоящее время невостребованные в 90-х годах ясли переживают настоящий «бэби бум». Родители вынуждены записывать своих детей в очередь.

Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу-скрутку (из опыта работы) Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений,.

Из опыта работы «Приобщение дошкольников к словесному творчеству с использованием нетрадиционных форм и методов работы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Многие используют в своей работе с детьми различные методики для развития связной речи. Основная цель –.

Сообщение из опыта работы «Воспитание ЗОЖ через организацию образовательной деятельности по валеологии и ОБЖ» На первом этапе работы по валеологическому воспитанию моя задача помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее»
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 22:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее»» (включая файлы) размещена пользователем Чирохина Ольга Николаевна (УИ 294697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД